Сегодня многие отечественные предприятия только начинают осваивать хайтек, приспосабливая его к нуждам своего бизнеса. Но к нашей доблестной милиции это никоим образом не относится. История использования информационных технологий в практике МВД России насчитывает уже не один десяток лет, а создатели информационных систем этого ведомства на собственном опыте прочувствовали все метаморфозы в области ИТ, происходившие на протяжении этих лет. О том, как трансформировались информационные системы МВД в течение десятилетий, нам рассказал Петр Дмитриевич Калинин, руководитель лаборатории информационных систем и технологий ГУ НПО "Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел Российской федерации.
Intelligent Enterprise: С чего начиналась автоматизация в МВД, как развивались информационные системы ведомства?
Петр Калинин: Я пришёл в МВД в 1975 году, но знал людей, которые работали в Главном информационном центре МВД с 1969-го. Эти семь человек вошли в только что созданный тогда информационный отдел при оперативно-техническом управлении. А к моменту образования вычислительного центра там уже насчитывалось 13 человек. Сегодня никто из них уже, пожалуй, не служит. Ведь прошло 38 лет...
Первый вычислительный центр появился в 1968 году в ГУВД Ленинграда и Ленинградской области. Таким образом можно сказать, что информационные системы в МВД работают уже 38 лет. Стремление упорядочить учет преступлений и ведения уголовной статистики появилось еще раньше, по сути с момента создания соответствующих подразделений сразу после революции.
Однако процесс автоматизации как таковой начался с 1968-го. В 1969-м был создан отдел при оперативно-техническом управлении МВД СССР, который должен был заняться автоматизацией оперативно-служебной деятельности. Спустя год из этого отдела был сформирован информационно-вычислительный центр при ОТУ МВД СССР, а при его последующем объединении с другими учетными подразделениями образовалась структура, которая сегодня носит название Главный информационно-аналитический центр МВД России.
Что представляли собой тогдашние ИТ-системы?
В те годы первыми машинами были "Минск-22" производства Минского завода вычислительных машин. Первой задачей, которая решалась с их помощью, стала автоматизация сбора и учета уголовной статистики. Процесс был довольно трудоемкий. Уголовная статистика - это крайне необходимые данные, без них не обходится ни одна проверка и ни одна коллегия. Эти материалы позволяют оценить состояние борьбы с преступностью в каждом регионе и в целом по стране.
Несмотря на слабые вычислительные возможности тогдашней техники, делались попытки автоматизировать оперативно-розыскные задачи, например, поиск похищенного и утраченного автотранспорта: объем массива украденных автомобилей в СССР был очень небольшим, поэтому с задачей даже "Минск-22" справлялся.
Позднее Главный информационный центр прошел серию трансформаций. В 1971 году с назначением на должность начальника ГИЦ Павла Георгиевича Мясоедова, доктора военных наук, ранее занимавшего должность начальника управления автоматизации Генерального штаба МО СССР, был дан активный импульс развитию автоматизации. Павел Георгиевич привнес сюда науку, создав научно-исследовательскую лабораторию, которая в 1991 году была передана из ГИЦ в Научно исследовательский институт специальной техники и связи МВД СССР. Именно этой лабораторией я сейчас и руковожу.
Наша лаборатория начала свою деятельность со сбора и изучения тех задач, которые необходимо автоматизировать. Мы классифицировали эти задачи и подготовили технический проект на создание АСУ МВД СССР. Это был серьезный фундаментальный труд, по большому счету и до сих пор не утративший своей актуальности. С 1971 по 1975 годы в подразделениях министерства был проанализирован основной документооборот. Поскольку зарплата в МВД в те времена была повыше, чем у "гражданских", к выполнению этой работы привлекались самые квалифицированные специалисты. Очень много их пришло из ракетно-космического комплекса, около полутора десятков человек - выпускники мехмата МГУ. Павел Георгиевич подобрал и грамотных руководителей. В общем, те люди, которые стояли у истоков ИТ в МВД, были личностями неординарными, большинство из них сделали серьезную карьеру, а некоторые работают и сейчас. Это в полной мере относится и к тем, кто внедрял ИТ на местах.
