В связи со значительным территориальным расширением бизнеса компания «Ренессанс страхование» приняла решение о построении корпоративной системы хранения данных (СХД). Это в свою очередь стимулировало компанию к тому, чтобы заняться некоторыми программными решениями по оптимизации логики хранения корпоративной информации и подойти таким образом ближе к реализации современных комплексных концепций хранения. Об этом мы беседуем с Дмитрием Калинкиным, техническим директором компании.
Intelligent Enterprise: Ввиду каких изменений в работе компании вы решили пересмотреть подходы к хранению и обработке информации?
Дмитрий Калинкин: В последнее время в компании «Ренессанс страхование» произошли кардинальные изменения: была внедрена дивизиональная структура управления, выделены штаб-квартира и сервис-центр, в который в числе прочих вошли HR-служба, колл-центр и департамент ИТ. Помимо этого мы быстрыми темпами наращиваем свое присутствие в регионах. Только в 2007 году было открыто тринадцать филиалов. Когда филиалы стали открываться в массовом порядке, встал вопрос, какие информационные инструменты необходимы для того, чтобы поддерживать одинаково высокий уровень клиентского обслуживания во всех регионах. Какую модель построения информационных систем выбрать — централизованную или распределенную. При этом мы думали и о том, каким образом обеспечить надежность, доступность и отказоустойчивость информационных сервисов. В результате мы пришли к выводу, что необходимо идти по пути консолидации данных и строить централизованную систему хранения.
Было решено, что вся наша региональная сеть должна работать на учетно-страховых системах ведения договоров, которые находятся в Москве.
Когда мы принимали решение о построении корпоративной СХД, у нас в компании была гетерогенная среда, включавшая в себя разнородные хранилища данных, отдельные полки Sun, IBM и массивы Arena тайваньской компании Maxtronic, которые работают на жестких дисках с интерфейсом SerialATA. Поэтому нужно было найти единое решение, способное удовлетворить все наши потребности.
О хранении каких данных идет речь?
У нас большой объём рабочей файловой информации офисных приложений, информации по договорам страхования, хранящейся в базах данных. По каждому страховому случаю делаются фотоснимки, которые должны храниться определённое время, установленное законом. Иными словами, у нас в компании возникли те самые проблемы с корпоративным информационным ресурсом, о которых сейчас очень много говорят: растет количество неструктурированных данных в электронном виде, постепенно теряющих роль некого факультативного справочного ресурса. Наоборот, такая информация все более повышает свой статус как корпоративный информационный ресурс, становится фактически обязательной для использования или по крайней мере очень существенно значимой для бизнеса. При этом во многих случаях она должна быть содержательно связана с информацией другого формата, часто порождаемой в других системах. Таким образом появляется полное информационное сопровождение тех или иных бизнес-процессов, и большая часть информационных ресурсов компании становится связанной именно с ними. Слова «установленное законом время» — тоже далеко не формальный речевой оборот. Когда данных очень много, управлять их жизненным циклом гарантированно без ошибок даже на самом элементарном уровне (фактически на уровне этапов создания-уничтожения) не так уж просто. А этот жизненный цикл может быть и совсем не элементарным. Более того, количество регулирующих актов, влияющих на управление жизненным циклом информации, будет только расти. Западная практика заставляет нас делать именно такие прогнозы, и уж такой отрасли, как страхование, это касается точно. Отсюда — потребность нашей отрасли в качественно новых технологиях хранения информации и прежде всего в организации иерархической структуры хранилища данных.
Кроме того, мы сейчас активно внедряем CRM-систему Oracle Siebel. Она также централизованная, и на ней строится работа всей нашей компании в области взаимоотношений с клиентами, что опять же существенно поднимает требования к доступности данных. Интерфейс системы Siebel должен функционировать в режиме, близком к «24×7». Это означает, что нужно быстрое, надежное, доступное и масштабируемое решение, которое одновременно будет удовлетворять большинству известных характеристик, предъявляемых к корпоративному информационному ресурсу.
Как вы выбирали продукт и исполнителя проекта?
Мы внимательно следили за тем, что происходит на рынке, изучали так называемые «best praсtice», знакомились с результатами уже реализованных проектов. Посетив несколько семинаров, организованных EMC, мы нашли, что компания предлагает очень интересные решения. Нам нужно было не только консолидировать данные в одной дисковой системе, но ещё и решить задачу резервирования и архивирования информации с дальнейшим прицелом на построение резервного ЦОДа. То, что было предложено EMC, — как непосредственно дисковая подсистема, так и соответствующее программное обеспечение — нам понравилось. Кроме того, в начале 2007 года мы приступили к виртуализации и консолидации наших серверов на технологиях компании VMware, ныне принадлежащей EMC, и остались довольны этим проектом. Разработав вместе с EMC концепцию и технологический состав решения, мы провели тендер на поставку, в котором участвовало несколько системных интеграторов, имеющих хорошую экспертизу в области продуктов ЕМС. Победила компания IBS Platformix. Одним из основных критериев выбора поставщика был успешный опыт реализации подобных проектов.
Расскажите подробнее о предложенной EMC архитектуре решения и об используемых технологиях.
