Многие российские компании уже оценили эффективность систем видеоконференцсвязи (ВКС). О текущей ситуации на российском рынке систем ВКС, его специфике и перспективах развития, мы беседуем с Михаилом Никифоровым, руководителем направления видеоконференцсвязи компании КРОК.

Какова текущая ситуация на российском рынке ВКС?

Сейчас спрос на системы видеоконференцсвязи устойчиво растет - примерно на несколько десятков процентов в год. Первые продукты ВКС разительно отличались от сегодняшних. Развитие технологий в области аудио- и видеоконференцсвязи приводит к тому, что современные системы ВКС, становясь все более качественными и многофункциональными, позволяют решать массу бизнес-задач заказчиков. Поэтому спрос достаточно заметно растет.

Многие крупные компании уже построили себе системы ВКС и успешно используют их в работе. Сейчас такие компании, почувствовав реальную пользу систем ВКС для своего бизнеса, реализуют подобные проекты на более низких уровнях, подключают дополнительные офисы и филиалы к системе ВКС компании. Например, если раньше видеоконференция использовалась в основном для связи между крупными региональными филиалами компании, то сейчас крупные филиалы строят свои внутренние сети ВКС. Компании, как правило, реализуют проекты среднего масштаба на 10-20 видеотерминалов. Новых крупных проектов сейчас немного, но они, безусловно, будут. Наша компания относительно недавно появилась на этом рынке, но сегодня у нас есть большой опыт построения законченных систем конференц-связи разного уровня сложности и масштаба. Среди наших заказчиков - государственные учреждения, банки, сервис-провайдеры и так далее.

Насколько российские проекты по построению систем видеоконференцсвязи отличаются от аналогичной мировой практики? В чем специфика российского рынка ВКС?

Во-первых, следует отметить относительно большое количество продаваемого серверного оборудования, я имею в виду серверы многоточечной конференц-связи. В результате многие российские компании предпочитают строить свои внутренние сети ВКС, включающие все компоненты таких систем, то есть терминалы видеоконференцсвязи, серверы многоточечных конференций, системы управления и так далее. В то же время в Европе и США популярна аренда услуг многоточечной видеоконференцсвязи, и редкая компания покупает в свое распоряжение дорогостоящий сервер. В России услуги аренды таких систем пока не развиты, и поэтому в нашей стране продано в несколько раз больше серверов конференц-связи, чем в западных странах.

Кроме того, в России по сравнению с европейскими странами довольно слабо развиты технологии ISDN. На российском рынке ВКС наиболее популярна технология IP. ISDN в основном используется для связи с зарубежными абонентами. Еще одна особенность - отсутствие представительств в России у большинства поставщиков оборудования ВКС. На мой взгляд, причина в первую очередь в том, что доля рынка ВКС в нашей стране не очень велика. Поэтому вендорам просто невыгодно организовывать здесь дорогостоящие представительства. Например, компания Polycom не имеет представительства в нашей стране, в России у нее только прямые партнеры и дистрибьюторы (здесь хочу отметить, что КРОК является единственным в России Золотым партнером компании Polycom).

Каким компаниям необходимы системы ВКС? Как изменились требования заказчиков к решениям ВКС в последнее время?

Основных потребителей можно разбить на две группы. Первая группа - это территориально распределенные компании. Как правило, такие крупные компании уже обладают построенной мультисервисной сетью, по которой было бы разумно передавать трафик видеоконференции. Вторая группа - это представительства западных компаний, которым необходимы видеоконференции для связи со своими головными офисами за границей.

Как показывает наш опыт, требования компании, реально пользующейся системой ВКС, меняются в процессе эксплуатации системы. Отмечу, что если раньше компании хотели только одного - иметь собственно систему видеоконференций, то есть всего лишь некий заменитель визуального общения, то теперь они хотят получать от этой системы все новый дополнительный функционал. Например, возможность проведения смешанных (аудио- и видео-) конференций, возможность просмотра содержимого экрана компьютера или какого-либо документа во время ВКС, возможность совместной работы с документами в процессе конференции.

Растут требования к системе управления ВКС. Интерфейс управления должен быть таким же доступным и понятным, как, например, пульт управления бытовой техникой. Хорошо, если люди имеют возможность без проблем управлять достаточно сложной системой ВКС, при необходимости сами собирать многоточечные конференции, добавлять или удалять участников, управлять камерами и микрофонами без помощи какого-либо специализированного персонала. Тем не менее все еще многие ответственные совещания с использованием систем видеоконференцсвязи проводятся с помощью специально выделенных сотрудников - администраторов ВКС, и участники не задумываются об управлении системой. Здесь необходимы специальные решения по управлению, подходящие и искушенным администраторам, и VIP-пользователям. Такие решения разрабатываются в том числе и нашими специалистами. Более того, как партнер компании Polycom мы регулярно передаем требования наших заказчиков разработчикам программного и аппаратного обеспечения, что способствует скорейшей реализации необходимых функций в следующих версиях оборудования и ПО.