С помощью этих сотрудников были поставлены и решены многие задачи. Например, автоматизирован учет оперативно-розыскных мероприятий. Немалое значение придавалось решению тыловых задач и учету тыловых ресурсов. Одновременно с этим создавались вычислительные центры по всей стране.
Наша лаборатория была научно-исследовательским подразделением в составе Главного информационного центра, который потом стал Главным научно-исследовательским центром управления информацией, а позднее опять вернул своё прежнее название. Кроме того, были созданы информационные центры на местах, в областях и республиках.
В своей деятельности МВД России очень давно и серьезно опирается на информационные технологии. Как происходила трансформация ИТ прошлого в современные - постепенно или скачкообразно?
Трансформация технологий у нас происходила скачками вслед за появлением новых
ИТ-решений. В 70-е годы в МВД появился "Минск-22", а на смену этой
модели пришли вычислительные машины "Минск-32", которые стали переходными
между вторым и третьим поколением ЭВМ. Они поступили на оснащение информационных
центров крупных городов областного и республиканского значения.
Эпоха "Минсков" длилась вплоть до конца 1970-х. Им на смену пришла
ЕСовская техника, т. е. по сути серия IBM 360. Идея использовать компьютеры
семейства "СМ" производства Киевского завода вычислительных универсальных
машин и других предприятий, освоивших изготовление моделей DEC в Союзе, в подразделениях
МВД принадлежала Павлу Георгиевичу Мясоедову и его ближайшему окружению. Эти
модели применялись практически до конца 1990-х годов. По мере поступления новых
серий "СМ" парк компьютеров обновлялся.
Переход с "Минска" на более современную технику дал новые возможности: "продвинутые" операционные системы и многоканальная обработка данных позволили расширить круг решаемых задач. Делались серьезные попытки телеобработки, например, подобные работы проводились на Украине, в Новосибирске. Люди, пришедшие оттуда, развивали технологии телеобработки и получали ценные практические результаты.
С развалом СССР перед МВД встал вопрос о том, какая вычислительная техника должна заменить уходящие морально устаревшие ЕС- и СМ-модели. Бурное развитие персональных машин позволило перенести на них часть задач, которые решались на мэйнфреймах. Развивались и системы управления базами данных - в это время появились как простые СУБД, ориентированные на дисковые операционные системы и небольшие объемы данных, так и мощные серверные решения для многозадачных систем класса Unix и Windows.
ГИЦ искал свою техническую базу; перебирались западные аналоги, в определенный момент времени предпочтение было отдано технике Siemens: в 1991 году в информационных центрах появились серверы и ПЭВМ этой фирмы - сначала первые поколениямашин, а потом серверы на базе RISC-процессоров. Сегодня серверный парк в вычислительных центрах МВД значительно шире - наравне с системами Fujitsu Siemens используются серверы IBM, HP, Sun и других компаний.
Как повлияла федеральная программа "Электронная России" на качество жизни ваших ИТ-подразделений?
Участие МВД в этой программе, курируемой Мининформсвязи, пока минимально. Наверное, единственная её часть, которая на сегодняшний день затрагивает интересы МВД, связана с внедрением биометрических паспортов.
Расскажите подробнее об этой работе.
Я член рабочей комиссии по биопаспортам. И могу сказать, что необходимость в подобных удостоверениях личности назрела давно. Хотя бы потому, что международные пассажирские перевозки увеличиваются и соответственно возрастает объем проверок проездных и паспортно-визовых документов. Важны и аспекты безопасности, связанные с их надежностью и достоверностью, а также с качеством паспортного контроля при пересечении границы.
