Об особенностях реализации уникального на сегодняшний день проекта «Эвенкия — электронный регион», о его проблематике, далеко выходящей за рамки вопросов, традиционно ассоциируемых с понятием «информационный проект», с ведущим обозревателем Intelligent Enterprise Сергеем Костяковым беседуют губернатор Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев и президент корпорации «Парус» Александр Карпачев.
Intelligent Enterprise: Борис Николаевич, не могли бы Вы кратко обрисовать основные вехи проекта, рассказать о его целях и имеющихся на сегодняшний день результатах?
Борис Золотарев: Еще баллотируясь на пост губернатора Эвенкийского автономного округа, я прекрасно понимал, что мне предстоит заниматься решением полного спектра социальных и экономических вопросов, связанных с развитием региона. Я также отдавал себе отчет в том, что начинать работу придется в условиях практически полного отсутствия информационной инфраструктуры, жизненно необходимой для управленческой деятельности. Таким образом, после избрания перед нами сразу встала задача: как сделать управление округом в максимальной степени технологичным, мобильным и прозрачным и для всех властных структур округа, и для населения. В итоге два года назад мы выбрали, как нам сейчас представляется, единственно правильный путь — начать с серьезного внедрения информационных технологий для организации управления регионом на всех уровнях.
Действовать в этом направлении приходилось практически с нуля: никакой инфраструктуры — за исключением нескольких устаревших компьютеров, стоявших в администрации Туры и использовавшихся в качестве пишущей машинки, — во всей Эвенкии не было вовсе. Более того, приходилось бороться с непониманием, а иногда и откровенным сопротивлением многочисленных коллег по работе, которых, впрочем, вполне можно было понять. Чтобы задуманный проект действительно мог в ближайшем будущем принести реальную отдачу, финансовые вложения должны были оказаться внушительными. Но в то же время регион остро нуждался и в жилье, и в дорогах, и в серьезных инвестиционных программах, способных обеспечить работой, социальными и экономическими преференциями большинство его жителей.
Борис ЗолотаревРодился 13 марта 1953 года в станице Темигоевская Краснодарского края. Окончив техникум электронного приборостроения в Краснодаре, работал на заводе в Зеленограде, где прошел путь от наладчика радиоаппаратуры до начальника производства. Одновременно окончил Московский институт электронной техники. В 1987 году стал заместителем по производству завода «Квант». В 1989—1998 годах Борис Золотарев работал в банке «Менатеп», занимаясь проектами, связанными со строительством и реконструкцией крупных объектов. Тогда же получил еще одно высшее образование, окончив Институт финансов и банковских технологий. С 1998 по 2001 год — в нефтяной компании «Юкос». В апреле 2001 года победил на выборах губернатора Эвенкийского АО, набрав 51,08% голосов. Борис Золотарев женат, имеет дочь и сына. |
На первых порах приходилось действовать силой убеждения, стараясь внушить коллегам то, во что веришь и что хорошо понимаешь сам. Пытался я стимулировать появляющихся единомышленников и материально. Иными словами, применять если не жесткие, то по крайней мере волевые методы руководства.
Прежде чем приступать к решению задач информационной поддержки многочисленных аспектов управленческой деятельности, необходимо было закупить компьютеры и другое необходимое оборудование. Нужно было в короткие сроки сформировать надежную высокоскоростную сеть в масштабах округа. Эта задача была решена компанией «Сибинтек» (http://www.sibintek.ru). Сегодня столица Эвенкии Тура, поселки Байкит и Ванавара, а также девять факторий (всего более ста пользователей) замкнуты в единую сеть со скоростью передачи информации 1,5 Мбит/с. Количество реально используемых компьютеров достигает тысячи, хотя население Эвенкии не превышает 20 тыс. человек. Кроме того, мы имеем надежную телефонную связь на 1000 абонентов.
Далее в тесном сотрудничестве с корпорацией «Парус» (http://www.parus.ru) удалось решить задачи планирования и исполнения бюджета более чем в 100 бюджетных организациях округа, внедрить автоматизацию бухгалтерского учета и отчетности, расчетов, связанных с оплатой труда и учетом персонала, установить контроль за целевым использованием денежных средств, выделяемых региону, и решить некоторые другие задачи.
IE: Можно ли сказать, что известный тезис о неотделимости современных методов управления от информационных технологий здесь, в Эвенкии, имеет особую значимость?
