Государственным заказчиком ГАС «Выборы» является ЦИК России. Для организационного, информационного и методического обеспечения системы в 1995 г. был создан Федеральный центр информатизации (ФЦИ при ЦИК России), курирующий все вопросы, связанные с эксплуатацией и развитием ГАС «Выборы». Об этой работе рассказывает руководитель ФЦИ при ЦИК России Михаил Попов.
Intelligent Enterprise: В России действуют несколько очень крупных государственных автоматизированных систем, охватывающих всю страну. Есть ли у ГАС «Выборы» какие‑либо принципиальные отличия с точки зрения построения ее как ИТ‑системы?
Михаил Попов: Во-первых, ГАС «Выборы» — одна из старейших, если не самая долгоживущая из государственных ИТ‑систем. Во-вторых, ее плановая функциональность реализована в полном объеме и регулярно используется. В-третьих, ГАС «Выборы» остается единственной системой, функционирование которой полностью подкреплено законодательной и нормативной базами, включая отдельный Федеральный закон № 20‑ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”». Четвертое существенное отличие заключается в том, что сама ГАС «Выборы» и действует согласно законодательству, и помогает обеспечивать соблюдение правовых норм. Есть более 150 законов, которые учитываются в ГАС «Выборы». Они определяют порядок проведения выборов, порядок распределения мандатов, сроки и все избирательные процедуры. Все алгоритмы системы должны соответствовать законодательству. ГАС «Выборы» является одной из гарантий участия каждого избирателя страны в выборах и референдумах. Пятая и очень существенная особенность системы — это работа под прицелом всех участников политического процесса. Если падает интернет-портал министерства, например, то это просто техническая неполадка. Если бы упал наш портал в день выборов, это немедленно было бы истолковано как попытка скрыть или изменить какие‑либо данные. Если человек приходит на выборы и не находит себя — на это немедленно обращают внимание политические партии. Такая публичность сводит наше право на ошибку практически к нулю.
При этом наша система защищена, но информация из нее доступна всем желающим. Для нас основная задача безопасности — уберечь данные в системе от искажений.
Основная часть функций системы — контроль за соблюдением законодательства и при проведении выборов всех уровней, и на этапе выдвижения и регистрации кандидатов, и при формировании и расходовании средств избирательных фондов.
Еще одно отличие — работа в принципиально разных режимах в определенные периоды времени. В дни голосования основная функция системы — сбор результатов голосования и их донесение в неизменном виде до широкой общественности. В период проведения избирательных кампаний информационное обеспечение избирательных комиссий всех уровней, контроль за соблюдением законодательства, контроль финансирования политических партий. В межвыборный период — подготовка и проверка списков избирателей, обеспечение повседневной деятельности, в том числе кадры, финансы, хозяйственная деятельность, формирование списков для судов присяжных заседателей. Кроме того, ГАС «Выборы» — это огромный архив и хранилище данных по прошедшим кампаниям.
Архитектура системы древовидная, включает три основных уровня. Первый — уровень территориальных избирательных комиссий, следующий — уровень комиссий субъектов, третий, высший уровень — ЦИК России. В основе системы — единая распределенная база данных, одна для всех подсистем. С точки зрения ИТ есть еще одна особенность — наличие ярко выраженных пиковых нагрузок в единые дни голосования, когда дважды в год проводятся выборы всех уровней по всей стране. Также с 2009 г. было принято решение поднимать данные обо всех местных выборах до уровня ЦИК России. В марте 2008 г. состоялось 2300 выборов, из них на КСА ЦИК России обрабатывались сведения по 800 с небольшим кампаниям. В марте 2010 г. состоялось более 6000 кампаний, и сведения обо всех обрабатывались на на КСА ЦИК России. В октябре 2010 г. будут обработаны уже около 8000 кампаний.
Каковы ближайшие планы изменений в ГАС «Выборы»?
Система создана в 1995 г. До 2004 г. она работала по одному техническому решению, а после — по тому, которое действует сейчас. Система показала свою надежность, стабильность работы, но меняются задачи, растут вычислительные мощности. Поэтому мы сейчас одновременно занимаемся и реализацией принятой «Концепции развития ГАС “Выборы” до 2012 г.», и разработкой дальнейших планов модернизации.
Одно из направлений Концепции — обновление оборудования. Основной парк техники, на которой работает ГАС «Выборы», был закуплен в 2003—2004 гг. Он устарел и нуждается в замене. Все эти работы организует и координирует ФЦИ при ЦИК России. Ведь если на Камчатке сломался ПК, то это наша проблема. Территориальной комиссии конечно, тоже, поскольку им не на чем работать, но в целом проблема наша.
Проведение такого масштабного аппаратного апгрейда — проект сложный. Тем более что одновременно запланирована миграция ГАС «Выборы» с Oracle 9 на Oracle 11. Эти два процесса мы именуем сменой программно-аппаратной платформы. Замена оборудования по всей стране пройдет в течение двух лет. В I квартале будущего года будет обновлена техника в 37 субъектах РФ, в первом полугодии — в остальных. Имеется в виду все оборудование комиссий и все ПО, как общее, включая лицензии на него, так и специальное. Плюс все оборудование для резервного копирования, контроля доступа, обеспечения безопасности.
