О создании нового центра обработки данных в компании «Медиа-Маркт‑Сатурн» (управляет в России розничной сетью Media Markt) и о задаче формирования инфраструктурной составляющей мы беседуем с менеджером компании по информационным технологиям Павлом Пономаревым.
Intelligent Enterprise: Что служило основным стимулом для компании, когда инициировался проект по созданию центра обработки данных?
Павел Пономарев: Причины тут, наверное, не уникальны именно для нашей компании. По похожему пути шли и продолжают идти, я думаю, очень многие и в России и в мире. Бизнес Media Markt, несмотря на кризис, количественно растет. Сеть состоит из 15 магазинов. Поскольку управление торговыми процессом у нас, как и в большинстве розничных сетей, во многом централизованное (но централизованное в области ИТ, в целом же компания функционирует как децентрализованная система), расширение торгового бизнеса означает одновременное расширение самого центрального офиса, равно как и централизованной обработки данных, которая сосредоточена в нем. Поэтому нам потребовались новые офисные площади, а соответственно встал вопрос о переезде. И раз такое решение назрело, необходимо было воспользоваться им, в том числе и чтобы решить вопрос повышения производительности, надежности и эффективности (в частности, за счет экономии электроэнергии) обработки данных. Кроме того, ставилась задача современного управления инженерной инфраструктуры на базе Web-интерфейса.
Дело в том, что в старом офисе мы фактически имели разрозненные информационные комплексы, связанные с эксплуатацией серверного, сетевого оборудования, систем хранения данных, а значит, столь же разрозненные инженерные и управляющие компоненты, непосредственно связанные с только что названными категориями устройств. Невысокая эффективность эксплуатации отдельных стоек оборудования — сегодня неоспоримый факт, а вдобавок к этому многие инженерные системы у нас были и вовсе устаревшими. Обслуживаться они могли лишь отдельными уникальными специалистами на территории России, и влияние этого факта на надежность, я думаю, объяснять не надо.
Переезд в новый офис открыл перед нами перспективу создания специально спроектированного помещения, куда можно было бы собрать все наше серверное и телекоммуникационное оборудование, оснастив его совершенно новой инженерной инфраструктурой. Понятно, что в результате мы хотели получить комплекс обработки корпоративной информации, который вполне подпадает под определение ЦОДа. Пусть пока небольшого, но зато грамотно спроектированного и оснащенного фактически всеми необходимыми компонентами, обеспечивающими его эффективную работу в настоящем и возможность масштабирования в будущем.
Что конкретно было необходимо предпринять для создания нового центра обработки данных?
Серверные системы (включая телеком-оборудование и СХД), естественно, мы не собирались менять единовременно, и речь шла лишь о физическом перемещении. А вот инженерное оборудование фактически необходимо было спроектировать и осуществить его монтаж на новом месте «с нуля». Проведя анализ имеющихся на рынке предложений, мы остановились на решении компании APC. Скажу сразу, что еще до прихода в Media Markt я профессионально сталкивался с этой компанией, отмечая удобство работы с ней и высокую технологичность ее решений. Отмечу также известную активность компании в выставочном бизнесе и на различных мероприятиях. Многие, кстати, связывают ее лишь с высоким маркетинговым напором компании, с попыткой навязать свою продукцию заказчикам, хотя такая политика, по моему мнению, существенно приближает компанию к клиенту. Это немаловажный фактор, если мы говорим о той специфической даже для ИТ‑специалистов отрасли, которой занимается компания.
На решение той же задачи работает и грамотно спроектированное демонстрационное оборудование в офисе APC, в частности тестовый стенд, с которым мы познакомились перед принятием решения о покупке. Очень развиты у APC решения в области удаленного Web-мониторинга поставляемой ими техники, без которой центр обработки данных, единовременно выполняющий массу разнородных задач информационной обработки, вряд ли может считаться современным. Ну и конечно, подкупает комплексность решений. При этом я имею в виду даже не богатство модельного ряда устройств того или иного класса (ну, скажем, источников бесперебойного питания), а спектр оборудования, которое необходимо для оснащения современного ЦОДа. Конкретно нас интересовали системы бесперебойного питания, устройства управления электропитанием, системы кабельного органайзинга, стоечные решения и системы кондиционирования. Как видно, имелась в виду достаточно широкая гамма предложений различного класса, но и здесь мы не захватили весь спектр предложений компании. Так, мы отказались от предложенной нам системы видеонаблюдения, разумно посчитав, что на сегодня более эффективно будет интегрировать имеющуюся у нас систему аналогичного назначения с тем комплексом решений, который будет составлять основу создаваемого центра обработки данных.
Как осуществлялся сам проект?
Надо сразу подчеркнуть, что независимо от начальных условий (а они в разных компаниях могут быть определены как более, так и менее жестко), мы в данном случае, по сути, имеем интеграционный проект. Хотя бы потому, что нам нужно имеющееся или закупаемое заново функциональное оборудование сопрячь с инженерным. Это задача не аддитивного суммирования, а создания своего рода единого организма с множеством взаимозависимостей. Именно поэтому при выполнении проекта (а точнее, еще начиная с предпроектной стадии) следует предпринимать очень выверенные шаги.
