Как бы того ни хотелось, но совсем уйти от закупок ИТ-оборудования никому не удается: покупать приходится и в непростое время экономических неурядиц. О том, как сбалансировать эти затраты в кризис, мы беседуем с исполнительным директором Дирекции информационных технологий торгового дома «Копейка» Александром Артюховым.
Intelligent Enterprise: Кризис — не лучшее время для закупок ИТ-оборудования и ПО. Сократила ли ваша компания их объемы?
Александр Артюхов: Для компаний, имеющих только рублевые обороты, у кого отсутствуют иностранные инвестиции и нет доступа к кредитам зарубежных банков, нынешний кризис действительно не лучшее время для закупок. Большинство ИТ-компонентов производится пока не в нашей стране. При этом помимо пошлин и налогов есть фактор девальвации рубля. И кроме того, цены поставщиков подчас опережают темпы роста курсов валют. В результате закупка ИТ-оборудования и ПО, цены на которые, как правило, номинированы в долларах или евро, ложится весьма тяжким бременем на ИТ-бюджеты. Так что сейчас не самый подходящий момент для замены парка оборудования.
Плюс ко всему на рынке вполне может не быть того, что нужно: на российских складах требуемое оборудование или адекватный заменитель может отсутствовать, а ждать поставки из‑за границы нужно довольно долго — как правило, шесть-восемь недель. За примером далеко ходить не буду. В декабре 2007 года мы столкнулись с необходимостью замены центрального маршрутизатора. Мы меняли оборудование одного производителя на продукцию другого. Поставки нам пришлось ожидать почти три месяца, и пока не был получен наш заказ, мы продержались на аварийном устройстве. Так что и в относительно благополучное время такая проблема существует. А в кризис риск столкнуться с подобной ситуацией куда выше. Уже есть жалобы на отсутствие у поставщиков многих позиций, которые раньше имелись в достаточном количестве.
С другой стороны, наша компания была готова к кризису. Потребность в оптимизации ИТ-закупок и повышении эффективности расходования выделяемых для этого средств у нас возникла еще в августе‑сентябре 2007 года. В результате мы заранее сбалансировали свои пожелания и возможности. При этом объемы закупок мы не сокращали, если говорить о рублевых суммах. Ведь без своевременного приобретения техники и замены фондов компания может просто остановиться.
Кроме того, у нас есть резерв оборудования, которое оказалось избыточным, прежде всего ПК. Излишек этот образовался в ходе сокращения рабочих мест, реорганизации подразделений и плановой замены техники. Списывать работоспособное оборудование в этих условиях мы сочли нерациональным. Его вполне можно использовать там, где не требуется более мощное решение, может быть, после небольшой и недорогой модернизации. И если в 2008‑м мы еще проводили модернизацию рабочих мест, пусть и в меньших объемах, то в нынешнем году, как нам кажется, вполне можем обойтись использованием накопленных запасов.
А вот от модернизации инфраструктуры не уйти никуда, оборудование под эту задачу закупалось и будет закупаться и дальше. Но опять же приходится соизмерять желания и возможности. Речь идет об оборудовании иностранного производства, так что объем закупок уменьшится на величину падения курса рубля. Однако при этом мы строим политику закупок так, чтобы избежать ущерба для функциональности. Например, сейчас мы не собираемся приобретать резервное оборудование, в качестве резерва будет использоваться устаревшая, но работоспособная техника.
В свое время вам пришлось приводить в порядок то, что было сделано вашими предшественниками. Что было сделано в области закупок ИТ-оборудования? Можете ли вы поделиться опытом, как обосновать перед бизнес-заказчиком необходимость закупки оборудования вне кризисной ситуации и как это сделать сейчас?
Мы столкнулись с тем, что наши предшественники закупали оборудование на рынке так называемых открытых электронных тендерных торгов. Торги эти идут в строго обозначенный промежуток времени — от тридцати секунд до нескольких минут. В это окно необходимо получить от контрагентов предложения и выбрать то, что показалось наилучшим. В торгах участвуют, как правило, несколько «прикормленных» компаний, которые просто передают заявки по очереди друг другу по принципу «рука руку моет».
