Построение хранилищ данных и развертывание на их основе бизнес-аналитических приложений последние несколько лет идет в банках очень активно. Но в этом нелегком деле каждый выбирает собственный путь. Об особенностях такого проекта в российском подразделении Cetelem(1) и о его результатах рассказывают Гоар Казарова, менеджер проекта, и Виталий Татару, директор по информационным технологиям российского подразделения Cetelem.
Intelligent Enterprise: У крупного международного банка, такого как BNP Paribas, и специалиста в сфере потребительского кредитования — Cetelem наверняка есть развитые средства бизнес-анализа. Почему в российском подразделении Cetelem был начат проект собственного хранилища данных?
Гоар Казарова: Проект стартовал три года назад, и тогда действительно приняли решение о создании собственного аналитического хранилища данных. У BNP Paribas и Cetelem, конечно, есть аналитические решения, используемые в разных странах. Но специфика российского рынка, его динамичность и быстрое развитие диктовали необходимость создания собственного решения, ориентированного именно на такой рынок: на стремительное развитие, на быструю реакцию, на постоянные изменения. Именно это определило необходимость собственного проекта, который начался практически одновременно с развертыванием бизнеса самого банка.
Несмотря на наличие определенных технических стандартов‑рекомендаций в корпорации, для выбора поставщиков программного обеспечения основных компонентов хранилища проводили тендер. Стандартом группы BNP Paribas в области бизнес-аналитики был продукт SAP BusinessObjects, и результаты тендера совпали со стандартом группы. Это произошло не автоматически, по другим компонентам решения наш выбор оказался совсем иным, чем предполагалось стандартами, но со стороны группы не было жестких требований по выбору инструментария. Так что нельзя сказать, что наше решение было предопределено.
Несколько аспектов выбора продукта были ключевыми. Прежде всего — достаточность функционала для решения стоявших перед нами задач. Во-вторых, нас интересовало, насколько широко использовался в банковской сфере тот или иной продукт. Важна была и цена, а также возможность найти на рынке специалистов по данному продукту. Сочетание этих критериев и стало решающим при выборе SAP BusinessObjects.
Каковы были основные задачи построения хранилища? Как развивался этот проект?
Виталий Татару: Основная задача заключалась в том, чтобы построить единое хранилище данных, которое может обеспечивать компанию аналитической и статистической информацией. Принципиально, что хранилище планировалось не просто как единый, а как единственный источник данных для всех департаментов компании. Только такой подход позволяет избежать различий в данных разных департаментов.
Гоар Казарова: Хотя задача построения такого хранилища довольно сложна и затратна, такой глобальный подход себя оправдывает. В моей практике были случаи, когда департаменты банка представляли значительно отличающиеся базовые показатели, поскольку каждое подразделение использовало «сырые» данные, а не те, что собираются в предметно-ориентированных витринах. Как только отличия всплывают, начинаются постоянные встречи, консультации между отделами, которые пытаются выяснить, кто и каким образом использует данные для формирования тех или иных показателей, как они соотносятся между собой. На это тратится недопустимо много времени и ресурсов.
Поэтому у нас даже не было сомнений в том, что делать надо именно единое хранилище, которое станет единственным источником аналитики и статистической информации в компании. И у нас была очень благоприятная ситуация для этого: сам проект Cetelem в России только что стартовал. Нам не нужно было перестраивать что‑то, требовалось лишь с самого начала построить правильное решение.
Часть наших сотрудников уже имела опыт работы с аналитическими хранилищами, поэтому никакого неприятия, отторжения этой идеи не было. Они ясно представляли себе выгоды и преимущества такого подхода, а не имевшие подобного опыта доверились мнению коллег. Так что со стороны функциональных пользователей мы опирались на поддержку и доверие.
Виталий Татару: На момент старта проекта я еще не работал в банке. Но могу сказать, что для такого большого и качественного проекта бюджет был вполне разумный, и самое главное — четко обоснованный. Его одобрили и руководство российского подразделения Cetelem, и кураторы головного офиса BNP Paribas. Большой удачей оказалась команда: небольшая, но профессиональная, собранная в банке специально под этот проект. Известно, что когда команда разрастается, совокупная производительность сотрудников падает, и дальше некой критической точки роста численности двигаться не стоит. А когда команда невелика, но состоит из профессионалов с опытом работы, появляется возможность динамично и эффективно развивать проект.
