Тезис о первичности задач интеграции бизнес-процессов или консолидации данных для последующего принятия управленческий решений по сравнению с задачами технологической стыковки платформ и приложений декларируется достаточно часто. Но вместе с тем это требует существенного переосмысления понятия "системная интеграция" по сравнению с общепринятым за последние годы. Об этом мы беседуем с президентом компании BCC Валерием Липкиным.
Валерий Липкин родился в 1963 году в Мурманске. В 1985 году с отличием окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени Бонч-Бруевича по специальности электросвязь. Начинал трудовую деятельность в качестве инженера-проектировщика на предприятии «Нептун» в Ленинграде. С 1994 года президент и CEO компании BCC. Увлекается фотографией, горными лыжами, теннисом. |
Intelligent Enterprise: Давайте начнем наш разговор с самого общего вопроса, чтобы впоследствии, возможно, коснуться более тонких моментов. Каковы на ваш взгляд сегодня наиболее характерные черты рынка системной интеграции?
Валерий Липкин: Сегодня изменился и сам рынок, и принципы работы системных интеграторов на нем. Можно отметить несколько основных характеристик сегодняшнего рынка. Это и практически завершившееся формирование рынка системной интеграции, когда появления новых сильных игроков уже трудно ожидать, и серьезный рост бизнеса в регионах, где все активнее стали работать крупнейшие системные интеграторы. Это и значительное расширение общего спектра услуг, предлагаемых интеграторами, и усиливающаяся специализация (углубление экспертизы) этих компаний. Существенно возросло количество крупных проектов, реализуемых в государственном секторе экономики.
Если одним словом охарактеризовать сегодняшние потребности российских предприятий, то это будет слово "интеграция". Только не та интеграция, от которой когда-то появился термин "системный интегратор", - тогда речь шла в основном об интеграции на системно-техническом уровне, а сегодня речь идет об интеграции на уровне основного бизнеса, ключевых производственных и управленческих процессов. Ведь сегодняшнее предприятие любой сферы деятельности уже применяет огромное количество технологий, решающих множество задач, но мало кто может сказать, что его бизнеса - информация консолидирована, непротиворечива, достоверна, оперативна и т. д. и т. п. Информационная система среднего или крупного предприятия в большинстве случаев представляет собой целый комплекс различных систем, связанных с решением узкого круга задач, с тем или иным программным продуктом, работающим на какой-то определенной программно-аппаратной платформе. Первичная информация накапливается катастрофическими темпами, количество ее источников также растет, но использование этого информационного богатства для принятия управленческих решений зачастую крайне неэффективно. Информация не консолидируется, не анализируется, многократно дублируется и противоречит сама себе.
И только при построении комплексной, интегрированной информационной системы предприятия, обеспечивающей непрерывную технологию создания, хранения и обработки бизнес-информации, реализации единого информационного пространства независимо от географических границ, расширив его на взаимоотношения с поставщиками, клиентами, организация может рассчитывать на качественное развитие своего бизнеса и успех в конкурентной борьбе.
Причем создание такой системы вовсе не означает отказ от всех технических и программных решений, которые уже используются у заказчика. Это невозможно и не нужно. Необходимо интегрировать применяемые решения в комплексную систему, и сегодня для этого существует множество подходов.
К интеграции информации надо подходить как к стратегической задаче, тщательно ее планировать и последовательно осуществлять. Причем это не только техническая работа. Важную роль тут играет и организация управленческих процессов в области информационных технологий. Сейчас в мире накоплен значительный опыт применения комплексного подхода к решению таких задач. Например, библиотека ITIL (Information Technologies Infrastructure Library) очень конкретно и последовательно регламентирует управленческие процессы с точки зрения их практического применения. Ее подход апробирован на многих тысячах зарубежных предприятий, и в России уже есть много положительных примеров.
