В течение последних нескольких лет на машиностроительном предприятии «Звезда» последовательно ведется построение комплексной информационной системы. «Звезда» производит высокооборотные дизельные двигатели для судостроения и железнодорожного транспорта, а также аварийно-резервные электростанции для различных промышленных и оборонных объектов. Предприятие имеет полный цикл производства продукции — от разработки до сервиса. В производстве находится около 40 тыс. деталей и узлов, а количество технологических переделов достигает 80—100. «Основная задача информационной системы предприятия — оперировать всеми этими данными в их взаимосвязи», — говорит Павел Плавник, генеральный директор ОАО «Звезда», выступивший на секции «С широко закрытыми глазами» CIO Congress White Nights 2009. Наиболее интересные и важные моменты этого выступления, а также состоявшегося затем интервью мы предлагаем вашему вниманию.
Управление «с широко закрытыми глазами»
Сегодня одна из ключевых задач предприятия — создать комплексную информационную систему. Какие преимущества мы получим? Можно ли оценить экономический эффект от ИТ? Мы не анализируем детально экономическую эффективность каждого из блоков информационной системы предприятия, поскольку выгода, с моей точки зрения, очевидна.
Приведу небольшой пример. Раньше не требовалось никаких специальных приспособлений, чтобы контролировать обработку детали на станке, потому что скорости обработки металла были не очень высокими. Контроль велся просто визуально, и даже защитные экраны как обязательный элемент появились только к концу прошлого века. Но сегодняшние станки обрабатывают металл специальным керамическим инструментом на очень высоких скоростях. Естественно, процесс обработки уже идет в закрытой камере и при таких скоростях обработки и давлениях охлаждающих жидкостей, что визуально его проконтролировать практически невозможно. Необходимо использовать датчики и выводить информацию на специальное табло.
Так же и в масштабе всего предприятия — «с широко закрытыми глазами» сегодня просто нельзя управлять. Способов передачи информации достаточно много, но эффективность их различна. Настолько, что существует критический объем информации и необходимая скорость ее обработки, при которых не обойтись без ИТ-технологий. В сегодняшних условиях мы можем обеспечивать управляемость предприятия только при наличии ИТ-инструментов.
О планировании производства
Еще в советское время, работая начальником главного диспетчерского бюро, я занимался организацией труда. Ситуация ведь на всех заводах была одинаковая: тот не залил заготовки, тот вовремя не оформил какие‑то накладные, этот не обеспечил технологии. Непрерывный стресс плохой организации труда вызывал у меня желание выстроить систему планирования. Ведь задача предельно ясная — с учетом имеющихся нормативов по каждой детали, плана, примерно повторяющегося из месяца в месяц, и т. д. И я построил эту систему, потратив довольно много времени. Расчет велся фактически вручную — с помощью калькулятора (Excel тогда еще не было).
Задача решаемая, но, к сожалению, учитывать таким образом сегодняшний большой объем информации уже не получится. Впрочем, теперь ИТ вышли на качественно другой уровень. Появились новые продукты, которые учитывают первый негативный опыт внедрений. Они позволяют решать задачи планирования производства, и не использовать их возможности нельзя — для меня это совершенно очевидно. Иначе мы будем постоянно управлять задним числом — затыкать дыры. Нельзя управлять машиной, смотря только в зеркала заднего вида. Управление — всегда взгляд вперед.
О количественной оценке эффекта от внедрения
Чтобы абсолютизировать количественные параметры, которых мы хотели бы достичь от внедрения той или иной ИТ‑системы, нужно иметь правильные условия для их получения. Увы, не имея построенного четкого и детального учета в реальном времени, достичь нужной точности этих параметров нельзя. Без ERP‑системы было очень сложно однозначно оценить экономическую эффективность тех или иных управленческих решений.
И второй момент — это критерии оптимизации, достоверность которых тоже необходима. Например, каким должен быть уровень незавершенного производства? В советское время были отраслевые инструкции, научные расчеты, однако при нашей динамике спроса они не работают. Тогда на что опираться?
