С логистикой, имеющей строгую отраслевую специализацию и при этом явно ориентированной на поставки продукции под длительно ведущиеся проекты, мы пока встречались не так часто. О том, насколько в данном случае уместно говорить об особенностях информационной поддержки, мы беседуем с генеральным директором петербургской компании «ГСКФитингвиль» Валерием Федотовым.
Intelligent Enterprise: Мы впервые сталкиваемся с компанией, занимающейся продукцией такого профиля, как у вас. Скажите, есть ли в вашей работе какаялибо специфика, которая выделяла бы вас среди других логистических компаний.
Валерий Федотов: На дистрибьюторском рынке свою компанию мы позиционируем как профессионального специализированного поставщика комплектующих для систем отопления и водоснабжения. Говоря о профессионализме, мы ни в коем случае не отрицаем, что нашим коллегам и конкурентам тоже присуще это обязательное для успешной работы качество. Профессионализм в данном контексте — это заявка на общение с профессионалами на их профессиональном языке, а также способность стать частью общей цепочки подрядчиков, которые могут обеспечить строительство и ремонт объектов любой сложности. То есть мы не стремимся наполнить склады какимто товаром массового спроса, чтобы тут же предложить его любому розничному предприятию. Мы не стараемся заработать на колебаниях спроса, а соединяем рынок производителей сантехнических изделий и рынок строительномонтажных организаций — и никакие другие. Компании этого профиля и являются нашими целевыми клиентами.
В дистрибуции продовольственных товаров, скажем, очень часто имеют место случаи замены продуктов на аналогичные. Если, например, сегодня в розничную сеть привезли не ту сметану, которую заказывали, то в этом ничего страшного нет: привезенный товар, не отличающийся в корне от заказанного, все равно возьмут. У нас всё не так. В идеале мы должны служить проводником конкретных требований от заказчика до производителя, в максимальной степени обеспечивая четкое их выполнение, а в этом и заключается профессиональный подход. Соответственно необходимо представлять себе, в какой последовательности монтируется поставляемое нами оборудование в ходе строительства, как оно комплектуется. Иными словами, поставляемые нами изделия — это не просто единицы товара, предназначенные к отправке в тот или иной пункт, а конкретная продукция, которая в определенный момент должна быть смонтирована на определенном объекте.
Что же касается термина «специализированный», то его мы определили для себя исходя из стратегических планов компании — добиться максимальной специализации в ассортименте и сервисах. Клиент использует поставляемое нами изделие в строительном проекте, а проект, как известно, — это строго определенная последовательность работ. И если заказчик не получит требуемый компонент к необходимой дате, то это может существенно повлиять на выполнение всего проекта. Таким образом, наша задача — организовать такое снабжение, которое можно отразить правилом «в нужное время, в нужное место, по адекватной рынку цене». То, что продукция может быть весьма специализированной и не допускать вариантов замены, абсолютно не значит, что заказчик должен ожидать ее долго или платить за нее втридорога.
Поэтому, на наш взгляд, даже в условиях специализации качество работы, широта ассортимента и способность к гибкости определят успех будущих лидеров рынка. Если говорить об ассортименте, то сегодня дистрибьюторы в России в среднем располагают пятьюшестью тысячами позиций на своих центральных складах и полуторадвумя тысячами — на региональных. Для сравнения скажу, что европейский дистрибьютор в главном распределительном центре держит до 20 тысяч позиций, в региональном — от 10 до 12 тысяч. Поддержание такого ассортимента, способность снабжать заказчиков нестандартной продукцией требуют «тяжелых» и дорогостоящих решений по автоматизации планирования снабжения, поставок, хранения и распределения.
У вас явно прозвучала мысль о поставках под проекты. Строительство в отличие от розничной торговли, с которой наиболее часто ассоциируют дистрибьюторскую деятельность, является ярко выраженным проектноориентированным бизнесом. Отражается ли это на особенностях логистики, «заточенной» именно под данный тип бизнеса?
В плане соединения логистического сервиса с проектным управлением речь может идти об оптимизации бизнеспроцессов, обеспечивающих проектные поставки, — то есть о технологии кроссдокинга для проектных заказов и их автоматизации. Дело в том, что мы выступаем не как продавцы товара со склада, а как компания, осуществляющая комплектацию заказов из компонентов, поставляемых большим количеством различных производителей, чтобы в определенное время отправить их в установленное место. То есть действуем по сути как дистрибьюторский центр. В отношении удовлетворения проектного спроса главной задачей логистики станет минимизация издержек при поставках. Для введения технологии кроссдокинга, в свою очередь, необходимо не только внедрить ERPсистему в компании, но и найти понимание этой необходимости у поставщиков нашей продукции, так как в этом случае ответственность за качество комплектации ляжет на них, а наша компания будет выступать в роли организатора «экспресс»доставки с минимальными затратами.
