Научно-инженерный центр Санкт-Петербургского электротехнического университета (ОАО «НИЦ СПб ЭТУ») — один из разработчиков подсистем «Управления и контроля функционирования» (УКФ) и «Обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания» (ОЭСО) ГАС «Выборы». О создании и развитии этих систем рассказывает генеральный директор Геннадий Тихов.
Intelligent Enterprise: Каковы были предпосылки создания УКФ и ОЭСО?
Геннадий Тихов: Опыт эксплуатации ГАС «Выборы» первой очереди (с 1995 по 2002 г.) выявил ряд проблем организационного и технического характера, связанных с отсутствием эффективных средств контроля за состоянием системы.
Большинство операций по управлению и контролю функционирования ГАС «Выборы», подготовке данных для принятия оперативных решений выполнялось вручную, что делало невозможным оперативное выявление проблем и реагирование на них. При постоянном увеличении количества избирательных кампаний разного уровня, проводимых одновременно, ручной контроль регламентов информационного обмена данными стал бы просто невозможным. Чтобы обеспечить заданные надежность и отказоустойчивость комплексов средств автоматизации (КСА) и системы в целом, а также обеспечить требования безопасности информации, требовались постоянно актуализируемые сведения о составе и состоянии программно-технических средств (ПТС), входящих в состав КСА ГАС «Выборы», о возникающих в процессе эксплуатации проблемах и неисправностях, о сроках их устранения, о сроках гарантии на оборудование и сроках его полезного использования, о наличии резервного оборудования и ЗИП и т. д.
Для решения вопросов информационного обеспечения и автоматизации процессов контроля эксплуатации системы в 2002 г. Федеральный центр информатизации при ЦИК России включил в состав ГАС «Выборы» второй очереди две новые подсистемы: «Управления и контроля функционирования» (УКФ) и «Обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания» (ОЭСО), разработка которых была поручена нашему предприятию.
Кто является пользователями подсистем? Для решения каких задач эти подсистемы применяются?
Участники процессов эксплуатации ГАС «Выборы»: ФЦИ при ЦИК России, системные администраторы избирательных комиссий субъектов РФ (КСА ИКСРФ) и территориальных избирательных комиссий (КСА ТИК), сервисные центры, обслуживающие КСА ГАС «Выборы». Программно-технические средства подсистем УКФ и ОЭСО установлены в КСА ЦИК России, КСА всех 83 субъектов РФ (83 КСА ИКСРФ и 2747 КСА ТИК), на стенде главного конструктора системы, а также в 12 сервисных центрах. Пользователями подсистем являются около 3 тыс. человек.
С использованием подсистемы УКФ решаются задачи мониторинга технического состояния и производительности серверов и контроля температурно-влажностного режима технологических помещений КСА ЦИК, инвентаризации общесистемных ПТС КСА всех уровней; контроля исполнения регламентов обмена информацией между КСА избирательных комиссий при подготовке и проведении избирательных кампаний, подготовки на стенде главного конструктора, распространения на все КСА, автоматизированного развертывания и инвентаризации пакетов обновления специального ПО с контролем версий.
Подсистема ОЭСО автоматизирует задачи учета ПТС, контроля сервисного и регламентного обслуживания всех КСА ГАС «Выборы». В рамках подсистемы реализованы функции планирования, учета и контроля поставок ПТС, их развертывания на объектах системы. Автоматизированы процессы обмена информацией по эксплуатации и сервисному обслуживанию между КСА всех уровней. В ФЦИ при ЦИК России практически за год с момента ввода подсистемы ОЭСО в эксплуатацию сформирована база данных, в которой хранятся сведения о размещении, техническом состоянии, движении, ремонтах, заменах, списании, выбытии ПТС. Информация ежедневно актуализируется. Разработаны и внедрены автоматизированные средства формирования информационными центрами ИКСРФ и доведения до сервисных центров заявок на ремонт ПТС. Планируются и контролируются сроки работ по устранению неисправностей ПТС и регламентному обслуживанию КСА. Автоматизированы процедуры обмена информацией о ПТС ГАС «Выборы» с программами бухгалтерского учета.
