Большая сеть, существующая много лет, на базе которой предоставляется широкий
спектр услуг, не может не использовать разнообразные технологии и различное
оборудование. Возможно ли единое управление такой сетью? О шагах, предпринимаемых
в этом направлении оператором КОМКОР, мы беседуем с начальником управления широкополосных
и телематических услуг компании Ильей Астаховым и директором по сетевым технологиям
Сергеем Епифановым.
Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, вкратце о вашей сети.
Сергей Епифанов:
Сеть КОМКОР -- крупнейшая в московском регионе по протяженности оптоволоконной инфраструктуры. Общая длина оптических трасс составляет более 17 тыс.км. В сети КОМКОР свыше 380 магистральных и 15000 абонентских узлов. Наша телекоммуникационная инфраструктура представляет собой взаимосвязанную мультисервисную сеть, объединяющую классические и современные технологии, в том числе технологии широкополосных сетей следующего поколения (Metro DWDM, 10 Gigabit Ethernet, MPLS, VPLS, PON, SDH, ATM, системы видеовещания по сетям КТВ и поверх IP). Это только некоторые факты, которые иллюстрируют масштабы и сложность сети КОМКОР, неслучайно она носит имя собственное: МВОС -- Московская волоконно-оптическая сеть КОМКОР.
Здесь надо сказать о важных изменениях, которые произошли в бизнесе КОМКОРа. Исторически нашими основными клиентами были операторы, которые арендовали у нас каналы для организации наложенных телефонных сетей, и крупные корпоративные клиенты - банки, торговые сети, государственные структуры. Это были крупные заказчики и в большинстве случаев уникальные, штучные проекты.
В течение последних двух лет мы начали активно работать на рынке средних и даже малых предприятий. Создана сеть доступа с интеллектуальными абонентскими устройствами для этой категории клиентов. На базе сети MPLS мы организуем виртуальные выделенные Ethernet-каналы и строим VPN третьего уровня. В ближайших планах КОМКОР планирует начать предоставление услуг телефонной связи -- как традиционной, так и VoIP [Voice over IP].
С какими проблемами вы сталкиваетесь при управлении столь сложной сетевой инфраструктурой?
Илья Астахов:
В условиях активного внедрения новых услуг и роста абонентской базы переход на качественно новый уровень управления сетью и услугами был просто неизбежен. Первоначально для управления мы использовали системы, предоставленные производителями оборудования. Сеть КОМКОР объединяет самые разные технологии, в ней задействованы самые разные устройства более чем десятка производителей. С появлением на сети нового оборудования соответственно росло число установленных систем управления.
Конечно, поддерживать надежную работу сети в таких условиях было непросто, и мы создали собственную систему управления, охватывающую как магистральную часть, так и участок доступа ("последнюю милю"). Эта система позволяет оказывать и контролировать все услуги, которые существуют в сети.
Однако, когда мы стали выходить на рынок малого и среднего бизнеса, у нас начался лавинообразный рост клиентской базы и той системы, которая предназначалась для обслуживания межоператорских каналов и услуг, стало уже недостаточно. Поэтому было принято решение о построении единой интегрированной системы управления и мониторинга, которая включала бы в себя не только функции управления оборудованием, но и поддерживала бы учет оборудования и обслуживание клиентских баз, позволяя, таким образом, связать воедино управление услугами и оборудованием.
Мы уже приступили к реализации этих планов: внедрили (при участии интегратора "АМТ Груп") систему Fault Management из семейства Micromuse Netcool (в настоящее время IBM Tivoli Netcool), предназначенную для управления и мониторинга, и сейчас внедряем систему Inventory (учет оборудования) из семейства продуктов Comptel Incatel NIMS и Comptel Fulfilment.
Замечу, что управление этими проектами осуществляет наш ИТ-департамент, который выступает как посредник между представителями компаний-партнеров и нами (подразделениями эксплуатации сети и предоставления услуг) как конечными заказчиками. Целостное видение задач автоматизации и детальное знание бизнес-процессов КОМКОР специалистами ИТ-департамента делает процесс внедрения информационных систем намного проще. Благодаря такой схеме мы смогли быстро пройти для Fault Management весь цикл от написания технического задания до ввода в эксплуатацию.
В чем преимущество новой системы Fault Management?
