На данный момент ОАО «ТГК-10» завершило внедрение базовой функциональности ERP-системы на основе продукта SAP ERP. В компании создана учётная система, охватывающая все ключевые направления ее хозяйственной деятельности – бухгалтерский учет, управление материальными потоками, учёт затрат и ремонтных операций. Одновременно с внедрением ERP-системы в компании проведена реорганизация структуры, бизнес-процессы приведены в соответствие с международными подходами, реализованными средствами SAP. О подробностях развертывания автоматизированной системы мы беседуем с начальником отдела АСУ ФХД ОАО «ТГК-10» Андреем Захватовым.

Intelligent Enterprise: Как широко у вас используется система управления ресурсами предприятия?

Андрей Захватов: Начиная с декабря 2006 года нам удалось ввести в эксплуатацию все 11 филиалов компании. Сразу после внедрения ERP-системы в ней было около девятисот пользователей. Мы включили контроль за ее использованием – к примеру, если пользователь не входил в систему в течение двух месяцев – мы его удаляем. Сейчас количество пользователей сократилось до семисот – это люди, которые реально работают в системе. Общее целевое количество пользователей системы (с учётом ДЗО и расширения функицональности комплекса), по нашим оценкам, составит порядка 1000 человек.

Как вам удалось так быстро масштабировать ERP-систему?

Во-первых, четкий график, последовательность выполнения работ по запуску в филиалах. Процесс запуска ERP-системы у нас был типизирован. Прежде всего, мы отправляем в филиалы форму для внесения данных – остатков, начального сальдо и т.д. Существует одинаковый для всех шаблон. Далее проектная группа загружает этот шаблон в систему. Неделя уходит на то, чтобы исправить все ошибки.

Шаблон касается так же и справочников. Филиалы обязаны сопоставлять свой справочник с централизованным. Мы сделали нулевой срез, взяв за образец справочник аппарата управления. Следующий филиал высылает нам разницу между централизованным и их справочниками. Мы дополняем справочник. И в последующих филиалах все меньше и меньше работы по пополнению справочника. Но при этом все приходится приводить в соответствие стандартам.

У нас достаточно жесткие сроки по формированию начальных остатков. После их формирования филиалом еще около недели уходит на их загрузку. Приходится учитывать нюансы – где-то ошиблись, номер номенклатуры не так вбили, например. Затем начинаем опытно-промышленную эксплуатацию. Задача следующая – в течение месяца отработать все первичные документы в SAP. Если отчетный месяц – октябрь – к 15 ноября мы требуем показать баланс. Спрос был достаточно жёстким, вплоть до снятия с постов в случае срыва сроков выполнения работ.

SAP – это централизованная система. На рабочих местах пользователей – только терминальный доступ. Кроме того, введён административный запрет на использование других автоматизированных систем. За ходом проекта ведется очень жесткий контроль, первые лица компании лично ответственны за его успех.

Как было организовано обучение сотрудников?

Мы проводили обучение с отрывом от производства в двух центрах обучения – в Челябинске и в Тюмени. В Челябинске – в аппарате управления, в Тюмени – в ТЭЦ-2. Каждый филиал обучался в течение двух недель: по 3 дня – бухгалтеры и «материалисты»,, по 2 дня – ремонтники и экономисты. Таким образом, в план внедрения SAP был включен этап обучения, во время которого должны быть обучены все, кто будет работать в этой системе. Иногда это обучение проходило до загрузки справочника, иногда после. После этого в течение месяца они должны были отработать навыки на рабочих местах. При этом отслеживались все их действия в системе. Затем начинается штатная работа. Тут очень важно участие проектной группы. Пользователи ведь бывают разных уровней подготовки. Мы организовывали выезды специалистов проектной команды в филиалы, оказывали дополнительные консультации на местах. Составляли группу, включающую по одному человеку по каждому направлению, приезжали в филиал на неделю и отвечали на вопросы пользователей.

При этом вся передача опыта и знаний проводилась своими силами. Внешние консультанты выполняли исключительно проектные работы. Если мы их будем привлекать на консультирование пользователей – это будут неоправданные траты. За счёт такого разделения сотрудники компании OXS больше времени уделяли реализации бизнес-процессов в системе, выполняли настройку системы под наши желания.

Ваше решение может рассматриваться как типовое для отрасли? Насколько в этом вопросе вообще возможна типизация?