Все это в целом приводит к тому, что рост рынка системной интеграции значительно опережает средний рост российского ИТ-рынка, при этом происходит увеличение доли интеллектуальных услуг (консалтинг, аудит, и IT-аутсорсинг) и комплексных проектов. Общий подъем рынка и усиление конкуренции в различных отраслях экономики предъявляет новые условия к системному интегратору. В таких условиях системный интегратор должен предоставлять клиентам комплексное решение их бизнес-задач, начиная от бизнес-консалтинга и заканчивая реализацией проекта, охватывающего как прикладные решения, так и всю необходимую для него инфраструктуру. Да при этом еще и учесть все то, что заказчик уже построил, приобрел, разработал, чтобы максимально защитить его инвестиции. Услуги, предлагаемые компаниями-интеграторами, в том числе и компанией BCC, сегодня определяются потребностями бизнеса, а не модой на новые технологии и не желанием подражать западным компаниям, как это было в недавнем прошлом.
Как вы сказали, одной из тенденций, характерных для рынка системной интеграции, является специализация. Не содержится ли тут объективного противоречия? Не вынужден ли системный интегратор в таком случае стремиться к двум противоположным целям?
Противоречия тут нет. Во-первых, необходимая для комплексных проектов широта спектра услуг вовсе не предполагает "всеядность" системных интеграторов, их способность работать по всем существующим на рынке направлениям деятельности. Интегратор должен специализироваться на комплексных решениях, привлекая при необходимости ресурсы узкоспециализированных компаний. Системный интегратор должен уметь управлять проектами и быть квалифицированным генеральным подрядчиком, уметь привлекать субподрядчиков, опыт и знания которых в наилучшей степени впишутся в процесс выполнения конкретного проекта у заказчика. А для этого нужно иметь специалистов особой квалификации и совершенно по-другому организовать внутренние процессы по сравнению с узкоспециализированными компаниями. Это очень непростая специализация. Во-вторых, сегодня намечается специализация интеграторов на вертикальных рынках. И это также очень важная тенденция, которая будет влиять на развитие рынка в ближайшие годы.
А что можно сказать о принципах внедрения информационных систем уже не с точки зрения задач, стоящих перед "строителями" корпоративных информационных систем, а с точки зрения значимости технологий для бизнеса?
На сегодняшний день уже нет такого бизнеса, который бы в большей или меньшей степени не зависел от информационных технологий. Возьмите банки, промышленность, торговлю. Я уж не говорю про телекоммуникации. Информационные технологии настолько глубоко вошли в основной бизнес предприятий, что провести четкую границу становится невозможно. Вспомните, какова была роль руководителя подразделения автоматизации на предприятиях девяностых годов. А сейчас это зачастую заместитель генерального директора или член совета директоров. И это лучшее подтверждение значимости информационных технологий для бизнеса. Ведь меняется сам бизнес. Все более ценным активом становятся не материальные ценности, а знания и опыт персонала, накопленная информация и методология работы. При этом информационные технологии становятся стратегическим активом предприятий. Иными словами, они не только обеспечивают поддержку тех или иных процессов (путь даже и абсолютно необходимую), но и становятся инструментом получения конкурентного преимущества и накопления знаний, средством генерации дополнительной добавочной стоимости, способствуют повышению стоимости компании. И это опять же приводит к необходимости консолидировать и интегрировать информационные ресурсы. То есть решать именно задачи информационной и бизнес-интеграции.
И еще один важный момент. Информационные технологии все чаще начинают рассматриваться в пространстве экономических показателей деятельности предприятия. Соответственно, оценка целесообразности внедрения ИТ, эффективности их использования происходит уже в плоскости тех количественных и качественных индикаторов, с которыми работает весь бизнес. Отсюда основной принцип - внедрение информационных технологий на предприятиях должно решать конкретные бизнес-задачи. И функция системного интегратора - помочь их решить, а на первом этапе зачастую и помочь их сформулировать.
И наконец, российский рынок корпоративных информационных проектов хотелось бы рассмотреть с позиций готовности к восприятию новых тенденций со стороны самого заказчика.