О «прививке к ИТ»
В 90‑е годы на предприятии была сделана неудачная попытка внедрить комплексную систему управления ERP-класса. Проект провалился по ряду причин: достаточно большой и сложный программный продукт и высокая динамика законодательства. В результате состыковать систему управления производством и систему бухгалтерского учета, принимая во внимание все особенности налоговой отчетности и динамику ее изменений, не получилось. Слишком различались системы учета у экономических служб, бухгалтерских и производственных.
Да, мы вложились в ИТ, не получив должного эффекта. Но в результате этот проект стал некоторой ступенькой — выросла подготовленность сотрудников к работе с такими системами. Даже если проект не выходит на этап опытной эксплуатации, мы тем не менее создаем тот задел, на базе которого можно расти дальше. В том числе и благодаря этой работе подготовленность среды, при некоторой стабилизации законодательной базы и новом уровне развития ИТ, оказалась достаточной для того, чтобы в следующих проектах выйти на уровень практического получения преимуществ от ИТ.
У нас получилась своеобразная «прививка к ИТ». Опыт провала внедрения предыдущей системы был максимально учтен. При новом внедрении задачам стыковки производственного и бухгалтерского учета мы уделяли особое внимание. И даже при этом были большие сложности. А с нуля подняться на новый уровень не всегда получается — вот почему полезны и неудачные проекты.
База ИТ промышленного предприятия
После неудачного внедрения ERP‑системы в 90‑х мы пошли по другому пути, в основе которого лежала идея о том, что для промышленного предприятия в качестве базовой должна использоваться система управления данными об изделии (PDM). Сегодня вся структура наших изделий полностью описана и с конструкторской, и с технологической стороны (нормативы по расходу материалов, трудозатраты и т. д.) в информационной системе. Это основа, которая позволяет работать с информационной структурой нашей продукции (см. рис.). Мы выбрали PDM‑систему «Лоцман», которая справляется с нашими задачами проектирования и подготовки к производству новых образцов техники.
ИТ-ландшафт предприятия
Самый дорогостоящий и одновременно центральный элемент информационной системы предприятия — ERP‑система SyteLine (см. рис). Это одна из самых тяжелых ИТ‑систем на предприятии. Ее внедрение шло непросто и заняло около двух лет, проект, что называется, выпил много крови. Но с точки зрения эффективности — сегодня это важнейший инструмент, позволяющий оперативно собирать всю информацию и комплексно планировать деятельность предприятия. Система позволяет контролировать в режиме реального времени процессы во всех подразделениях и существенно упрощает процедуру контроля производства, закупочной деятельности, планирования сроков изготовления каждого заказа в отдельности и учета затрат — в том числе и отдельно по каждому из заказов.
Вся перечисленная информация собирается достаточно легко, в автоматизированном режиме. Благодаря этому мы сегодня можем четко спланировать трудовые ресурсы, которые нам нужны под производственную программу на шесть месяцев вперед. Без ERP‑системы заранее просчитать с точностью трудовые ресурсы по каждому участку и рабочему месту было невозможно в принципе. Хотя я не очень доволен интерфейсом этого продукта — на мой взгляд, его надо дорабатывать и дорабатывать под нужды руководителей, делая максимально наглядным.
Мы также используем интересную систему «ОргМастер», которая позволяет автоматизировать управление бизнес-процессами на предприятии. Структура процессов предприятия была полностью перестроена в ходе проекта реинжиниринга несколько лет назад, и программный комплекс позволил закрепить эти процессы за счет пооперационного описания деятельности каждого подразделения вплоть до уровня рабочего места, а также непрерывно отслеживать все происходящие в процессах изменения. Чтобы решать задачи контроля исполнительской дисциплины на предприятии, повышая скорость и качество внутренних и внешних коммуникаций, мы внедрили систему электронного документооборота NauDoc. Она работает на нашем предприятии уже около пяти лет, непрерывно развивается и позволяет практически моментально проводить как обработку входящей информации, так и движение документов внутри предприятия, включая контроль исполнительской дисциплины. Она существенно ускоряет подготовку корреспонденции, организационно-распорядительных документов, договоров, причем на предприятии в любом документе (в том числе и в ходе подготовки контракта) электронная подпись приравнивается к физической.