Б. З.: Наверное, можно сказать и так. У меня большой опыт работы в одной из крупнейших корпоративных структур России, и мне с самого начала трудно было представить себе, как реализовать хотя бы стандартные на сегодняшний день методы управления при полном отсутствии технологий автоматизации в регионе. Кроме того, здесь необходимо осуществлять оперативное управление в условиях дефицита финансовых ресурсов, в постоянно возникающих внештатных ситуациях. Тем более, вы видите географические особенности округа — это и низкие температуры, и труднопрогнозируемые чрезвычайные ситуации. Оперативный обмен электронной корреспонденцией между поселками и разбросанными по таежной территории в 770 тыс. км2 факториями не просто наиболее удобен и эффективен — это по сути дела единственный способ решения вопросов в масштабе региона.
IE: Можно предположить, что существует ряд уникальных особенностей и в пространстве технологической реализации проекта.
Александр Карпачев: Безусловно. Могу смело выделить ряд моментов, опираясь в том числе и на значительный опыт «Паруса», накопленный при реализации проектов автоматизации различных аспектов, связанных с госуправлением. Во-первых, отвечая на данный вопрос, буду солидарен с некоторыми высказываниями Бориса Николаевича. Сложность этого проекта была именно в том, чтобы обеспечить вначале инфраструктуру коммуникаций, которые позволят информации собираться в одной точке в реальном масштабе времени. Жизнь региона такова, что необходимо принимать во внимание возможность возникновения внештатных и чрезвычайных ситуаций, которые к тому же могут совершенно не совпадать с теми, которые возникают, скажем, в крупных городах и на густонаселенных территориях. Поэтому и модели управления ими во многом уникальны, что отражается в создаваемой нами системе управления регионом.
Очень важно, что удалось собрать все данные о бюджетном процессе, об исполнении бюджета всеми его участниками в единой базе данных, в едином информационном пространстве. До сего момента в России это не было реализовано нигде. Традиционно на уровень управления регионом приходят только отчеты о том, на что потрачены деньги. Причем эти отчеты не несут всей информации, в них встречаются ошибки, а иногда и злоупотребления. Они могут оказаться недостоверными, но в то же время не подлежат исправлению. Кроме того, в условиях финансового дефицита недостаточно только управления по отчетности, и в этом смысле проект «Эвенкия — электронный регион» также уникален. Здесь важен оперативный доступ к движению финансовых средств в режиме реального времени вплоть до каждого бюджетополучателя.
Александр КарпачевРодился в 1959 году. Учился в Высшем военно-морском училище радиоэлектроники им. А. С. Попова на факультете «Математическое обеспечение автоматизированных систем управления». Навыки управления коллективом приобрел еще во время учебы, командуя взводом из 20 моряков. После окончания учебного заведения служил на подводной лодке, затем был переведен в Главный штаб Военно-Морского Флота, где занимался разработкой и эксплуатацией систем управления кадрами флота. Военной службе Александр Карпачев отдал около 15 лет. В конце 80-х годов принимал участие в выполнении нескольких проектов автоматизации в различных отраслях, в частности, в разработке системы расчета заработной платы по заказу Центральной клинической больницы Академии наук. В 1991 году в звании капитана третьего ранга оставил службу и стал заниматься частным бизнесом, основав вместе с тремя сослуживцами компанию «Парус». Александр Карпачев женат, воспитывает дочь и сына. Среди его увлечений — занятия теннисом и горными лыжами, игра на гитаре. |
Хочу еще подчеркнуть, что Эвенкийский автономный округ — это огромная территория. Покрыть всю ее коммуникациями, обеспечить технологии автоматизации управления и еще мотивировать персонал работать в едином регламенте совсем непросто. При этом нужно понимать, что большая часть финансовых и счетных работников находится в регионах, в муниципальных образованиях. Они работают с единой базой данных в удаленном режиме. В этом также состоит уникальность данного проекта.
В то же время нельзя не отметить, что многие наши проектные наработки относятся к категории типовых. Соответствующий опыт наверняка пригодится при автоматизации тех или иных аспектов деятельности большинства субъектов РФ.
Б. З.: Могу добавить, что в настоящий момент мы уже ощущаем острый голод на местных специалистов, способных обслуживать и развивать систему собственными силами. Особенно это ощущается в удаленных факториях. Проблема постепенного перевода вопросов поддержки информационных систем в ведение местных профессионалов, в общем, универсальна. Однако, учитывая территориальную удаленность наших населенных пунктов и до определенного момента — полное отсутствие надлежащих специалистов, можно сказать, что она имеет и уникальные черты. Пока обслуживание идет в основном силами московских специалистов, в чем, кстати, нас выручает созданная нами коммуникационная инфраструктура. Сейчас «Парус» стал все более активно помогать нам готовить профессионалов, как для работы с эксплуатируемой нами информационной системой, так и в сфере консультирования сотрудников факторий по вопросам трудового законодательства, финансов, других аспектов правовой деятельности.
