Специалист по управлению жизненным циклом приложений. Не слишком распространенная должность, не так ли? У Джима Томани есть еще множество других должностей, есть и собственная консалтинговая компания, но, видимо, именно управление жизненным циклом приложений как целым, единым процессом стало и его «коньком», и залогом высоких результатов руководимых им проектов.
Об одном из них, модернизации системы банкоматов группы Barclays, Томани рассказывал на форуме ИТ-Лидер 2009, прошедшем в ноябре в Москве. Выступление его совершенно не вписывалось в общую канву конференции. С одной стороны, банковской спецификой. С другой — проблематикой и методами решения задач.
Intelligent Enterprise: Управление жизненным циклом приложений — ваша основная задача в Barclays Bank?
Джим Томани: Вообще‑то я консультант, меня привлекают для ведения отдельных проектов, а в Barclays пригласили для решения одной вполне конкретной задачи — модернизации системы управления банкоматами. И к моменту, когда я пришел туда, ситуация была довольно сложной.
Дело в том, что система обслуживания банкоматов в Barclays была совершенно устаревшей, поскольку они боялись ее менять. Система была написана программистами банка около 16 лет назад для мейнфрейма, и с тех пор ими же и поддерживалась в почти неизменном виде. Банк испытывал ряд серьезных проблем с этим приложением: оно не только старое, оно еще и работает на мейнфрейме, где если что‑то надо менять, то приходится менять все. Написано приложение было на старых языках, и только отдельные сотрудники знали, как оно работает. В конце концов банк решил перейти на тиражное решение от независимого поставщика — процессинговую систему BASE24. Этот продукт на современной архитектуре, объединяющий все функции работы с банкоматами в одном решении и реализующий комплексный подход, написан таким образом, что позволяет изменять один модуль, не затрагивая других. В данной миграции меня и пригласили участвовать.
Решение о миграции пришло от бизнеса или от ИТ‑службы?
Решение было принято со стороны бизнеса, так как ситуация связана с конкурентоспособностью, а в этой области уже начали возникать проблемы. Показательна такая ситуация: в Великобритании есть единый узел обмена данными, LINK, к которому присоединяются все банки, с тем чтобы любая банковская карточка на территории страны могла быть обслужена в любом банкомате. Есть также сервис, позволяющий клиенту управлять его банковским счетом с мобильного телефона, поскольку VodaFone и другие телеком-операторы тоже присоединены к LINK. Банк Barclay был последним банком, присоединившимся к этой системе, и процесс подключения длился три года. Я тогда работал на LINK, делал центральную часть этого сервиса, и знаю, что подключение первого банка заняло всего три месяца.
Для банка Barclay этот процесс оказался не только значительно более длительным, но и более дорогим. Подключение стоило банку во много раз дороже, чем банкам, имеющим более современные ИТ-инфраструктуры. Бизнес-руководство Barclay было весьма разочаровано и огорчено такой ситуацией. Поэтому ИТ‑служба получила задание разработать стратегию, которая позволит кардинально сократить время вывода на рынок новых банковских продуктов и услуг.
Решение перейти на тиражный продукт по управлению банкоматами стало частью этой стратегии. BASE24 — всемирно известный и признанный в банковской сфере инструмент, он действительно надежно работает, но исключительно на базе блейд-центра HP NonStop. Это многократно опробованный программно-аппаратный комплекс. и если уж внедрять такое ПО для управления банкоматами, то нужно ставить весь программно-аппаратный комплекс в целом, включая серверы. И перед специалистами банка Barclay тоже была возникла такая задача.
Надо сказать, что сеть банкоматов у банка не слишком велика, но вот сеть обработки и обслуживанию кредитных и дебетных карт — вторая в мире по масштабу, о ее работоспособности банк рапортует непосредственно Банку Англии. Ведь если она встанет, то примерно половину банковских карточек в стране нельзя будет обработать. Поэтому задача ставилась так: внедрить вначале новый софт для банкоматов, показать его работоспособность, а затем уже разворачивать его для обслуживания карт.
Расскажите, как шел этот проект?
Когда я появился в Barclay, над проектом работали уже 14 месяцев. Его вела та же команда, которая в свое время написала действующее приложение для банкоматов. Но ни с блейд-центром HP NonStop, ни с BASE24 они раньше не работали. У них был план внедрения, рассчитанный на два года, подразумевавший поэтапное внесение определенных изменений. Подразумевалось, так же как при создании самописных программ, что если некий кусок написан и работает отдельно — все, он сдан. Но в сложной системе так не получается, здесь нельзя обойтись ручными методами, проверками и тестированием в ручную. Это команде не было известно, и после 14 месяцев внедрения показать оказалось нечего, система не работала. В подобных проектах я участвовал неоднократно, в том числе и в решении сложных задач интеграции. Сам банкомат — устройство очень простое. ПО в нем несложное, но оно обращается к многим внешним системам, и при каждом изменении нужно проверять, как оно скажется на взаимодействии с остальными. Вручную это сделать невозможно, слишком много итераций, поэтому для тестирования таких комплексов используется автоматическое тестирование. Над ним работают большие аутсорсинговые команды, в основном из Индии.
