Сегодня «Эльдорадо» занимает около 28% рынка бытовой электроники в России. Чтобы полки магазинов всегда были заполнены товаром, эта компания работает с десятками производителей и поставщиков продукции. О том, какие системы поддерживают бизнес и как организовано взаимодействие с поставщиками, мы беседуем с директором ИТ‑департамента «Эльдорадо» Александром Талалыкиным.
Intelligent Enterprise: Бурное развитие бизнеса требует расширения функционала корпоративной системы и масштабирования ERP-решения, находящегося в ее основе. Расскажите, как вы справляетесь с этой задачей.
Александр Талалыкин: Компания «Эльдорадо» растет очень активно: с 2000‑го по 2006‑й наш оборот вырос в десять раз. В среднем это 30—50% в год. Система SAP имеет то преимущество, что позволяет нам масштабировать свои решения абсолютно безболезненно, как бы сильно ни росла компания. Конечно, важно всё это правильно спланировать, успеть вовремя добавить аппаратное обеспечение. По производительности и с точки зрения пределов роста базы данных мы пока с проблемами не сталкивались (сейчас её объем — 6 Тбайт). Замечу, что «Эльдорадо» распространяется не только в регионы России, но и в соседние страны. А это не просто новые магазины и увеличение объема продаж, но и местное законодательство, учет, валюта, язык. Здесь у системы SAP имеются существенные преимущества: поддерживаются все валюты, а также функциональность холдинговой структуры. Система локализована практически для всех стран бывшего Советского Союза. Балансы юридических лиц в разных странах мы можем свести к единой валюте концерна и получить единую отчетность. Сегодня «Эльдорадо» работает в трех странах, при этом мы относительно оперативно сводим отчетность, без проблем интегрируем продажи и распределяем товары.
Платформа SAP NetWeaver позволяет нам, совершая экспансию на новый рынок или приобретая новую торговую сеть, подключить используемое там программное обеспечение к существующему у нас решению SAP. Это дает нашему решению дополнительную гибкость. Например, наиболее крупные наши распределительные центры — это сторонние организации, и мы берём на аутсорсинг их услуги. Они пользуются собственным ПО, а взаимодействуем мы через решение XI, которое является составной частью NetWeaver.
Какое ПО используется в вашей компании для автоматизации магазинов и как оно взаимодействует с системой SAP?
У нас в каждом магазине установлена система собственной разработки TradeService. Она обеспечивает поддержку продаж, контроль товародвижения внутри магазина, складской учет, а также связь с SAP. Каждые 15 минут TradeService связывается с системой SAP и передает в неё все накопленные изменения. Система очень устойчива: если пропадает канал связи, программное обеспечение и кассы могут работать, а магазин — отпускать товар на протяжении одной недели. Даже отключение электричества не приводит к мгновенной остановке процесса торговли. У TradeService развитая функциональность — отчетность, управление персоналом, мерчендайзинг, предпродажная подготовка товара, печать ценников и пр. Это гибкий инструмент, который позволяет нам очень оперативно включать новые акции любой сложности.
С помощью каких программных продуктов в вашей компании автоматизирован процесс товародвижения?
Раньше для управления материальными потоками мы использовали функциональность ряда продуктов SAP. С течением времени компания SAP предложила расширенное решение, которое называется Supply Chain Management (SCM) — управление логистической сетью. Оно охватывает весь процесс, начиная от расчёта потребности магазина в товаре через доступ к соответствующим ресурсам партнеров и заканчивая доставкой нужного товара в магазин. Преимущество данного решения в том, что оно сегодня используется многими мировыми производителями электроники (LG, Samsung, Sony и другими), а также большинством российских ритейловых компаний.
К концу года мы планируем закончить проект по внедрению системы электронного обмена данными Electronic Data Interchange — EDI. Надеемся, это позволит резко сократить количество ошибок при обмене информации с нашими поставщиками, и скорее всего мы сэкономим немалые денежные средства от оплаты операторов, которые по несколько раз набивают один и тот же заказ — сначала у нас, а потом у поставщика. Если к этому же процессу сможем подключить транспортные компании (сейчас это пока вне рамок проекта), то по большому счету мы обеспечим себе прозрачность товародвижения за пределами России.
