Бизнес компании «Эрнст энд Янг» предполагает наличие большого числа мобильных сотрудников, а соответственно и мобильных устройств. Об использовании мобильных устройств и проблемах, связанных с ними, мы беседуем с Захарием Хаберером, руководителем службы информационных технологий компании «Эрнст энд Янг».
Intelligent Enterprise: Бизнес вашей компании предполагает наличие большого числа мобильных сотрудников, а соответственно и мобильных устройств. Какие мобильные устройства вы используете в работе?
Захарий Хаберер: 75% нашего бизнеса построено на том, что наш сотрудник выезжает к клиенту и, находясь у него, выполняет всю работу. Наш самый мобильный ресурс - это сотрудники компании. Поэтому мы стараемся максимально обеспечить их всем необходимым для работы. Например, у нас есть базы корпоративной информации. Отделение, которое управляет нашими знаниями, называется центром деловой информации (Center for Business Knowledge). И каждый сотрудник нашей компании обязан делиться своими знаниями и вкладывать багаж своих знаний в общую корпоративную базу. Использование базы корпоративной информации входит в обязанность нашего сотрудника. Естественно, находясь у клиента, он может и должен ею воспользоваться, чтобы в кратчайшие сроки и наиболее эффективно выполнить работу у клиента.
И здесь основу составляет ноутбук, потому что без него невозможно перенести всю необходимую информацию, все необходимые приложения для обработки данных. Особенно если учесть географическую специфику регионов - ведь иногда приходится выезжать не на несколько часов, а на дни, недели или даже месяцы, когда клиент находится в таких труднодоступных регионах, как Крайний Север или Дальний Восток.
Поскольку регулярно приходится совершать поездки на такие дальние расстояния, мы организуем офисы и в региональных центрах. Сотрудники, которые надолго выезжают из нашего офиса в Москве, и те, что присутствуют в регионах постоянно, максимально удалены от наших корпоративных баз. Чтобы улучшить их доступ к корпоративным базам, мы недавно завершили работу по организации выделенного канала передачи данных между Москвой и Южно-Сахалинском (наш самый удаленный офис), через который уже организован полноценный доступ. Теперь, находясь в Южно-Сахалинске, сотрудники могут работать с нашими базами так, как если бы они находились в Москве. Затраты по коммуникации в данном случае немалые, но они оправданны.
Помимо ноутбуков, мы используем ряд других устройств, которые помогают мобильным сотрудникам в работе. Это мобильный телефон, органайзер (PDA). В некоторых случаях используется устройство Blackberry, совмещающее органайзер и корпоративную почту в более удобном комплекте, чем ноутбук.
Как вы справляетесь с проблемой управления парком мобильных решений?
Вопрос управления этими устройствами для нас очень актуален. Для меня как руководителя технического отдела здесь главная задача - правильно подобрать разграничения. Ведь нельзя отдать компьютер с полным доступом (предоставлением полных административных прав) сотрудникам компании. Чтобы пользоваться инструментом, сотруднику не обязательно иметь полный доступ ко всем его параметрам и настройкам. Штат сотрудников нашей компании состоит из 1700 человек, и если бы мы открыли всем работникам полный доступ к каждому компьютеру, то скоро у нас возникла бы полная неразбериха. Поэтому важен правильный подбор разграничений, чтобы сотрудник не смог нарушить работу уже организованной системы.
Кроме того, управление касается доступа к каналу передачи данных или информационной безопасности. Когда сотрудник подсоединяется к той или иной сети передачи данных, то открывается доступ к устройству. На каждом компьютере или ноутбуке обязательно стоит персональный межсетевой экран, который следит за организацией VPN между персональным компьютером и нашим корпоративным узлом. Будет ли это выделенный доступ через скоростной Интернет-канал, будет ли это доступ через Wi-Fi (беспроводной), в любом случае сначала происходит подключение к VPN. Плюс к этому используется так называемая двухфакторная аутентификация с помощью технологии RSA (security-карты). Таким образом, мы обеспечиваем защищенный канал для передачи данных и защищенный доступ, чтобы кроме той информации, которую мы пересылаем между нашими устройствами, ничего лишнего в систему не проникло.