Я бы выделил три ключевых момента в этом вопросе. Первое, и я об этом уже неоднократно говорил, необходимо выделить фигуру первого руководителя компании и, соответственно, его роль в проекте. Следующий вопрос касается роли ИТ-департамента. И, наконец, готовность всей организации к внедрению, культура ее работы, или, в соответствии с современными стандартами, - зрелость процессов, является еще одной характеристикой готовности корпоративного заказчика.
На роли руководителя в российском проектном бизнесе всегда делался акцент хотя бы потому, что в нашей стране очень часто именно первое лицо компании определяет ее политику и именно от него зависит решение всех основных вопросов. Сегодня же передовые директора хорошо осознают, что ИТ представляет собой тот инструмент, который позволит предприятию выйти на качественно новый уровень бизнеса. Они понимают, что эффективность использования ИТ сегодня можно и нужно оценивать с позиций бизнеса.
От ИТ-департамента, в свою очередь, требуется знание бизнеса и, как следствие, способность сформировать ИТ-стратегию, соответствующую стратегии бизнеса. ИТ-директор должен адекватно оценивать эффективность вложения в ИТ как в технических, так и в экономических категориях.
Знания, которыми обладают специалисты ИТ-департамента, а также их способность прислушиваться к рекомендациям и уметь их воспринимать, играют большую роль в принятии правильных решений, которые могут решить проблемы не только сегодняшнего дня, но и обеспечить возможность правильного развития предприятия в будущем. И, наконец, такие вопросы, как зрелость бизнес-процессов, степень их формализованности, документированности, грамотность персонала компании и осознание собственной роли в структуре этих процессов, их желание сотрудничать, я отношу к параметрам, характеризующим готовность персонала компании к внедрению ИС.
Надо сказать, что в решении практически любой задачи автоматизации в настоящее время необходимо присутствие всех трех только что отмеченных составляющих успеха, хотя не всегда их выделяют в явном виде. Например, все более популярная ныне форма использования ИТ-услуг в режиме аутсорсинга может принести гарантированный эффект только тогда, когда ставится вполне конкретная задача в терминах бизнеса, существует полная ясность в бизнес-процессах, используемых в организации, и есть четкий механизм оценки эффективности различных вариантов передачи тех или иных информационных сервисов во внешние организации. Все приведенные выше требования отображаются в те три составляющие успеха ИТ-проекта, о которых я сказал в самом начале.
И в заключение хотелось бы коснуться проблем консалтинга. Ведь в условиях, когда ИС предприятий, формируясь как единое целое на базе интеграции отдельных функциональных систем, приобретают качественно новые черты, бизнес- и ИТ-консалтинг должны быть тесно связаны. Кроме того, понятие "ИТ-консалтинг" на российском рынке вряд ли можно назвать устоявшимся…
Современная рыночная ситуация требует от компаний не отдельных мероприятий по использованию информационных технологий в управлении, а разработку комплексной стратегической программы развития ИТ и ее привязки к общей бизнес-стратегии предприятия. При этом необходимым условием развития ИТ-инфраструктуры предприятия является наличие точных и независимых данных о ее состоянии. И многие наши заказчики уже начинают это понимать.
Сегодня ИТ- и бизнес-консалтинг, оставаясь, конечно, содержательно выделенными понятиями, тесно примыкают друг к другу. В своих взаимоотношениях с заказчиками мы учитываем бизнес-стратегию их предприятия, учитываем их отраслевые и индивидуальные особенности. Кроме таких стандартных мероприятий, как аудит приложений и информационной инфраструктуры, определение политики безопасности и т. п., разрабатываются конкретные механизмы реализации целей автоматизации - комплекс мероприятий для их достижения, включая разработку внутренних стандартов, методик, рекомендаций по оптимизации организационной структуры, организации управленческих процессов и этапов внедрения. Задача наших консультантов - обеспечить эффективное использование информационных технологий в соотвествии с бизнес-целями предприятия и существующими ограничениями. И для реализации этих задач консультанты BCC одними из первых в России стали использовать методологию ITIL. На сегодняшний день эта библиотека передового опыта в использовании ИТ-технологий является стандартом "де-факто".