IE: Сейчас завершен очень важный этап построения комплексной системы управления бюджетным процессом Эвенкийского региона. Создана необходимая технологическая база, ликвидированы наиболее критичные диспропорции, характеризующие отставание округа. Обучены основные специалисты. Люди поверили в то, что стратегия развития региона выстроена правильно, а губернатор, соответственно, получил кредит доверия. Можно ли говорить о том, что на последующих этапах пойдет планомерное наращивание функционала автоматизации, который уже разработан для других федеральных и региональных госструктур? Иными словами, войдет ли проект в фазу стабильного и предсказуемого развития?
Б. З.: Надеемся, что дальнейшее развитие проекта будет и стабильным, и предсказуемым. Однако есть целый ряд очень значимых моментов, на которых просто необходимо сделать особый акцент.
Мы уже сказали, какое большое значение имеет для региона оперативное управление бюджетным процессом. Однако существует еще целый ряд сопряженных проблем. В первую очередь это вопрос взаимодействия государства, бизнеса и власти. На сегодняшний день это новая, современная и интересная идея — каким образом информационные технологии помогут улучшить это взаимодействие, упростить его, сделать более эффективным. Дело в том, что Эвенкийский автономный округ как субъект федерации — достаточно крупный потребитель продукции и услуг коммерческих организаций. Объемы закупок, которые осуществляет Эвенкия (около 1 млрд руб. в год), — это немалая сумма, и регион безусловно интересен большому количеству поставщиков, предлагающих горюче-смазочные материалы, продукты питания, строительные материалы. Сейчас мы работаем над созданием системы управления материальными потоками региона, организацией процесса государственных закупок.
Надо сказать, что на пути решения данного вопроса, безусловно относящегося к категории важнейшей на сегодняшний день проблематики информационного взаимодействия бизнеса и власти, очень много сложностей. И далеко не всегда они находятся в пространстве информационных технологий. Ни один из подобных проектов не может быть внедрен без законодательно-правового регулирования, которое, в свою очередь, невозможно без надлежащей правовой базы. Мы сейчас остро чувствуем, что даже по одной узкой проблеме организации госзакупок предстоит серьезная работа как на уровне местного законодательного собрания, так, по всей видимости, и в Российской Федерации в целом.
Отдельный вопрос — как с помощью информатизации упростить взаимодействие с населением. Сегодня прилагается много усилий, чтобы привлечь население округа к использованию информационных технологий. Активно появляются компьютеры в домах, школах, в общественных местах. Все это дает возможность напрямую взаимодействовать с органами власти: задавать вопросы, формировать предложения, получать ответы. Но пока мы здесь только накапливаем опыт и постепенно создаем методологии. Я уверен, что на последующих этапах мы будем вовлекать в единое информационное пространство не только бизнес, но и население.
А. К.: Могу кратко прокомментировать вопрос со своей стороны. Создаваемую нами систему госзакупок можно отнести к категории ПО с достаточно сложным функционалом. Помимо поддержки планирования закупок товаров весьма широкой номенклатуры, она должна обеспечивать сравнение реальных потребностей с планом. С ее помощью можно будет отслеживать ценовые предложения, контролировать выполнение условий поставки, готовить конкурсную документацию и, наконец, осуществлять финансирование закупок.
Как следствие, в работу с единой ИС, поддерживающей достаточно сложный и многоступенчатый процесс, должны быть вовлечены и бюджетополучатели, и заказчики, проводящие тендеры, и поставщики, а также контролирующие и финансирующие органы. Для организации взаимодействия населения с властью у нас также есть технологические и методологические наработки, идеи которых, в частности, позаимствованы из популярных и апробированных на рынке концепций, таких, как CRM (Customer Relationship Management) или call-центры.
Но технические проблемы безусловно разрешимы. Куда более важно мотивировать поставщиков использовать электронные технологии, в применении которых они зачастую не заинтересованы. Ведь на сегодняшний день нет механизмов, которые бы вынуждали их посещать электронные торговые площадки и пользоваться их услугами.