Каковы особенности реализации подсистем УКФ и ОЭСО, технологии выполнения основных операций?
Основной особенностью подсистем УКФ и ОЭСО стало то, что специальное ПО подсистем используется ежедневно, независимо от проведения избирательных кампаний. Другой важный фактор — наличие или отсутствие цифровых каналов передачи данных между КСА. К сожалению, большинство КСА ТИК не оборудованы цифровыми каналами передачи данных, что делает невозможным применение «коробочных» решений для реализации функций подсистем УКФ и ОЭСО, а требует разработки ПО и реализации специальных процедур информационного обмена. В качестве базовых средств для построения подсистемы УКФ используется семейство продуктов Microsoft System Center, которые реализуют функции мониторинга технического состояния и инвентаризации ПТС. Нашими специалистами реализована оригинальная технология дистанционного обновления и инвентаризации ПО с контролем версий и формированием отчетов.
Программные средства подсистемы ОЭСО разрабатывались «с нуля», так как необходимо было учесть все особенности организации процессов сервисного обслуживания, в основе которых — распределенная система сервисного обслуживания с несколькими сервисными центрами, привлекаемыми на договорной основе. Сервисные центры обеспечивают установку ПТС и учет их движения, техническое обслуживание, ремонтно-восстановительные работы на КСА, подготовку системных администраторов и т. п. Для каждого сервисного центра определена зона ответственности, включающая несколько субъектов РФ с расположенными на ее территории КСА. Сервисные центры и КСА избирательных комиссий являются источниками оперативной информации, которая ежедневно актуализируется и циркулирует в системе. В рамках подсистемы ОЭСО была разработана уникальная технология обмена информацией на основе XML-документов, при которой в каждом КСА избирательной комиссии и сервисном центре формируется фрагмент центральной базы данных, достаточный для работы данного КСА или сервисного центра. Внедренная система информационного обмена в рамках подсистемы ОЭСО позволила создать единое информационное пространство и включить в него всех участников эксплуатации и сервисного обслуживания, включая КСА ТИК, подключенные по коммутируемым каналам связи.
С какими проблемами сталкиваются специалисты вашего предприятия при разработке, внедрении и сопровождении подсистем УКФ и ОЭСО?
Основная проблема заключалась в том, что технологические процессы управления эксплуатацией и сервисного обслуживания не были ориентированы на использование автоматизированных средств. Управленческие решения принимались на основе бумажных документов, подготовка и передача которых занимала значительное время. Коренной реинжиниринг технологических процессов и организационной структуры ФЦИ при ЦИК России по ряду объективных причин был невозможен. Затруднительным также было быстрое внедрение методологий и стандартов в области управления распределенными информационными системами на основе ITIL/ITSM, а также технологии контроля уровня предоставления функциональных сервисов. Поэтому в процессе разработки специального программного обеспечения подсистем УКФ и ОЭСО и его внедрения шла взаимная адаптация технологических процессов и средств их автоматизации.
Например, данные о новых ПТС, поступающих в сервисные центры для их дальнейшего развертывания на КСА, после внедрения подсистемы ОЭСО стали передаваться поставщиками не только в бумажном виде (накладные), но и в электронном виде в согласованном формате Еxcel-файлов. Это позволило значительно сократить первичный ввод данных в систему и исключить ошибки операторов. Изменилась также и последовательность постановки ПТС на балансовый учет. До внедрения подсистемы ОЭСО в бухгалтерии ФЦИ при ЦИК России из сервисных центров собирались в бумажном виде оригиналы накладных и поставочных документов. Затем в бухгалтерских программах вручную вводилась вся информация, и ПТС ставились на учет с присвоением инвентарных номеров. Только после этого информация возвращалась в сервисный центр. После внедрения подсистемы ОЭСО информация о новых ПТС сначала автоматизированным способом вводится в базу данных подсистемы, а затем выгружается в программы бухгалтерского учета. Изменение технологии и использование подсистемы ОЭСО в этом процессе позволили сократить трудоемкость и время постановки ПТС на бухгалтерский учет с нескольких месяцев до нескольких дней (часов).