Гоар Казарова: У всех участников был опыт работы в банках на проектах подобного рода, поэтому не пришлось тратить много времени на исследование положения дел. Мы сразу предложили бизнесу готовые модели. Они были скорректированы в подразделениях с учетом выпускаемых продуктов, принятых продуктовых стратегий. Таким образом, сразу было ясно, что же мы строим. Требовалось перейти к техническому решению, к архитектуре, и затем уже собственно к BI-приложениям на основе BusinessObjects. Причем это понимание было сформулировано не на уровне «нужно каждый день видеть продажи», а на уровне сложной внутренней структуры приложения, состава предметно-ориентированных витрин. Именно поэтому удалось быстро показать результат.
В чем заключались особенности проекта? В какие сроки его нужно было реализовать?
Гоар Казарова: Мы стартовали практически одновременно со стартом самого бизнеса Cetelem. Сначала еще не были куплены компоненты основного решения, и примерно два — два с половиной месяца у нас просуществовало временное решение. До момента, когда мы смогли предоставить пользователям доступ к решению уже на промышленных платформах, прошло не более трех месяцев. Мы шли в ногу с развитием бизнеса.
Виталий Татару: После этого за два с половиной года промышленной эксплуатации хранилища не было случая, чтобы потребовалось менять его структуру. Дополнять — да, но ничего не менялось кардинально. Это удалось, поскольку мы заранее знали, какие приложения будут использоваться, и вносили лишь уточнения, обусловленные особенностями бизнеса. Кроме того, в высшей степени профессиональная работа архитектора хранилища позволила не менять за все это время ни структуру таблиц, ни структуру предметно-ориентированных витрин. Таких изменений и не понадобится до тех пор, пока бизнес будет работать по той же модели.
Гоар Казарова: Нашей принципиальной позицией было: не строить множество преднастроенных отчетов. Такие отчеты есть, с заданным и неизменным числом выводимых показателей и параметров, но в достаточно ограниченном объеме. Предназначены они в основном для пользователей в региональных филиалах. Для основной части сотрудников мы использовали другой подход — построение «кубов», то есть отчетов, позволяющих проводить многомерный анализ данных. Применяя простые средства конструирования, «драг-энд-дроп», каждый может составлять нужные отчеты, заниматься реальной аналитикой. Функциональным пользователям важно понять, что происходит именно сейчас, в данной ситуации, найти проблемную точку: это может быть резкий рост или падение продаж, стремительное изменение продуктовой линейки.
Такой подход позволяет поддерживать хранилище небольшими силами. Нет необходимости постоянно строить заказанные отчеты или их модифицировать. Группа поддержки малую часть времени тратит на их создание, а основную — на проектирование новых или модификацию существующих витрин, если нужно дать пользователям больше переменных в их аналитических инструментах.
У нас есть три группы пользователей, соответственно тому функционалу, который предоставляет SAP BusinessObjects. Всего их немногим менее сотни. Первая группа — самая многочисленная (немногим более 50%). Это «обычные пользователи», те, которые могут только обновлять отчеты. К этой группе относятся все пользователи в региональных филиалах и некоторая часть в головном офисе. Но даже у них есть довольно большая свобода выбора: они могут менять диапазоны параметров в широких пределах, например, сделать выборку за день, за неделю, за месяц, за квартал, за год. Можно варьировать, например, набор кредитных продуктов, по которым нужны сведения, список торговых точек и сетей. То есть они работают с предопределенными отчетами, но не обязательно с фиксированным уровнем группировки данных или набора значений переменных. Сотрудник сам не может изменить формат отчета, однако у него есть возможность видеть этот отчет в разных разрезах. Вторая группа — «интерактивные пользователи», которые могут работать с данными в режиме «драг-энд-дроп», могут строить собственные отчеты, но только на базе уже готового запроса. Их около 25%. В BusinessObjects это называется «отчет»: набор переменных, которые уже «вытащены» в запрос и находятся на панели подготовки отчета. Это квалифицированные пользователи, те, кто отлично понимает суть бизнес-процесса и понимает, что нужно сделать для получения необходимого результата.