Илья Астахов: Основная идея системы заключается в объединении различных систем мониторинга. Интерфейсы разных устройств хотя и различаются, но подчиняются стандарту, установленному Международным союзом электросвязи. Собранные от разных устройств сообщения помещаются в единой базе данных и анализируются в автоматическом режиме. Это позволяет определить участок, на котором возникла неисправность, а затем выделить конкретную зону неисправности. Ведь канал, по которому обеспечивается предоставление услуги для пользователя, с технической точки зрения, является составным, и в нем может быть задействовано несколько технологий. Например, у нас есть выделенный оптический канал с оконечными интерфейсами G.703 и услуга по подключению потока E1. Транспортом для этой услуги может быть сеть SDH, а до клиента услуга доводится с помощью оборудования "последней мили" - PDH-модема, аппаратуры PON или какой-либо иной.
В дежурную смену операторов, которая следит за целостностью и работоспособностью сети, входят специалисты, отвечающие за разные технологические звенья. В случае аварии службе эксплуатации приходится анализировать большой объем информации для локализации и устранения проблемы. Общая система Fault Management способна автоматически анализировать аварийные сообщения от всей аппаратуры, не разделяя их на отдельные технологии. Таким образом, можно увидеть полную картину и принять решение, касающееся восстановления работоспособности канала. Это позволит значительно сократить время на устранение аварий.
Но это ещё не всё. Любое оборудование генерирует сообщения не только о трафике в канале, но и о своем собственном состоянии. Информация о проблемах доступна техническим специалистам в рамках соответствующих систем управления и диагностики, но каждый видит только "свои" неисправности. Когда же все данные диагностики стекаются в единый центр, инженерам будет значительно проще реагировать на аварию и предотвращать проблемы в сети.
Сергей Епифанов: Сейчас у нас создается специальная служба, которая будет работать с системой Fault Management, чтобы проактивно выявлять неисправности на ранней стадии. В ее состав войдет и контакт-центр, принимающий заявки от абонентов по всем доступным каналам (телефону, факсу, электронной почте и т. д.), и система, способная автоматически генерировать заявки на устранение неисправностей на основании показаний мониторинга.
С некоторыми клиентами мы предполагаем заключать специальные договоры на обслуживание, предусматривающие минимальные сроки восстановления целостности информационного канала. Прежде всего, речь идет о службах быстрого реагирования, таких, как Скорая помощь, - от того, насколько оперативно будет устранена авария, зависят человеческие жизни.
Сеть КОМКОР существует уже давно. Всё ли установленное в ней оборудование поддерживает стандарты, необходимые для работы Fault Management?
Сергей Епифанов: Нет не всё. У нас есть аппаратура, которая не поддерживает даже общих стандартов управления по протоколам IP или SNMP. Для ее включения в единую систему специалисты "АМТ-Груп" написали дополнительные модули, транслирующие фирменные протоколы производителей в стандартные. Сегодня такие модули уже созданы для всего нашего оборудования, включая самое сложное - телевизионное, управляемое только по собственным протоколам. В процессе опытной эксплуатации системы Fault Management, в частности, проверялись и эти решения.
Какие компоненты OSS-системы будут внедряться в дальнейшем и в каком порядке?
Илья Астахов: Расставляя приоритеты, мы исходим из требований бизнеса, а значит потребностей клиентов. Одним из таких приоритетов является оптимизация сквозных бизнес-процессов, которая обеспечит сокращение времени реакции на запросы клиентов, как существующих, так и потенциальных. Если рассматривать в целом систему управления качеством наших услуг, то наибольший прогресс достигнут в области CRM и workflow. Соответствующие системы у нас есть и мы ими пользуемся, хотя они не во всем соответствуют стандартам и ИТ-департамент ведет проект по их стандартизации. Параллельно планируется разработка и внедрение автоматизированной системы учета всех сервисов "СИД-Сервисы", основанной на модели NGOSS. Это отдельный проект, в котором нашими партнерами выступают компании "БиАй Телеком" и NAUMEN. Сейчас учет сервисов возложен на группу систем, являющихся результатом собственной разработки нашего ИТ-департамента, главная из которых называется "Навигатор" и выполняет целый ряд функций, в том числе учет ресурсов и учет работ. Однако гибкость этой системы оставляет желать лучшего, она требует модификации при внедрении новых услуг.
В итоге, мы хотим создать систему управления, которая на основе мониторинга позволит получать предупреждения о потенциальных проблемах и выявлять причины сбоев. Сегодня это делают операторы, используя свой опыт. Конечно, исключить человека из процесса в любом случае невозможно, но важно дать эксперту инструменты для целостного видения ситуации.