Мы ведем и единый балансовый учет, и учет движения всех технических средств ГАС «Выборы», в том числе при перемещении из фонда замены. Создана сводная база данных обо всем оборудовании и регламенты ее обновления. Это учитывается в подсистеме ОЭСО, которая автоматизирует контроль движения материальных ценностей.
Как организована техническая поддержка на местах?
Система обслуживания ГАС «Выборы» опирается на сервисные центры. Их 12, каждый отвечает за определенный регион, полностью обеспечивая техподдержку территориальных комиссий и комиссий субъектов РФ. Сервисные центры составляют совместно с избирательными комиссиями планы замены оборудования, которые затем все собираются в ФЦИ. Для смены программно-аппаратной платформы уже готовы детальные планы с точностью до субъекта. Детализация ниже, до конкретного райцентра еще в работе, но все эти планы окончательно консолидируются и координируются в ФЦИ при ЦИК России.
Год ушел на детальную проработку смены платформы. Это были испытания техники на стендах, испытания в опытной зоне, уже максимально приближенные к «боевым», нагрузочные тесты. Это большая работа, которая позволила точно определиться с техническими решениями, а ведь были варианты, которые отличались по цене на порядок. Сейчас полным ходом идут испытания в опытной зоне.
Для оптимизации технической поддержки планируем развертывание единого централизованного сервис‑деска. В целях сокращения расходов на сопровождение мы хотим перейти к единой системе фиксации сбоев и замечаний, чтобы были видны все проблемы со всеми приложениями, входящими в ГАС «Выборы» по всей стране. Для развития системы очень важен полноценный анализ происходящего. Сейчас это важное знание распределено между сервисными центрами, разработчиками и нами. У нас есть доступ ко всей этой постоянно собираемой статистике, но опосредованный, через исполнителей. В такой ситуации не может быть полного контроля за ситуацией, а он необходим. Над организацией программного-аппаратного комплекса, который позволит это сделать, мы уже работаем, общее видение сформировано, в том числе и организационных процессов. Возможно, этот проект будет реализован в следующем году.
Практически все ИТ-подразделения как коммерческих, так и государственных структур в последние два года были поставлены перед необходимостью сокращать издержки. Какова ситуация у вас?
У нас, как и у большинства компаний, соотношение затрат на поддержку и на разработку — 70% и 30%, но разработка идет волнообразно. Иногда, в периоды значительных изменений в законодательстве, например, соотношение бывает и 50 на 50. А что касается издержек, то кризис и нас не обошел стороной.
Я начал работать в ФЦИ при ЦИК России летом 2008 г. Был известен бюджет на три года вперед. Затем в связи с кризисом нам заметно снизили финансирование, не на несколько процентов. На следующий год финансирование осталось на прежнем, урезанном уровне. В этом году бюджет будет увеличен, но очень незначительно. В следующем году, видимо, будет еще рост, на 12% примерно. Это требует серьезного перераспределения внутренних ресурсов, особенно учитывая намеченный апгрейд оборудования и ПО. Реально это означает, что задач стало намного больше, а денег — меньше.
Мы находимся в процессе внедрения ITIL-методологии и рассчитываем со временем на ее основе серьезно поднять эффективность технической поддержки. Но процесс выработки метрик, определения необходимых уровней сервиса движется не быстро. Спрогнозировать точно объем работы, который придется выполнить сервисному центру, сложно. А средний показатель снижения финансирования сервисным центрам за последние два года — 25—30%. Поэтому возникли серьезные требования к снижению издержек и повышению эффективности техподдержки, но пока еще до конца эта задача не формализована.
По итогам только прошлого года, когда очень серьезно был поставлен вопрос снижения расходов и точного соблюдения контрактных обязательств нашими контрагентами, за счет жесткого контроля договоренностей мы перечислили в бюджет свыше 40 млн руб. пени за неисполнение условий контрактов. Летом этого года в ФЦИ прошла реорганизация юридической службы, чтобы повысить качество составления договоров, проведения конкурсов, а в конечном итоге — повысить ответственность подрядчиков за свою работу.
Вы руководите ФЦИ при ЦИК России с 2008 г. Чего удалось добиться за это время?
Основное — повышение надежности работы всех звеньев системы. С использованием системы проведено такое количество избирательных кампаний, что можно быть уверенным — и ПО и оборудование работают как положено. По каждому элементу разработаны регламенты и процедуры восстановления. Нужно было исключить форс-мажоры, перейти к отработке штатных ситуаций, с известными правилами устранения даже серьезных сбоев.