Одним из инициаторов введения биометрических паспортов стала международная организация гражданской авиации ICAO, штаб-кварира которой находится в Монреале в Канаде. ICAO вместе с международной организацией стандартов для решения этих проблем разработала стандарт, регламентирующий использование электронных документов в целом и паспортно-визовых в частности. К 2010 году страны - члены ICAO должны принять законы, а к 2015-му полностью перейти на электронные загранпаспорта. В них предполагается использование цифрового портрета владельца паспорта, отпечатков пальцев и других элементов.
Ряд стран использует отпечатки пальцев, поскольку стандартами ICAO это разрешается. А в США помимо этого применяется цифровое изображение радужной оболочки глаза, которая также индивидуальна у каждого человека. Что именно хранить в виде цифровой копии в чипе биометрического паспорта - каждое государство решает для себя самостоятельно.
В каких странах уже применяются эти технологии?
Сегодня все больше стран внедряют биометрические паспорта. Например, Гонконг, где часть населения работает на континенте, а поэтому ежедневно пересекает границу в обоих направлениях, - полмиллиона пересечений границы в день это полмиллиона проверок. Так что у них уже давно работают электронные документы. Связь идет по радиоканалам с серверами миграционного департамента и департамента труда. Проверяются данные биометрических документов лиц, пересекающих границу, документы на автотранспорт. И вся эта система отлажена и работает в промышленном режиме.
Те же технологии работают в Сингапуре и Малайзии. К переходу на электронные документы, удостоверяющие личность, готовится Япония. В Европе электронные паспорта вводят Швеция, Германия, Франция и Англия. Кстати, Англия, как и США, использует цифровое изображение радужной оболочки глаз.
Впрочем, если страны Европы вводят биометрические паспорта для своих граждан, то США с их помощью защищаются от угрозы извне. Им нужны электронные портреты и отпечатки пальцев иммигрантов, а не своих граждан.
Надо еще отметить такой момент, как производство чипов и считывающих устройств. Да, ICAO и международная организация стандартов работают над стандартизацией оборудования - по крайней мере сегодня уже можно с уверенностью говорить о том, что считывающие устройства основных производителей совместимы между собой. Другое дело - чипы в биопаспортах. Вопрос здесь в том, кто их будет изготавливать. Это проблема технологическая, финансовая, экономическая и даже политическая. Изготовителями таких чипов сегодня являются США, Япония, страны Юго-Восточной Азии, в Европе - Philips. Однако наш Роспром борется за то, чтобы развернуть производство электронных чипов в Зеленограде. Тем более, что технологически все это реализуемо, ведь именно там делаются социальные карты москвича.
Какое место во всех этих проектах занимает Россия? Есть ли интерес к ним на государственном уровне?
Безусловно. Было распоряжение президента, постановление правительства. Президент
инициировал эту работу. Подготовлена законодательная база, которая важна хотя
бы потому, что меняется вся система изготовления документов.
Наличие персональных данных в документе и в системных хранилищах серьезно задевает
ряд законов. Подходы к защите данных основаны на стандартах ICAO и предполагают
применение системы PKI - открытых электронных ключей.
Конечно, реализация этих проектов не может идти быстро. Пока наладится технология, построят рабочие места, пройдет много времени. Если раньше человек приходил в ОВИР и получал паспорт, бланк которого там же и заполнялся, то в последующем на подготовку и изготовление документов, учитывая их сложность и степень защиты, уйдет больше времени.
Получается, что в этом вопросе технологических проблем практически уже нет,
всё сводится к проблемам финансирования?
Да, электронный документ будет стоит дороже. Если за обычный паспорт взимается
пошлина в 30 рублей, то электронный загранпаспорт обойдется как минимум в тысячу.
Но раз человек едет за границу, то скорее всего он не бедный и способен выплатить
эту сумму.
Сама технология изготовления и использования электронных паспортов совершенно другая. То есть всю технологическую проблему можно разделить на две части: оборудование точек пересечения границ соответствующими сканирующими устройствами и налаживание процессов производства чипов и паспортов.
Давайте вернемся теперь к проектам, реализованных в МВД в последнее время. Расскажите о наиболее интересных из них.