Эта картина в дальнейшем будет дополняться новыми элементами. В частности, в ближайшее время мы будем заниматься внедрением системы для управления взаимоотношениями с покупателями, а также системы автоматизации технического обслуживания и ремонтов.
Преимущества и недостатки комплексной автоматизации
Основная предпосылка к формированию именно комплексной информационной системы — возможность формирования и актуализации значительных информационных ресурсов. Эффективность такой системы — именно в ее комплексности. Ее используют и производственники, и менеджеры управления продаж, и экономисты. Все эти функции важны, и делать повышенный акцент на какой‑либо — неправильно. Я лично работаю не столько непосредственно в системе, сколько с готовыми отчетными формами. Но у меня есть жесткое требование — чтобы ручной работы в этих отчетах не было. Естественно, у такой комплексной информационной системы есть плюсы и минусы.
Плюсы | Минусы |
Высвобождение «армии» учетчиковплановиковбухгалтеров | Неизбежное «подстраивание» системы управления под имеющиеся программные продукты |
Уменьшение роли «человеческого фактора» в достоверности управленческой информации. «Прозрачность» предприятия | Необходимость тщательного выбора программного продукта |
Получение точной информации «точно в срок» | Необходимость жесточайших административных усилий для внедрения |
Возможность модульного наращивания в порядке и по срокам, которые определяет администрация предприятия | «Прозрачность» предприятия для контролирующих органов |
ИТ и косность мышления
Активное использование ИТ неизбежно требует подстраивать систему управления под возможности программных продуктов. За 70 лет на предприятии сложились определенные стереотипы и стандарты работы, и, как на многих машиностроительных предприятиях, есть некоторая косность и инерция старого мышления. И это одна из серьезных проблем, которую приходится преодолевать, подстраиваясь под возможности информационной системы. Но в результате мы от этого только выигрываем. Мы значительно упрощаем многие вещи, например, систему оплаты труда. До внедрения системы мы имели примерно 20 различных механизмов расчета выплат для различных групп работников. Внедряя стандартный программный продукт, который не имеет функционала такого сложного расчета заработной платы, мы отказались от старой системы начисления заработной платы и унифицировали эти процессы.
Об антикризисных мерах
В 2009 году был закончен проект автоматизации бюджетирования, который, хотя и был профинансирован до кризиса, стал хорошей антикризисной мерой. Сейчас, безусловно, повышаются требования к оперативности и уровню аналитичности информации. Наша система бюджетирования на базе программного комплекса Plan Designer как раз позволяет выполнять анализ движения денежных средств, отслеживание различных задолженностей по времени и другим факторам, многовариантный анализ перспектив развития и многое другое.
О взаимодействии ИТ-директора с руководством
Внедрение программного продукта не является инициативой ИТ-директора. В частности, на нашем предприятии основная инициатива исходила от управленцев различных направлений — например, главного бухгалтера или главного механика. А по таким комплексным системам, как ERP, основная инициатива принадлежала ключевым руководителям — мне и финансовому директору. Поэтому очень важный аспект развития ИТ на предприятии — это эффективные коммуникации ИТ-директора с менеджментом разных категорий. Было бы очень полезно своевременно информировать руководителей о возможностях современных программных продуктов, обращать людей в свою веру. Это основной совет, который мне хотелось дать ИТ-директорам, — больше контактировать с сотрудниками, которые непосредственно используют ИТ‑системы.
Причем это очень важно не только во время старта проекта и выбора продукта, но и на этапе его эксплуатации. Поскольку наличие уникальных ИТ‑систем не гарантирует эффективного их использования, не все с большим удовольствием используют эти продукты. Это одна из серьезных проблем. И авторитет ИТ-директора надо максимально использовать для включения информационных технологий в реальную работу предприятия.