Важно было вывести всю работу на хорошо управляемый, предсказуемый уровень, особенно в дни голосований, когда возникают пиковые нагрузки. Сейчас мы пришли к пониманию того, как эти пики сгладить, чтобы система работала штатно даже в такие особые периоды. Тут мы похожи на сотовых операторов: для них новогодний пик звонков — нормальная ситуация. Вот перед первым единым днем голосования я очень волновался, это правда. Ведь по объему информации нагрузка в это время сопоставима с нагрузкой на федеральных выборах. Велика и нагрузка на подготовительных этапах, во время сбора и передачи данных о кандидатах, сведений по формированию и расходованию средств избирательных фондов, контролю финансирования политических партий. Ведь во время избирательной кампании идет консолидация информации, построение сводных аналитических отчетов, вывод статистики, оценочных данных. Здесь увеличение объемов сразу дало переход от количества к качеству. С резким ростом числа кампаний в единые дни голосования потребовался качественный скачок их обработки. Для стабильности и надежности работы показательно, что мы вышли на стандартный для системы режим «счетчика»: в день голосования на плазменных панелях в Информационном центре ЦИК России в режиме онлайн отображаются результаты голосования. Как только поступают новые данные от территориальной избирательной комиссии, сразу меняется счетчик.
Каковы планы дальнейшей модернизации системы?
Мы планируем изменения в рамках реализации задач по техническому переоснащению избирательной системы, которые были поставлены Президентом Российской Федерации в ноябре 2009 г. в Послании Федеральному Собранию РФ. Наша первая глобальная задача — это подготовить систему к федеральным выборам 2012 г., учитывая обновление парка техники и апгрейд программной платформы. Изменится программно-аппаратная платформа, будут оптимизированы программные решения, включая изменение архитектуры приложений, обусловленное выделением четырех функциональных контуров. Все решения, заложенные в Концепции, мы реализуем и доведем до промышленной эксплуатации к федеральной избирательной кампании 2012 г. Но в принципе ничего революционного во всем этом нет. Все эти шаги вместе — просто меры, повышающие надежность системы, логичный, эволюционный этап ее развития. Они выведут ее на новый уровень стабильности, повысят управляемость, позволят существенно улучшить показатели «цена — качество». В рамках нынешней модернизации мы переходим на юридически значимый документооборот между комиссиями всех уровней. Это касается пока только делопроизводства, повседневной деятельности, но не передачи данных протоколов. Это тоже не революция, а нормальный процесс развития информационной системы.
Но в Послании Президента Российской Федерации поставлена глобальная задача: итоги выборов должны быть известны сразу же после того, как закончилось голосование. Значит, мы должны выйти на следующий уровень автоматизации, масштабный количественно и качественно принципиально новый. При этом мы должны от работы с 2747 территориальными избирательными комиссиями перейти к работе с 98 тыс. участковых комиссий и обеспечить автоматизацию их работы. Причем автоматизация будет специфической: ведь эти комиссии действуют только во время выборов. У нас есть ряд необходимых для этого наработок, в том числе комплексы автоматического подсчета голосов — КОИБ и КЭГ.
Следующим направлением модернизации будет оснащение участковых избирательных комиссий автоматизированными рабочими местами — АРМ. И вот здесь начинается революция, поскольку появляется ЭЦП в протоколе этой комиссии. Возникает вопрос о юридической значимости данных в ГАС «Выборы», чего раньше не было. Протокол будет формироваться как электронный документ, распечатываться, подписываться членами комиссии, как это и положено по закону, заверяться ЭЦП и после этого отправляться вверх по иерархии системы и параллельно в ЦИК России.
Новый уровень автоматизации потребует в перспективе до 2015 г. тридцатикратного увеличения парка техники, ее периодического перемещения в участковые комиссии и обратно на хранение, налаживания адекватного учета, обслуживания. Все эти революционные изменения должны произойти в следующем году. Сейчас поставлена задача к 2012 г. оснастить ими 15% всех избирательных участков, а это примерно 15 тыс. участков. План действий этого перехода уже разработан специально созданной рабочей группой Проект получил одобрение в профильных министерствах и находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Возможно, что финансирование по этому направлению начнется уже с 2011 г. Сейчас мы в ускоренном порядке формализуем требования тех модулей, из которых будет складываться система, в том числе это АРМы, КОИБы и КЭГи. Затем начнем проектирование комплекса средств автоматизации (КСА) участковой избирательной комиссии. Потом на базе определенных технических требований будем формировать техническое задание на проектирование всей системы и начинать закупки оборудования. Собственно, сейчас есть «костяк» — действующая ГАС «Выборы», где в такой момент не стоит затевать глобальных реорганизаций. Это то дерево, то основание, на которое мы должны будем нарастить новую огромную крону.
Чтобы управлять такой системой, нам потребуется изменить и собственную организационную структуру. Мы изучаем возможность создания филиалов в регионах. Пока с нагрузкой мы справляемся: в единый день голосования 2,5 тыс. КОИБов будут развернуты в 20 регионах. Но чтобы выходить на новый уровень, потребуется качественный скачок в нашей собственной деятельности. При этом ФЦИ при ЦИК больше работ будет выполнять своими силами, в первую очередь функций проектирования. Системную архитектуру, экспертизу по ней не стоит распылять по многочисленным подрядчикам, она должна аккумулироваться у нас.