Еще один очень важный момент в управлении нашими устройствами - управление изменениями и конфигурациями компьютеров. Мы применяем систему Microsoft SMS 2003, которая позволяет вести автоматический учет программного обеспечения, установленного на каждом компьютере (не только мобильными, но и внутри офиса). Она же отвечает за развертывание программного обеспечения в автономном режиме. Когда мобильный сотрудник выходит из поля зрения нашей сети, нам неизвестно, что происходит на его ноутбуке. Поэтому при новом его появлении в нашей сети нам необходимо проконтролировать, какие возможные изменения произошли на данном компьютере. Если по каким-то причинам изменения были произведены, то мы можем вернуть все к первоначальному состоянию, к тому, что предполагается по умолчанию. А если в отсутствие данного сотрудника появились какие-то новые приложения или произошло обновление конфигурации компьютеров, то все эти изменения автоматически распространяются на вернувшийся в офис компьютер.
Помимо ноутбуков, вы используете и другие устройства. Чем это продиктовано?
На самом деле критичным для мобильного сотрудника является вес устройства. Большинство ноутбуков, которые мы покупаем, - это так называемые "рабочие лошадки" весом чуть больше 2 кг. Если считать блок питания, сумку, рабочие документы и так далее, то вес существенно больше. Конечно, сотрудник может постоянно носить с собой ноутбук, который действительно включает все необходимое для его работы. Но не всегда ему необходим полный набор инструментов, имеющихся в ноутбуке. И вот тут очень удобны в применении миниатюрные устройства.
К примеру, уникальной особенностью мобильного устройства типа Blackberry является то, что это устройство небольшого размера со встроенными функциями простейшего органайзера и еще с полным доступом к корпоративной почте. Это нечто среднее между мобильным телефоном и ноутбуком. К сожалению, на российском рынке нет провайдера, предоставляющего услуги по Blackberry. И потому, к примеру, мое устройство находится в режиме роуминга через Великобританию. Вообще роуминг чаще всего вызывает опасения в связи с большими затратами. Это действительно было бы так, если бы я им пользовался как телефоном. Но поскольку я его использую для передачи данных, а именно электронной почты (просто текст, никакой графики), то затраты вполне умеренные.
Что вы можете сказать о зрелости сервисных услуг по предоставлению беспроводного доступа, по распространению беспроводных стандартов на российском рынке?
Сейчас все чаще и чаще применяется Wi-Fi, и в России, я считаю, не меньше, чем на Западе. Уже в аэропортах, по крайней мере в Москве, можно воспользоваться хот-спотами. Все больше хот-спотов появляется в общественных местах, и к тому же в бесплатном режиме. Мы используем Wi-Fi внутри нашего офиса. Ведь если трактовать понятие мобильности, то это прежде всего движение. Движение не обязательно вне офиса, но и внутри него. Организация беспроводного доступа внутри офиса важна для коллективных решений задач - то есть когда людям, находящимся в офисе, необходимо максимально быстро решить некую задачу. В этом случае проще прийти к коллеге со своим компьютером и обсудить ее. Есть и отрицательный момент, связанный с более широким применением Wi-Fi в России - когда в соседнем здании появляется беспроводная сеть, то излучение от нее может создать помехи для нашей Wi-Fi сети. Это чисто рабочий момент, вопрос правильной настройки. Суть здесь в том, что эфир динамично меняется, и поэтому необходим регулярный мониторинг.
Вы рассчитывали, как быстро окупается использование мобильных устройств?
Мы не проводили специального анализа, что выгоднее для компании - настольный компьютер или ноутбук. Просто в силу специфики нашего бизнеса предполагается использование мобильных устройств. Наш аудиторский отдел в основном работает на территории клиентов, поэтому изначально были закуплены ноутбуки для всех его сотрудников, исключая секретарей или администраторов, которые не выезжают из офиса. В налоговом отделе, оказывающем услуги по налогообложению, основные работы проводятся в офисе, и потому изначально его сотрудники на 75% были обеспечены стационарными рабочими местами. Но на сегодняшний день это соотношение кардинально изменилось: теперь мы закупаем ноутбуки для 75% сотрудников налогового отдела. Они решили, что использование мобильных компьютеров дает им больше преимуществ.