В одном из наших прошлых номеров мы уже рассказывали о корпоративной сети передачи данных (КСПД) в Шестой генерирующей компании оптового рынка электроэнергии (ОГК-6). Эта инфраструктура используется в том числе и для аудио- и видеоконференцсвязи (ВКС), объединенной с системой промышленного видеонаблюдения за объектами крупных строек. О проекте построения такого решения в интервью нашему журналу рассказал руководитель дирекции по информационным технологиям ОГК-6 Андрей Моничев.
Intelligent Enterprise: Расскажите, как ваша компания пришла к необходимости создания системы ВКС и как развивался этот проект хронологически.
Андрей Моничев: Исторически любое предприятие, входившее в РАО «ЕЭС России», было обязано участвовать в селекторных совещаниях, проводимых руководством холдинга. Наша компания была создана относительно недавно — в 2005 году, и на этапе ее становления встала острая необходимость в организации внутренних селекторных совещаний. Обе эти задачи были решены в начале 2006 года с помощью программно-аппаратного комплекса «Конгресс». В конце того же года система была расширена аппаратным решением для озвучивания селекторного зала с использованием беспроводных пультов ByerDynamics. В это же время началась работа над проектами по организации мультисервисной сети компании и созданию ВКС на базе оборудования Polycom. Одним из основных требований к полосе пропускания каналов связи и качеству обслуживания в сети стала именно возможность организации сеансов ВКС.
Проект по реализации ВКС был разбит на два этапа. На первом до конца 2007 года была реализована централизованная схема ВКС. В исполнительном аппарате установлен сервер, а в филиалах — видеотерминалы. Актовый зал исполнительного аппарата дооснащен системой управления автоматическим фокусированием камер ВКС, плазменными панелями и проектором. На втором этапе, который заканчивается в нынешнем году, серверы ВКС и полнофункциональные залы для проведения видеоселекторных совещаний организуются во всех филиалах, что позволяет проводить видеосеансы из любого филиала и внутри каждого в отдельности.
Кроме того, на втором этапе полностью реализована и интегрирована с системой ВКС система видеонаблюдения за объектами крупных строек ОГК-6. В 2007 году руководство РАО «ЕЭС России» предложило всем генерирующим компаниям холдинга, в которых планировались или уже начались крупные инвестиционные проекты, установить на стройках системы видеонаблюдения. Данное предложение было закреплено приказом и преследовало две цели: возможность для любого потенциального инвестора или акционера посмотреть в режиме живого видео на ход строительства, а для менеджеров компании и холдинга в целом — вести дистанционный контроль за стройкой. Для технической реализации системы видеонаблюдения такого крупного масштаба был выбран российский программно-аппаратный комплекс «Интеллект». Доступ к живому видео со всех обьектов, участвовавших в данном проекте, был организован через Web‑сайт холдинга. Приказ РАО «ЕЭС России» удачно совпал с моментом проектирования у нас системы видеоконференцсвязи, и в проект была заложена работа по интеграции системы видеонаблюдения в систему ВКС. В итоге проект вылился в практически одновременное создание системы ВКС, объединенной с аудиоконференцсвязью и видеонаблюдением за объектами крупных строек.
Такая единая система — непростое решение. С какими проблемами вы столкнулись?
Из относительно нетиповых технических решений, которые были использованы, пожалуй, самым интересным было оснащение актового зала системой озвучивания и системой управления камерами. Дело в том, что актовый зал в исполнительном аппарате компании представляет собой трансформируемое помещение, которое с помощью перегородок можно свободно разделить на три отдельные комнаты. И эта универсальность вносит ограничение на использование стационарных проводных микрофонов. Пришлось заложить в решение беспроводные микрофоны, а чтобы камеры от системы видеонаблюдения автоматически наводились на активный микрофон, — включить в него и специальную систему управления.
Каковы результаты проекта?