Пользователи третьей группы имеют возможность строить собственные запросы, объединять их — словом, самые широкие полномочия, но и квалификация требуется от них более высокого уровня. Таких пользователей у нас около 20%. С самого начала сотрудники получили возможность самостоятельной гибкой работы с данными и быстро привыкли к ней. Эту цель мы ставили с самого начала, чтобы избежать безумия массовой разработки отчетов. Допустить такое было бы равносильно постепенной гибели проекта. Подобные примеры в практике членов нашей команды были, и все они похожи: число отчетов растет очень быстро, становится невозможно разобраться в том, какие нужны, а какие нет, и почему не используются уже созданные. Возникает необходимость мониторить ситуацию, проводить опрос пользователей, то есть нужен отдельный ресурс, чтобы поддерживать качество системы.
Примененный нами подход не просто удобнее и экономичнее с точки зрения поддержки. Стоит дать людям поиграть данными, как они уже не хотят ничего другого. Им не надо никого ни о чем просить, максимум, что может потребоваться, — это консультация. Мы постоянно ведем обучение. Есть учебные курсы в виде презентаций, проводим тренинги и консультации. Разработаны единые справочники, чтобы не возникало проблем ни с терминологией, ни с трактовкой тех или иных показателей. Обучение вела наша внутренняя команда. Проводилось оно в несколько этапов, в несколько итераций для каждого сотрудника. По мере становления умений и навыков человека обучают все новым и новым возможностям, это постоянный процесс.
Готовите ли вы на базе хранилища регуляторную отчетность? Растет ли число пользователей?
Виталий Татару: Нет, не готовим. На нем делается только управленческая внутренняя отчетность, в том числе для головной компании, но не операционная и не регуляторная, именно так задача с самого начала и ставилась. Отчетность для регулирующих органов делается на базе «Диасофта», который имеет для этого развитый функционал. Источники данных для хранилища стандартные — фронт- и бэк-офисные банковские системы и справочники в Excel. Расширение круга пользователей BI-инструментов планируется, но в основном за счет региональной экспансии. В головном офисе стремительного расширения не будет, только примерно на 30%.
Популярность хранилища в компании растет. Системе был присвоен статус критичной для бизнеса по допустимым периодам недоступности, скорости восстановления и проч. Она очень активно используется для широкого круга задач. День ее простоя — это абсолютно недопустимая для компании ситуация.
Гоар Казарова: Популярность и признание удобства работы с системой таковы, что все подразделения предпочитают получать данные для отчетности из нее, а не напрямую из банковских систем. Кроме того, поскольку в хранилище консолидируются данные из разных источников, они, естественно, имеют большую ценность для пользователей.
BusinessObjects действительно очень удобный инструмент, где применяется бизнес-язык, понятный функциональным пользователям. Им не нужно задумываться о структуре данных, полей, весь интерфейс выстроен наглядно и интуитивно понятен. Технически работа с этим приложением несложна. Конечно, есть вещи, которым надо учиться, но это относится уже к продвинутым пользователям, когда люди начинают применять собственные формулы, переменные, сложные фильтры. Во всяком случае, никакие специальные технические знания для работы с этим приложением не нужны. Есть возможность представить пользователю объекты в терминах бизнес-определений. Например, объектом может быть кредитный продукт, кредитный эксперт, торговая точка, торговая сеть. Это во многом определяет удобство работы с приложением.
Как развивался проект в кризисный год и что планируется сделать в будущем?
Виталий Татару: В прошлом году число пользователей выросло в полтора раза. Значительно развилась аналитическая функциональность. Именно в кризисный период возможности аналитики были востребованы, нужны и важны. Инвестиции позволили не только поддержать проект, но и обеспечить дальнейшее развитие, чтобы с помощью новой функциональности получить более четкую и оперативную картину того, что происходит в нашем бизнесе. Мы не только не заморозили, а, напротив, увеличили темпы развития этого проекта.
Гоар Казарова: До конца текущего года планируется выпуск нескольких банковских продуктов, мы должны их вовремя отразить в аналитической системе. Второе направление развития — новые источники данных. Это позволит, в частности, использовать ODS (Operational data store, хранилище «сырых» данных из всех систем), уже существующий компонент системы, для других проектов, в том числе для подготовки операционной отчетности. При таком подходе появляется возможность разумно использовать для новых задач уже имеющиеся ресурсы — оборудование, программное обеспечение и специалистов. SAP BusinessObjects, в частности, будет использоваться и в проекте операционной отчетности.
(1) Cetelem (структура группы BNP Paribas) — компания № 1 на рынке кредитования физических лиц во Франции и Европе — начала свою деятельность в России в 2007г. как структурное подразделение ЗАО «БНП Париба» и сегодня является одним из активных участников российского рынка потребительского кредитования.