Собственно, внедрение в основном из этого постоянного тестирования и состоит. Правда, разработчики программ для мейнфреймов не всегда это осознают. Обычно они считают, что если сделано изменение небольшое, то можно и не тестировать, ведь оно такое незначительное. Но таких мелких изменений накапливается множество, и вносятся они постоянно.
Самое простое сравнение — персональный компьютер. На нем обычно есть только Windows, Microsoft Office, почтовый клиент и что‑то еще, например Skype. Но подумайте, часто ли бывает, что вы ставите какую‑то новую программу, а все остальные по‑прежнему продолжают работать нормально? То‑то и оно. Даже вендоры такого популярного и относительно простого софта не гарантируют нормальной совместной работы своих приложений. Что уж говорить о значительно более сложных банковских приложениях от разных производителей! Поэтому проверять, тестировать необходимо любое вносимое изменение, сколь угодно незначительное.
Кроме того, при традиционном подходе вы не можете проверить работоспособность системы, пока не готовы и не подключены все ее компоненты. При автоматизированном тестировании можно использовать симуляторы временно отсутствующих приложений для проверки работоспособности всего комплекса, а когда недостающее ПО появится наконец, сразу же его подключать и проверять уже реальное взаимодействие. Это намного быстрее и не увеличивает рисков.
И что же вы предприняли?
Когда я был приглашен в банк Barclay и ознакомился с ситуацией, мне сказали: «Ну что, можешь сделать этот проект в намеченные сроки?» Я сказал, что могу, но только при определенных условиях, и одно из них — переход к автоматическому тестированию. И это получилось. Насколько эффективен был проект, можно судить по таким цифрам: мы купили систему HP NonStop в середине года за миллион фунтов, и это была незапланированная покупка. А год закончили без превышения бюджета, поскольку сэкономили на тестировании, сделали больше тестирования за меньшие деньги и меньшее время. Теперь запуск новых версий, внесение изменений и прочее, что раньше делалось за три месяца, выполняется за неделю.
Это очень важно, так как, например, чтобы вступить в LINK — национальную банковскую сеть, ИТ‑система банка должна пройти сертификацию и проверку на совместимость. И если в работе сервиса LINK что‑то изменяется, то всю систему банка приходится перепроверять на совместимость. А изменения бывают довольно часто. Само ПО для тестирования мы применяем разное, в том числе HP Qulity Center и специализированные среды, имитирующие поведение аппаратной части банкоматов. Есть и ПО, которое имитирует поведение систем обработки карт, таких как MasterCard или Visa.
Проект позволил снизить риски простоя (как банкоматов, так и коммутатора), сократить общую стоимость владения сетью банкоматов, повысить уровень их доступности и ускорить вывод на рынок новых сервисов в сети банкоматов. Возможные риски и расходы Barclays Bank на тестирование системы банкоматов сократились более чем на 1 млн фунтов стерлингов в год (при пятикратном увеличении эффективности теста). Тестирование сократило сроки внедрения проекта на пять месяцев и, как следствие, позволило избежать дополнительных проектных расходов в размере 3 млн фунтов стерлингов.
Как этот проект был воспринят в профессиональном сообществе?
Надо сказать, что в автоматизации банкоматов мало что меняется. За последние десять лет не случилось особых перемен. Людей, которые занимаются этой областью, немного, и мы все, конечно, друг друга знаем. Уже несколько лет мы дружно пытались продвигать идею необходимости автоматического тестирования, но нас не слушали, мы не могли достучаться до нужной аудитории. Но теперь, после этого успеха Barclay — а банк сделал его публичным и довольно много об этом проекте рассказывает — управленцы на уровне CIO банков наконец заинтересовались, и все банковское сообщество стало всерьез обсуждать возможности автоматизации тестирования. И так как сама идея банкоматов основана на сетевом эффекте, то переход к этим технологиям важен для всех банков, для всей отрасли. Ведь клиенту не важно, чей банкомат не работает и почему, если ему нужно снять деньги. Чем надежней будет работать система в целом, тем лучше для всех входящих в нее банков.
Путь консультанта
Более 20 лет Джим Томани работал в области построения, внедрения, маркетинга и продаж корпоративных платежных систем и сопутствующих услуг на платформе HP NonStop для банков, финансовых организаций, процессинговых центров и производителей банкоматов по всему миру. В списке его заказчиков — HSBC, Banco Bilbao Vizcaya Argentaria, ING, Lloyds Banking Group, Canadian Imperial Bank of Commerce, Bank Of America, ABN AMRO, ACI и Vocalink. Джим участвовал в развитии ведущих процессинговых систем BASE24 и BASE24‑eps для банкоматов, разрабатывал стандарт интерактивного обмена финансовой информацией IFX ATM, стал инициатором важнейшего усовершенствования в исходном коде BASE24 в рамках проекта для национального комитета Международной торговой палаты (ICC) в Соединенном Королевстве. Также обладает экспертизой в сфере антикризисного управления рабочими группами и опытом управления изменениями в средах разработки программного обеспечения.