Повышенные требования к функционалу систем видеоконференцсвязи ведет к увеличению объема ИТ-услуг: консультирования, проектирования систем и их настройки. Поэтому мы предлагаем законченные решения, включающие в себя не только оборудование, но и настройку, установку, построение, если это необходимо, телекоммуникационных сетей, обучение персонала заказчика и разработку специализированного программного обеспечения управления, реализующего все специфические требования того или иного заказчика.

Но, возможно, частично эти вопросы решаются с использованием стандартных схем? Можно ли говорить о стандартном подходе к построению системы ВКС?

На мой взгляд, стандартного подхода здесь быть не может. Каждый проект уникален, так как у каждой компании свои требования и исходные данные. Каждая компания имеет собственное представление о том, как должны проходить видеоконференции. Мы предлагаем заказчику определенный вариант, исходя из его требований и нашего опыта. В результате каждый раз получаются технически разные, но оптимальные решения. При этом, безусловно, сама система строится из стандартных составляющих - сервер многоточечных конференций (если он необходим), конечные терминалы, система управления структурой ВКС.

Каковы основные проблемы, сдерживающие построение систем ВКС в российских компаниях? Каковы прогнозы проникновения систем ВКС в практику работы российских компаний?

В первую очередь это проблема каналов связи. По нашему опыту, приемлемое качество ВКС начинается на скорости передачи аудио- и видеопотока от 384 Кбит/c, что требует использования IP-канала по крайней мере 512 Кбит/с, а такие каналы пока еще стоят довольно дорого. Что касается использования Интернета как среды для передачи трафика ВКС, то, конечно, в общем случае такое решение не может гарантировать качества самой ВКС. Но в некоторых случаях такие решения работают.

Не многие компании могут позволить себе оплачивать каналы данных с достаточной пропускной способностью, арендованные только для использования ВКС. Но у крупных компаний, как правило, имеется своя мультисервисная сеть, по которой вместе с голосом и данными можно передавать и трафик ВКС.

Сдерживающим фактором является и по-прежнему достаточно высокая стоимость аппаратных решений для ВКС, например, серверов ВКС, видеотерминалов для групповых видеоконференций, высококачественного оборудования для отображения информации - плазменных панелей, проекторов и т. п. Но тем не менее все больше компаний могут позволить себе качественные дорогие решения, и не жалеют об этом, поскольку оборудование довольно быстро окупается, принося при этом огромную реальную пользу бизнесу компании. Я не опровергаю существующее мнение, что ВКС - это недешево. Но это современный инструмент бизнеса, приносящий реальную прибыль.

Что касается перспектив внедрения систем ВКС в российских компаниях, то думаю, что этот процесс будет идти достаточно равномерно. С другой стороны, очень сложно делать какие-либо прогнозы. Например, Polycom за последний год практически полностью сменил линейку своих продуктов, внедрив совершенно новые стандарты и решения. Поэтому очень сложно предсказать, что будет, допустим, через два года. Аналитики предсказывают, что в ближайшее будущее нас ждет бум настольных (компьютерных) видеоконференций, так как недавно начали появляться недорогие программные кодеки, которые позволяют обеспечивать очень высокое качество видео- и аудиоинформации с использованием ресурсов современных ПК, реализующих самые современные протоколы кодирования аудио- и видеоинформации. В частности, Polycom выпустил программный видеокодек, который вместе с Web-камерой позволяет обеспечить такое качество, какое раньше было свойственно только аппаратным видеокодекам. Поэтому ожидается, что, например, вместе с ростом высокоскоростного доступа в Интернет, эти недорогие программные кодеки с обычными Web-камерами произведут настоящую революцию. Тем не менее системы групповой ВКС и дорогостоящие VIP-системы - видеокодеки с мощными управляемыми камерами, с отличными микрофонами, с дополнительными возможностями, безусловно, будут применяться в серьезных проектах.

И наконец, давайте поговорим об эффекте от систем ВКС. Какие выгоды приносит ее использование?

То, что использование ВКС дает реальный экономический эффект, известно и обосновано достаточно давно. ВКС экономит рабочее время сотрудников и расходы на командировки. Все это можно оценить - стоимость часа потерянного рабочего времени, стоимость билетов, проживания в гостинице и так далее. Но это одна сторона медали. Использование ВКС также дает выгоды, материально выразить которые достаточно сложно. Это избежание стрессов, быстрота принятия решений, процент усваиваемой информации. Известно, что при общении посредством видеоконференции, которая приближена к личной встрече, процент усваиваемой информации гораздо выше, чем при разговоре по телефону. Все это тоже эффективность системы ВКС, приводящая в конечном итоге к экономической выгоде.

Наш опыт показывает, что система ВКС, внедренная изначально для узкого круга лиц руководящего звена, зачастую начинает использоваться и другими службами компании. Например, если в первое время конференции проходили раз в две недели по два часа, то через год система использовалась уже все пять дней в неделю по восемь часов в день, причем не только руководителями, но и другими службами: бухгалтерией, службой подбора кадров и так далее. Иначе говоря, люди видят реальную пользу систем ВКС.