От такой практики нам пришлось уйти. Мы провели глобальный открытый тендер на закупку рабочих мест и в результате несколько изменили действующий стандарт, отказавшись от практики закупок техники строго одного известного производителя. При этом обратили внимание на оборудование российских компаний, а оно тогда было раза в три дешевле. Так нам удалось сэкономить.
Что касается выделения средств на модернизацию, то тут безотказное средство — напоминание, во что выльется, например, остановка склада в сравнении с затратами на замену оборудования. И кризис тут ничего не меняет. Конечно, самый хороший и действенный аргумент — реальная авария. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но до таких последствий лучше все же не доводить. Пугать бизнес не стоит, но есть немало способов донести до него мысль о том, что доведение ситуации до серьезных простоев и аварий обойдется дороже.
Западные аналитики, в частности Uptime Institute, по результатам исследования, проведенного в 2008 году, рекомендуют избавляться от оборудования с высоким энергопотреблением и высокими эксплуатационными затратами. Насколько эти рекомендации действенны для наших условий, или, может быть, лучше отложить эту замену до более спокойного времени?
Да, частично такие рекомендации применимы. Но только частично, и применять их следует разумно, без фанатизма. В кризис острота проблемы энергопотребления серьезно снизилась. Еще прошлой осенью в Москве, да и не только, получить необходимые энергомощности было проблемой. Рост потребления электроэнергии не успевал за вводом новых генерирующих мощностей. Сейчас, по данным Росстата, потребление электроэнергии упало почти на четверть. А значит, мощности в таком объеме не нужны, и стало проще подключиться. Плюс к тому выходят законодательные акты, обеспечивающие более свободный доступ на рынок электроэнергии. В результате острота борьбы за экономию электричества несколько уменьшилась. Есть возможность внедрять энергосберегающие технологии с оглядкой на эффективность. Допустим, мы купим энергосберегающий сервер за тысячу долларов. Сэкономит ли он электричества на такую же сумму за время кризиса? Вряд ли. Плюс ко всему за электроэнергию мы всё же платим рублями. Так что если есть возможность использовать работающее, пусть и не слишком энергоэффективное оборудование, наверное, стоит так и поступить. К тому же ремонт и техобслуживание такого оборудования скорее всего тоже не будет слишком дорогостоящим. И надо иметь в виду, что ИТ-оборудование у нас далеко не главный потребитель электроэнергии. Например, холодильники гораздо более энергоёмки.
А вот для офисного оборудования ситуация будет другой. ПК с монитором, да еще и подключенный к источнику бесперебойного питания, тратит не так уж и мало: 500 — 700 ватт в час. Так что замена настольных ПК на ноутбуки или хотя бы переход на ЖК-мониторы вполне может оказаться целесообразным. Тем более что плоские мониторы еще и занимают намного меньше места, а офисная площадь — также ресурс далеко не самый дешевый.
А как у вас решается вопрос взаимодействия в закупках с другими службами компании? Ведь ИТ‑составляющая есть в самых разных проектах, и возникает почва для всяческого рода конфликтов между ИТ-отделом и другими подразделениями…
У нас в компании все, что так или иначе содержит ИТ-компонент, относится к сфере ИТ‑службы. В том числе и контрольно‑кассовое и весовое оборудование. Для решения вопросов приобретения, организации рабочих мест, ввода объектов в эксплуатацию и т.д. существуют свои стандарты. Ну а коль скоро в компании есть стандарты, то и закупки ведутся согласно с ними. Кроме того, закупки предусмотрены инвестиционными проектами. Но даже руководитель проекта не имеет к ИТ никакого отношения, в его компетенцию обязательно будет входить согласование потребностей проекта с бюджетом и закупками. Коллизии же могут возникать там, где разные службы осуществляют закупки хаотически, без стандартов. И в этом случае данный процесс лучше централизовать.