Хорошо, когда это понимает также и поставщик. По нашему опыту могу сказать, что прежде чем поставить какое‑либо оборудование, APC «засыплет» вас всевозможными требованиями, которые необходимо будет выполнить до начала работ, и объявит массу условий, которые должны быть обеспечены в ходе проекта. Это может касаться и характеристик качества электропитания, точной схемы его фазировки, параметров охлаждения, тепловых и электрических нагрузок оборудования, которое будет использоваться, и, конечно же, многочисленных характеристик самого помещения. Для того чтобы четко разобраться со всем этим, от заказчика может потребоваться довольно много ресурсов, но делать это необходимо, не пытаясь пропустить даже какой‑либо кажущийся малосущественным пункт, вплоть до параметров резьбы на трубах гидравлической подсистемы.
Распределение обязанностей в ходе проекта тоже диктуется тем фактом, что проект — интеграционный по своей сути. Если монтаж оборудования нам делали непосредственно специалисты APC, то поставки осуществляли партнеры компании, причем поставки оказались растянутыми по времени. Стоечные системы и системы кондиционирования пришли в разное время. Параллельно мы готовили серверную комнату, для чего был нанят отдельный подрядчик. Естественно, помещение проектировалось и строилось в соответствии с целым рядом требований, выставленных со стороны APC. Переносом нашего собственного оборудования в новый ЦОД занимались мы сами, и управились довольно оперативно, за две недели.
Здесь, наверное, необходимо еще раз вспомнить о важности изначального соблюдения параметров, о которых мы говорили выше. Без этого создание дата-центра с оптимальной сбалансированной инфрастуктурой, соответствующей заданному классу решаемых задач, наверное, невозможно в принципе. Скорее всего, тщательный подбор и обязательность соблюдения требований, которые APC выдает своим заказчикам, а также стиль их работы, ориентированный на детальное информирование заказчика о технических параметрах проекта, результат ведения множества проектов, в которых задействовано несколько подрядчиков. Безусловно, это важный для заказчика факт. Ведь координация работ в таких проектах представляет собой, как известно, непростую задачу, а в проектах, подобных нашему, я думаю, практически невозможно избежать привлечения нескольких независимых исполнителей.
Выше мы говорили о жестких требованиях к проекту, важность которых, исходя из только что сказанного вами, вряд ли можно отрицать. Однако, как известно, существует важнейшая проблема масштабирования центра обработки данных, что в известном смысле может противоречить политике ужесточения изначальной установки требований. Понятно, что бизнес развивается. ЦОД при этом вынужден расти, а что потребуется завтра, через три месяца, через год — определить это детально и зафиксировать в конкретных цифрах все‑таки представляется весьма проблематичным.
Ну, во‑первых, то, о чем мы говорили до сих пор, относится непосредственно к созданию центра обработки данных. Что касается масштабирования, то это проблема дальнейшей его эксплуатации, и она, безусловно, имеет место. Правда и то, что весьма трудно точно отобразить развитие бизнеса в те параметры, которые мы будем иметь в отношении потребности в вычислительных мощностях. Мы неплохо представляем сценарий, в соответствии с которым будет развиваться наш бизнес в ближайшие годы, в том числе и в регионах. Однако на это может накладываться еще ряд факторов. Любое «качественное» совершенствование торгового процесса, будь то более частые промо-акции или более тщательное отслеживание покупательских предпочтений, может потребовать внедрения новых систем и использования новых алгоритмов. Далее, развитие торговли — это не только более интенсивное функционирование бизнес‑систем, но еще и развитие телеком-направления. Это тоже, как известно, ресурсы ЦОДа. И наконец, меняются сами технологии вычислений. К примеру, в практику вычислений буквально врываются технологии виртуализации, что также может приводить к модификации профиля ресурса, потребляемого центром обработки данных.
Конечно, как бы ни была сложна задача масштабирования (или, точнее, — даже предсказания масштабирования), решать ее надо. И решать ее приходится в основном заказчику. Иными словами, необходимо, чтобы и сейчас ЦОД работал относительно экономично, и в ближайшее время имелась возможность расширить его настолько, насколько будет необходимо. У нас, например, в помещении уже теперь имеется примерно двукратный запас по размещению стоек. И мы, конечно, можем воспользоваться этим ресурсом.
Однако тут не менее важна технологичность решения, которое мы используем. Наглядно это проявляется, например, при проектировании той части ЦОД, которая связана с кондиционированием. Потоки воздуха рассчитываются и система строится так, чтобы интенсивность охлаждения была максимальной именно в нужных местах. Мы хорошо представляем эту схему сейчас и можем оценивать, насколько эффективно наше решение при нынешней конфигурации. Но и в случае заданного расширения мощностей (к тому времени, когда требуемая конфигурация, скажем, станет хорошо нам известна) мы тоже будем представлять себе наиболее эффективный сценарий развития.
Николай Харитонов,
руководитель отдела по работе с партнерами APC by Schneider ElectricПроект для компании «Медиа маркт сатурн» был, безусловно, очень интересен для нас. Компания является одним из ярких представителей отрасли «ритейл», а этот сегмент рынка в последние несколько лет очень динамично развивался, и такая тенденция сохраняется до сих пор. Перед нами была поставлена задача по созданию унифицированной инженерной инфраструктуры, которая может сильно изменяться (масштабироваться) в ближайшие несколько лет. При этом заказчика интересовал и вопрос мониторинга ЦОДа, а также удаленного мониторинга кроссовых комнат, которые находятся непосредственно в магазинах. В ходе реализации данного проекта инженеры АРС by Schneider Electric предложили решение на базе архитектуры АРС Infrastruxe, при этом заказчик самостоятельно определил, какие системы войдут в данное решение. Со своей стороны, мы поделились накопленным опытом в области реализации комплексных проектов и постарались детально проинформировать заказчика о нюансах подобных внедрений.