Возможность общения вживую с людьми, находящимися за тысячи километров от Москвы, в дистанционном режиме собрать в одно и то же время для обучения или обсуждения какой‑либо производственной задачи множество сотрудников из разных уголков нашей огромной страны — вот самое интересное из того, что предоставила ВКС. Обычную телефонную связь эта система еще долгое время не сможет заменить, но селекторные совещания в компании уже полностью переведены на неё. Результат, как говорится, налицо: теперь на «видеоселекторах», проводимых в ОГК-6, при обсуждении этапов и хода крупного строительства в качестве контента подается живое видео с обсуждаемого объекта.
В ОГК-6 система видеонаблюдения решает еще одну немаловажную задачу — создает оцифрованную историю стройки. Ежедневно в полдень со всех камер делаются снимки по всем объектам и сохраняются в архиве. И через пять или двадцать лет можно будет посмотреть первую вбитую сваю или фундамент на этапе его заливки. При этом созданные фотографии могут пригодиться не только для фотоальбома по случаю юбилея станции, но и для поиска скрытых ошибок на этапе строительства, которые через многие годы могут стать причиной аварии.
Еще одна возможность — обучение с помощью ВКС. В ходе внедрения информационных систем компании возникает большое количество вопросов, требующих сопровождения обучающего процесса показом презентаций. В качестве дополнительного контента мы также имеем возможность передавать на сеансах ВКС как статичные картинки, так и реальные действия на рабочем столе монитора, видео с любых источников, в том числе с видеокамер системы видеонаблюдения. Важно, что в этих случаях не требуется ради двух-трёх часов занятий отправлять сотрудников в командировки, а быстрота ответов на возникающие вопросы практически сводится к минимуму. Например, в ходе проекта создания ERP‑системы на базе Oracle e-Business Suite ключевые эксперты и консультанты подрядчика, находясь в различных точках страны, обсуждают проблемы внедрения или обучают функционалу системы, начиная от вида экранных форм и заканчивая бизнес-процессами и их взаимосвязью. Опыт использования ВКС в качестве инструмента дистанционного обучения имеют и другие подразделения. Так, например, главный инженер компании проводит совещания с представлением фотографий с аварийных объектов, заместитель генерального директора по сбыту организует дистанционные встречи с директорами станций, проводя графический анализ действий оперативного персонала станций и их влияния на экономические показатели, дирекция перспективного строительства использует в ходе совещаний информацию из системы видеонаблюдения за объектами крупных строек.
А как отдел безопасности отнесся к появлению новых решений по передаче видеоинформации?
У нас полное взаимопонимание и согласованность действий со специалистами по безопасности. Мы — исполнители требований по информационной безопасности, которые они определяют и впоследствии контролируют, и все эти требования мы согласуем до начала внедрения, на этапе проектирования любой информационной или телекоммуникационной системы.
Вы считали затраты на проект и его окупаемость?
Затраты на развертывание систем ВКС и видеонаблюдения были разумными. Мы не гнались за красивыми лейблами типа HiRes, HDTV и т.п., ведь в таких решениях больше красивых слов, чем эффективности от их внедрения. Нам нужен был эффективный инструмент для решения отмеченных выше задач. Тем более что HDTV-решение для ВКС предъявляет очень серьезные требования к каналам связи. Окупаемость же развернутой системы очевидна: это и экономия средств от командировочных расходов, причем, стоит заметить, хорошая экономия ввиду того, что филиалы расположены довольно далеко от Москвы и транспортные расходы велики, а также экономия на междугородных звонках. Кроме того, я отметил бы те моменты, которые трудно оценить в денежном эквиваленте. Нужно просто попробовать самому, чтобы увидеть разницу между общением, когда ты только слышишь собеседника или когда ты видишь его. Недаром любые важные переговоры всегда ведутся «вживую». Так устроен человек. Ведь учеными доказано, что при живом общении большую часть информации человек получает от собеседника не на слух, а от мимики и жестов.
Хотелось бы также отметить, что трафик, потребляемый ВКС и системой видеонаблюдения, укладывается в рамки, определенные в договоре с оператором MPLS‑сети. Как только мы перейдем порог, за которым станет выгоднее использовать полноценный выделенный канал до каждого филиала, мы станем использовать выделенные каналы. Свою транспортную сеть мы строили с учетом возможности этого перехода без дополнительных финансовых затрат на оборудование.