Еще одна организационная проблема заключалась в практической неготовности многих системных администраторов КСА всех уровней и сотрудников сервисных центров к освоению широкого спектра новых программных средств. Потребовалось организовать обучение, разработать специальные курсы и системы помощи.
Главной технической проблемой является количество КСА, на которых одновременно внедряются и эксплуатируются средства подсистем УКФ и ОЭСО. Кроме того, нештатные ситуации в работе подсистемы УКФ приводят к невозможности оперативного обновления программного обеспечения всех подсистем ГАС «Выборы», а в работе подсистемы ОЭСО — к потере актуальности сведений о составе ПТС на КСА, их техническом состоянии и готовности к применению. Для решения технических вопросов и оперативного реагирования на возникающие проблемы на нашем предприятии была организована служба поддержки и выделена «горячая линия», которая принимает обращения пользователей по телефону, электронной почте и факсу. На начальных этапах внедрения второй очереди подсистем количество обращений достигало нескольких сотен в месяц. Средний срок решения проблем по обращениям пользователей сейчас не превышает двух дней.
Каковы основные направления и перспективы развития подсистем УКФ и ОЭСО?
Идут работы по реализации Концепции и технического проекта развития ГАС «Выборы», в рамках которых модернизируются подсистемы УКФ и ОЭСО. Важное направление развития подсистем — переход к комплексной модели управления эксплуатацией на основе современных стандартов (ITIL/ITSM) и общей политики управления системой. Определяются функциональные сервисы и способы контроля качества их предоставления по формализованным показателям. В первую очередь речь идет о сервисах, обеспечивающих проведение избирательных кампаний, представление данных в средствах массовой информации, включая Интернет, а также о сервисах, обеспечивающих повседневную деятельность избирательных комиссий (электронная почта, делопроизводство и т. д.). В рамках подсистем ОЭСО и УКФ осуществляется переход к портальным технологиям с использованием современных мультимедиасредств представления информации. Планируется построение системы анализа данных по процессам управления эксплуатацией, необходимой для принятия оперативных решений ФЦИ при ЦИК России, внедрение реализованных нашим предприятием оригинальных средств построения нерегламентированных запросов к базе данных и отчетов с использованием объектного описания предметной области.
Александр Сокольчук
начальник Управления сбора и обработки информационных ресурсов ГАС «Выборы» ФЦИ при ЦИК РоссииСоздание и внедрение во второй очереди ГАС «Выборы» подсистемы УКФ значительно повысило уровень автоматизации задач управления системой, сократило трудоемкость и время подготовки данных для принятия оперативных решений. С использованием подсистемы УКФ одновременно контролируется ход подготовки и проведения единого дня голосования по более чем 7,5 тыс. избирательных кампаний. За счет непрерывного мониторинга и анализа состояния системы, предупреждения сбоев и нештатных ситуаций, автоматизации процессов обновления и инвентаризации с контролем версий повысились управляемость и надежность функционирования ГАС «Выборы» в целом и отдельных ее составляющих.
Александр Попов,
начальник Управления эксплуатации и развития ГАС «Выборы» ФЦИ при ЦИК РоссииПодсистема ОЭСО активно используется в ГАС «Выборы» с августа 2003 г. К настоящему моменту в ФЦИ при ЦИК России сформирована актуальная база данных, в которой содержится около полутора миллионов записей, включая данные о более чем 250 тыс. учетных единиц и более чем 35 тыс. документов. Внедрение программных средств подсистемы ОЭСО значительно сократило число ручных операций в процессе учета ПТС и контроля сервисного обслуживания, а время передачи информации между участниками технологических процессов сократилось в десятки раз. Подсистема ОЭСО — незаменимый инструмент, обеспечивающий полный учет всех программно-технических средств ГАС «Выборы», контроль процессов их эксплуатации и сервисного обслуживания системы.