Обмен данными с большим количеством поставщиков требует определенного уровня зрелости и от них, и от вашей компании, при этом должны быть выработаны стандарты взаимодействия. С какими проблемами, техническими и организационными, вы сталкиваетесь?
С технической точки зрения организовать связь разных систем при посредничестве EDI не слишком проблематично. Мы сейчас плотно работаем с одним российским поставщиком, который не использует SAP. И мы запустили небольшой пилотный проект, решающий задачу «связывания» через EDI SAP с другой ERP‑системой. Кстати, подобная задача, я думаю, всегда останется актуальной для нас. Как бы ни была популярна SAP ERP в крупном бизнесе вообще и среди производителей бытовой электроники в частности, наши независимые 3PL-операторы в типичном случае будут как раз использовать решения, отличные от SAP. С нашей стороны технические трудозатраты минимальны, больше нужна работа чисто организационная: договориться, убедить… Однако даже в рамках одной системы — той же SAP — требуется применять различные форматы данных. Например, номер материала у одного поставщика обозначается шестью символами, а у другого — девятью с буквами. Вот это вырастает в небольшую проблему.
Стандарты EDI-взаимодействия уже выработаны, но при том, что общая идея и формы обмена данными сохраняются, у каждого поставщика свои форматы. Например, с Sony нужно подтверждать заказ, а Panasonic будет категорически против. Дело в том, что даже в рамках EDI существуют разные варианты решения и различные алгоритмы действия, смотря от кого исходит инициатива — от поставщика или от потребителя. То есть для организации нормального взаимодействия требуется решить ряд административных задач, например, чтобы одни и те же объекты и мы, и поставщики трактовали одинаково. Сейчас только переговоры об организации обмена данными составляют порядка 80% всех работ.
Следующий вопрос касается аналитики, которая последнее время играет всё большую роль. Какие аналитические приложения вы используете? И что можно сказать об эффекте, который они приносят?
Мы применяем SAP BW (Business Information Warehouse), причем в нескольких ипостасях. Во-первых, этот функционал используется как отчетно-аналитический инструмент — это его прямое назначение. Мы практически прекратили формировать отчеты в SAP ERP, потому что она редко бывает нужна в режиме онлайн. Может, например, потребоваться «слепок» с информации о состоянии склада секунду назад. Всё остальное выносится в SAP BW. Кроме того, компонент SAP BI позволяет очень неплохо экономить на затратах на лицензии. Покупается ограниченная лицензия пользователя SAP BW для менеджера, который занимается только отчетностью. Ему вполне достаточно данного инструмента, а компания не платит дополнительных денег за то, что этот менеджер — пользователь SAP.
Во-вторых, SAP BW является базой для создания дополнительной функциональности, в частности той, что компания SAP специально разработала для ритейла. Я имею в виду Merchandise & Assortment Planning — функционал для планирования товарооборота и ассортимента. Компания «Эльдорадо» первой в России внедрила у себя эту функциональность.
Есть и еще одно очень интересное для розничной торговли решение, которое тесно ассоциируется с функционалом SAP BW и которое также используется у нас, — это POS Data Management. С его помощью информацию о единичных фактах розничных продаж можно синхронизировать между SAP ERP и SAP BW и при этом в BW закачивать информацию лишь той степени детализации, которая необходима. Это же решение мы используем сейчас для того, чтобы не позволять данным бесконтрольно расти. Для крупного ритейла это, как известно, вообще большая проблема. Весь поток информации пропускается через фильтрующий механизм, данные агрегируются в нужном масштабе и в компактном виде помещаются в хранилище.
Наверное, наибольший бизнес-эффект (около половины всех преимуществ использования ИТ‑системы) нам дает использование Merchandise & Assortment Planning. «Эльдорадо» — это две тысячи магазинов, 75 тысяч наименований товаров и около тридцати дистрибуционных складов. С помощью этой подсистемы мы каждый день планируем, что и в какой магазин нужно доставить. Мы как ритейлер получаем конкурентное преимущество на рынке не за счет использования той или иной конкретной системы автоматизации управления, а за счет того, как мы её используем. В данном случае выигрывает тот, у кого товар на полках оказывается быстрее, в оптимальном количестве и нужный покупателю. Merchandise & Assortment Planning здесь незаменим.