То есть пресловутый вопрос информационной интеграции автоматизированных систем различных участников цепочки поставок в случае проектноориентированного бизнеса становится, пожалуй, даже актуальнее, чем обычно.
Логистика, как это ни парадоксально, понятие хоть и популярное, но довольно размытое. В чем конкретно вы видите функции логистики и роль ее автоматизации в «ГСКФитингвиль»?
В наиболее общей формулировке можно сказать, что функционал логистики (и соответственно функционал автоматизации) в нашей компании состоит в обеспечении региональных центров товаром под прогнозируемую потребность в минимальный срок и с минимальными издержками. Далее, наверное, надо переходить к классификации.
Как известно, существует логистика управления запасами. Для нас это означает поддержание во всей цепочке товародвижения такого срока оборачиваемости товарного запаса, который будет оптимален с точки зрения удовлетворения потребности клиента. Сюда же относится учет текущего запаса и его соотнесение с оптимальным, рассчитанным исходя из контрактных условий и временны’х интервалов поставок. И, наконец, это умение распределять существующие запасы между региональными центрами с целью максимального удовлетворения спроса.
В одной только области логистики управления запасами мы имеем и алгоритмы точного расчета, и оптимизационную задачу. А ведь существует еще и транспортная логистика, заключающаяся в процессинге цепочки товародвижения и требующая четкого понимания текущего статуса и местоположения товара, а также закупочная логистика, связанная со статистикой закупок, которая необходима для ведения взаимозачетов с поставщиками.
Если вернуться к задачам автоматизации, то в дополнение к тому, что было сказано, мы имеем широкий спектр работы с данными — как оперативными (доведение нужной информации до нужных сотрудников с целью отслеживания товара), так и историческими (закупочная логистика). Наконец, существует логистика распределения — у нас она ассоциируется с оптимизацией бизнеспроцессов, направленной на сокращение циклов прохождения информации, а значит, и времени реагирования на изменение спроса.
Иными словами, в рамках логистической задачи мы должны иметь самый широкий спектр типичных в корпоративной среде решений в области обработки и распределения данных.
Какой инструмент автоматизации вы используете?
Для решения перечисленных задач нами была приобретена ERPсистема Microsoft Dynamics AX. На сегодня проект уже позволил нам автоматизировать более 120 рабочих мест в восьми региональных офисах: в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, РостовенаДону и Краснодаре. В нынешнем апреле мы открываем еще одно отделение компании — в Челябинске. Хочу подчеркнуть, что в 2006 году рост продаж у нас составил 73% в денежном и 55% в натуральном выражении. Обработано на складе и отгружено клиентам около 21 млн. единиц изделий, что потребовало произвести не менее 100 млн. учетнораспределительных операций в информационной системе.
Говорю это не столько для того, чтобы похвастаться результатами нашей деятельности, сколько с целью подчеркнуть особенности внедрения Microsoft Dynamics AX. Одна из основных состоит в том, что всё приходится делать параллельно с высоким ростом продаж, а значит, и объемов операций.
Понятие логистики, как нам кажется, расширяется непрерывно. Сейчас по общим представлениям логистический цикл охватывает не только процессы, непосредственно связанные с доставкой и хранением товара. В каком направлении вы собираетесь наращивать функционал, и можно ли это попрежнему называть автоматизаций логистики, или это будет уже ИТподдержка неких сопутствующих процессов?
В плане развития автоматизации, я считаю, нам необходимо совершенствовать целый ряд направлений. Вопервых, анализ комплектации заказов позволит диагностировать качество управления складским запасом, анализ наполнения которого в свою очередь обеспечит оптимизацию оборачиваемости. Вовторых, путём анализа фактических продаж мы сможем оптимизировать размер страхового запаса на складах компании. Ну а механизм прогнозирования спроса в логистике выступает как источник потребности в будущих периодах.
Как видите, мы действительно хотим в значительной степени расширить автоматизацию, распространив её за рамки процессов хранения и транспортировки, и перейти к более интеллектуальным функциям. Не случайно в разговоре о наших перспективах так часто звучат слова «анализ» и «прогнозирование». Функциональное расширение действительно тесно связано с более активным использованием аналитических возможностей внедряемой у нас информационной системы. Тем не менее все перечисленные задачи в нашем представлении остаются непосредственной частью логистики.