В EMC нам предложили два варианта — CLARiiON и DMX. Учитывая текущий объем своих данных и масштабируемость CLARiiON, мы пришли к выводу, что этот инструмент способен удовлетворить наши запросы не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. Поэтому не имело смысла вкладывать инвестиции в DMX, который существенно дороже. Хотя фактор стоимости при выборе был не самым значимым, важно было вписаться в рамки бюджета. Архитектура выбранного решения строится на СХД EMC CLARiiON CX3-40C. Эта система имеет порты ввода-вывода, рассчитанные на 4 Гбит/с, и 4-Гбит/с внутрисистемные коммутируемые шины, что позволяет получить сбалансированный ввод-вывод на всем протяжении следования данных — от сервера до диска. Выбранная СХД поддерживает одновременно два протокола обмена — Fiber Channel и iSCSI. Такая конфигурация позволяет осуществлять обмен данными с серверами по протоколу Fiber Channel, а по iSCSI в дальнейшем организовать удаленную репликацию с СХД резервного ЦОДа.
В результате мы обеспечили высокую скорость доступа к данным серверов и получили недорогое решение для удаленной репликации.
На базе этой СХД мы реализовали два уровня хранения данных — хранение структурированных данных баз данных и хранение неструктурированных данных.
Для хранения структурированных данных был создан уровень хранения, обеспечивающий максимальную скорость доступа и максимальную надежность хранения. Для этого создали RAID 10 на дисках FC 73 GB 15K. Для хранения остальных данных был создан RAID 5 на дисках FC 300 GB 15K.
Кроме того, мы внедрили решение ЕМС DiskXtender для интеллектуального управления данными, которое использует технологию перемещения данных между различными уровнями хранения и позволяет организовать хранение данных наиболее эффективным образом. При этом обеспечивается соответствие требованиям к продолжительности хранения данных, оптимизируется использование уже имеющихся устройств хранения и значительно сокращается время резервного копирования и восстановления информации.
Аналогичное решение мы выбрали и для нашей почтовой системы. Для организации корпоративного хранилища почтовых сообщений, которое работает совместно с почтовыми серверами и позволяет собирать, группировать, сохранять и извлекать из хранилища сообщения и вложенные документы, мы используем ЕМС EmailXtender. Основными функциями этого ПО является копирование сообщений с почтовых серверов на архивный сервер, их хранение оптимальным образом, и предоставление возможности быстрого поиска и извлечения. Кроме этого EmailXtender позволяет заменять почтовые сообщения и вложения, хранящиеся на почтовых серверах, указателями на архив, что существенно сокращает объем почтового хранилища.
Для управления и настройки системы хранения данных мы используем EMC Navisphere Management Suite.
Ну и наконец приобретённый нами EMC SnapView позволяет создавать локальные физические и логические копии данных для проверки, резервного копирования и восстановления.
Каковы сроки и основные события проекта?
В августе 2007 года совместно с EMC была разработана концепция решения и затем подготовлена спецификация. В конце сентября — начале октября мы провели тендер на поставку оборудования и ПО и в ноябре заключили договор. К Новому году нам поставили всё оборудование и программное обеспечение. В январе 2008-го стартовал проект по внедрению. Когда была инсталлирована дисковая подсистема СХД, был запущен процесс переноса данных. Мы начали с наименее критичных для бизнеса данных — файловых ресурсов, установив элемент ILM — программный продукт DiskXtender. Эти данные с разных стоек и разрозненных хранилищ стали собираться воедино. Следующим этапом стал перевод виртуальных машин в новое хранилище. Сейчас в СХД переводится почтовое хранилище MS Exchange. Параллельно внедряется EmailXtender, о котором я уже упоминал. Таким образом, с помощью технологии многоуровневого хранения мы смогли задать срок жизни данных в дисковой подсистеме EMC, по истечении которого они отправляются в более дешевое архивное хранилище, в качестве которого теперь используется освободившийся массив Arena Maxtronic. Тут нужно подчеркнуть, что внедрение продуктов и технологий EMC не подталкивает нас к использованию решений исключительно от одного производителя. Для компании с уже накопленным багажом успешно используемых ИТ-систем и аппаратных комплексов, где к тому же чрезвычайно важны понятия надежности и доступности информационных ресурсов, это преимущество — не быть замкнутым на одном поставщике — трудно переоценить. Таким образом, пока всё идет по плану. Перенос данных производится без остановки бизнеса и никоим образом не отражается на работе пользователей.
Что вы можете сказать о результатах и перспективах проекта?
Экономический эффект подсчитывать преждевременно, но по крайней мере уже сейчас мы получили уверенность в сохранности и доступности нашей информации, что не менее важно. Раньше у нас пару раз случались сбои оборудования Maxtronic: выходила из строя подсистема хранения данных, после чего ее приходилось восстанавливать в течение довольно долгого времени, ведь в ней хранились терабайты информации. С внедрением EMC CLARiiON мы наконец можем быть спокойны: надежность составляет 99,9999%, все узлы продублированы, то есть ситуация отказа системы практически исключена.
Внедрение СХД я рассматриваю как один из этапов проекта построения целостной отказоустойчивой ИТ-инфраструктуры компании. Следующим этапом должно быть создание резервного ЦОДа на технологии асинхронной репликации.