В декабре прошлого года, во время запуска в эксплуатацию ERP-системы на Сургутской ГРЭС-1, я задавал Владимиру Макарову, который тогда был ИТ-директором БЕ-2 РАО ЕЭС, вопрос, могут ли все предприятия внутри БЕ-2 пользоваться единой НСИ – справочниками материалов и контрагентов? Почему бы не сделать центральный сервер, закачать туда эти справочники, и всем ДЗО пользоваться? Но он тогда ответил, и теперь я с ним согласен, что большую роль играет фактор конкуренции. Ведь именно в создании конкурентной среды заключается смысл реформы энергетики. По моему мнению, подобная «делёжка» невозможна. НСИ, ее формирование, ее качество – качество подготовки данных по контрагентам и по материалам – это ведь конкурентное преимущество. То же самое можно сказать и о настройке ERP-системы – то, как мы в ней построили бизнес-процессы, будет влиять на нашу конкурентоспособность. Нельзя сказать, что абсолютно всё мы делаем так, как заложено в стандарте SAP. Конечно, мы используем типовые решения, но процесс внедрения SAP не так прост.

Необходимо пройти этап донастройки системы под требования бизнеса заказчика. Например, нам пришлось расширять справочник – добавлять поля. Но я бы не сказал, что мы сильно поменяли бизнес-процессы. Эти изменения укладывались в 5 %, может, чуть больше. К тому же бизнес не стоит на месте – наше руководство регулярно требует внести дополнительную функциональности – создать какой-нибудь отчет, к примеру. Мы вынуждены дорабатывать систему. Сначала происходят организационные изменения, а затем уже ИТ-отдел дорабатывает под них ERP-систему. Как это происходит на практике… Если гендиректор ставит задачу к 1 декабря провести конкурсные процедуры по ГКПЗ на 2008 год, то понимаю, что это задание и мне в том числе. Нужно садиться с нашей службой снабжения, и думать, как это автоматизировать в SAP, чтобы руководитель мог осуществлять ежеминутный контроль. При этом мы не углубляемся в построение обширных бизнес-моделей. У нас просто нет времени, чтобы по полгода теоретизировать. У нас есть задача, которую нужно решать как можно быстрее – таковы требования бизнеса.

Используете ли вы BI-систему?

Сейчас проект по BI только начался, и находится на первом этапе, фазе анализа. Мы будем создавать систему бюджетирования, в которой будут увязаны как финансовые бюджеты, бюджеты затрат, так и годовая комплексная программа закупок, планируемые ремонты. Для этого будет использоваться подсистема SAP BW и все соответствующие модули в транзакционной системе SAP ERP. В BI мы будем планировать затраты по ремонту, в транзакционной системе ремонтники в ходе работы будут отражать факт, а затем это будет сопоставляться и анализироваться. К лету следующего года система уже будет реализована.

Внедрена ли у вас система электронного документооборота?

Документооборот у нас внедрен в продуктивную эксплуатацию с ноября в масштабах всей компании. До конца года отдельные рабочие места появятся и в филиалах. Это также централизованная система.

У нас наложен крест на бумажный документооборот - все, что не требует подписи, вся внутренняя документация – переписка между службами, отделами, реализована в электронном виде. Мы собираемся интегрировать с ERP договорную работу. Система документооборота, которую мы используем – EMC Documentum – это позволяет. И это был один из основных критериев при выборе СЭД. В планах - создание архива договоров. При решении этой задачи будет облегчена стыковка СЭД с ERP-системой.

Интегрирована ли ваша ERP-система с другими приложениями предприятия? Планируется ли обеспечить ее взаимодействие с внешними системами?

ERP-система пока не интегрирована с внутренними приложениями, но задумки её интеграции с АСУТП есть. Самая затратная часть в энергетике – это ремонты, и их необходимо оптимизировать. Первый шаг к оптимизации – понимание состояния, в котором находится оборудование. При этом нужно снимать данные непосредственно с оборудования, а это как раз задача систем АСУТП. Что касается интеграции с внешними системами, то если мы будем автоматизировать теплосетевой бизнес, а мы будем это делать – надо совершенствовать услуги, оказываемые потребителям. Например, предоставить возможность смотреть состояние счета, не выходя из дома. Но до этого нужно дорасти – построить современную билинговую систему, сделать интеграцию с внешним Интернет-порталом. Существует проект создания корпоративного портала, рассчитанного пока на внутренних пользователей. В нем будет интерфейс с ERP-системой, чтобы руководство пользовалось Web-интерфейсом. В портале будут реализованы и другие внутрикорпоративные функции. Например, предполагается его использование для коммуникаций – руководство хочет знать мнение рядовых сотрудников «из первых уст».

О компании

В состав ОАО «ТГК-10» входят:12 филиалов: 9 электростанций в Челябинской, Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе; 3 тепловые сети в Челябинске, Тюмени, Тобольске, Сургуте.
Мощность электростанций ОАО «ТГК-10» составляет 2773 МВт, по тепловой энергии – 12512 Гкал/час.
Численность персонала составляет около 6700 человек

Объемные показатели ERP-системы в «ТГК-10»

  • 700 пользователей
  • 3.700 записей в справочнике контрагентов
  • 65.000 записей в справочнике материалов
  • 200.000 первичных документов
  • 120.000 записей в справочниках, описывающих техническую структуру объектов, подлежащих ремонту