Один из самых значительных проектов, недавно реализованных в МВД, - это модернизация системы учета дорожно-транспортных происшествий. Хотелось бы отметить, что компания "ФОРС - Центр разработки", выполнявшая этот проект, пришла к нам не с пустыми руками. Пожалуй, это одна из немногих ИТ-компаний, которая занимается разработкой и внедрением прикладных систем любой степени сложности с учетом всех специфических требований заказчика. Мы выбрали её потому, что она не просто предлагала решение какой-то одной задачи на данный момент, пусть и самыми современными средствами автоматизации, но создала инструментарий, позволяющий решать целый комплекс потенциально возможных задач. Кроме того, ФОРС поставляет продукты и технологии Oracle в Россию и разрабатывает свои решения на их базе, что также было важно для нас.
В одном из предыдущих проектов компанией ФОРС был сделан комплекс средств по обработке статистических матричных форм документов. Именно это и потребовалось в нашем случае. Прежде учет статистики ДТП федерального уровня велся в другой системе, которая была создана почти двадцать лет назад. И при этом она работала каждый день без сбоев. Даже когда люди, которые создавали ее, уволились, после их ухода она еще пять-шесть лет исправно проработала и не обваливалась. И лишь после того как статистика стала разваливаться в силу огромных объемов информации и оперативность обработки данных значительно снизилась, мы решили заменить учетную систему. Специалисты ФОРС предложили нам ясные и четкие проектные решения и успешно реализовали их.
В новой системе были обновлены серверы Fujitsu Siemens Prime Power 650, установлены
СУБД Oracle 9i и ОС Solaris, на которые перенесены все данные без изменения
уже отлаженных годами процедур сбора и обработки. В дополнение к этому реализована
проверка корректности вводимой информации, обеспечена более высокая её достоверность,
снижена трудоемкость сбора и обработки данных. Сотрудники Главного информационно-аналитического
центра МВД России помимо всего прочего получили возможность самостоятельно формировать
статистические формы отчетности, меняя определенные параметры. Конечно, проект
состоялся и внедрение прошло успешно в немалой степени благодаря опыту тех людей,
которые ведут статистический учет в МВД. Нам удалось создать единую слаженную
команду из собственных ИТ-специалистов и сотрудников ФОРС, привлеченных к проекту.
Основой учетной системы МВД стал продукт АТИС, являющийся собственной разработкой
ФОРС. В систему были перенесены данные статистики происшествий, а также ряд
первичных документов - справки ДТП, жалобы и заявления граждан, относящиеся
скорее к анкетному, чем к матричному типу. Предложенное компанией ФОРС решение
по обработке статистических матричных форм полностью соответствовало отечественным
стандартам в этой сфере.
Если учесть, что это задача федерального уровня, как происходит сбор данных по стране и как решены проблемы территориального взаимодействия подразделений МВД?
Главный информационно-аналитический центр МВД России имеет каналы связи ко всем субъектам федерации, и основная часть информации приходит не на бумажных носителях, а в электронной форме по этим закрытым каналам. Предоставляют нам их магистральные провайдеры "Ростелеком", "Транстелеком" и другие.
Первичная статистика, то есть документы, касающиеся конкретных преступлений,
собирается в подразделении МВД в субъекте федерации. Там же формируется отчет.
В свою очередь, ГИАЦ обрабатывает уже отчеты, а не первичные документы, за исключением
разве что отдельных видов статистики, таких, например, как статистика дорожно-транспортных
происшествий, которая исторически стекалась в ГИАЦ. Благодаря новым ИТ-решениям
ГИАЦ формирует статистические отчеты намного быстрее.
Люди быстро привыкают к хорошему. Так, руководство министерства и ведомства
уже даже не замечает, что запрашивая ежемесячный отчет, получает его на второй-третий
день следующего месяца. Раньше на это уходили недели, и такое положение считалось
нормальным. Так что ускорение процедуры обработки информации - во многом заслуга
ФОРС.