Программа «Электронная Россия» привлекла внимание к целому ряду подобных вопросов, которые сейчас разрабатываются в виде макетов, прототипов, опытных образцов. Но каждое второе мероприятие в рамках данной инициативы, будь то открытость органов власти, электронный документооборот или электронные государственные закупки, требует тщательной законодательной проработки.
В итоге в целом ряде проектов мы становимся участниками длинных марафонов, где вопросы права, подготовки законодательных инициатив начинают все более тесно и изощренно переплетаться с более привычными всем нам информационными технологиями и методологией их внедрения.
IE: Можно ли в связи с вышесказанным утверждать, что роль инициаторов проекта, его ключевых на нынешнем этапе фигур должна измениться довольно существенно? Инициативы из пространства волевых решений должны, по всей видимости, перемещаться в более интеллектуальную плоскость — в сферу законодательных, технологических, организационных инноваций, в сферу консолидации усилий государственных и коммерческих организаций самого различного профиля.
Б. З.: В настоящее время для того, чтобы поддерживать в постоянном движении организационные механизмы дальнейшего развития проекта, мне нет необходимости прибегать к жестким волевым методам. Не нужно даже убеждать людей. Я не случайно пригласил вас к нам в Эвенкию. Вы можете поговорить с любым человеком здесь, в администрации, или на улицах Туры, и я практически уверен: сегодня все поверили в то, что приоритетное развитие коммуникационной и информационной инфраструктуры верно выбрано в качестве первого шага на пути к всестороннему развитию социальной и экономической жизни региона (а это, безусловно, касается всех его жителей). Сегодня я в значительной степени вижу себя в роли координатора проекта. Количество пользователей растет с каждым днем, и у нас возникают проблемы с развитием ряда направлений, которые мы даже не успеваем реализовывать. Мы, например, активно внедряем пластиковые карточки для выдачи зарплаты и намерены кредитовать население образующимися остатками на личных счетах. А это все не в последнюю очередь вопросы информационных технологий. Не надо также забывать, что попутно мы серьезно занимаемся развитием на территории округа телевизионного и радиовещания. Сегодня я координирую проект, направляя имеющиеся ресурсы на решение тех или иных вопросов соответственно степени их важности.
Кроме того, я считаю, что на нынешнем этапе необходимо активно пропагандировать имеющийся у нас опыт, и я пытаюсь по мере возможности делиться им со своими коллегами, прежде всего с губернатором Красноярского края Александром Геннадиевичем Хлопониным и губернатором Таймырского округа Олегом Михайловичем Бударгиным. Наверное, небезынтересно будет привлечь внимание к нашему опыту соседних северных регионов, организовав проведение регулярных конференций. Иными словами, будучи открытым человеком, при наличии серьезного практического интереса я готов разговаривать на эту тему на любом уровне.
А. К.: Для того, чтобы проект стартовал, действительно нужны сверхусилия, часто не интеллектуальные, а волевые. На сегодняшний день проект прошел ту стадию, когда нужно было поднимать народ «на амбразуры». Барьер недоверия преодолен. Губернатор получил огромный кредит доверия в этом вопросе. Это, в частности, подтверждается очередным выделением финансирования со стороны окружного законодательного собрания. Но после того, как завершается время достаточно проверенных и относительно легко внедряемых решений, наступает время более сложных. Они еще не проверены временем и не очень хорошо отрегулированы законодательно. Законодательство, в свою очередь, не всегда способствует, а зачастую и противодействует решению многих вопросов. Немаловажную роль играет ментальность участников, вовлеченных в проект.
На сегодняшний день именно информационная индустрия выступает инициатором целого ряда процессов, которые должны широко обсуждаться и в юридической, и в правовой плоскости — естественно, обсуждаться не внутри отечественной ИТ-отрасли. Не может не радовать, что фигуранты ИТ-рынка постепенно становятся участниками более масштабных общегосударственных процессов. Реализации привычных технологических решений теперь часто будет предшествовать длинный путь законодательных инициатив. Думается, что такие тенденции способны поднять статус отечественной ИТ-индустрии как отрасли, способной реально участвовать в эффективном решении важных государственных проблем. Однако все, кто работает в отрасли и в той или иной мере формирует направления ее развития, должны хорошо это понимать.
IE: Что можно сказать о конкретных практических результатах которые достигнуты благодаря использованию информации?
Б. З.: Когда я приехал сюда, меня убеждали, что в существующих климатических условиях строительство в нашем регионе можно вести только четыре месяца в году: с мая по сентябрь. Сегодня мы строим объекты при минус 45 градусах, применяя то оборудование, которое используют в передовых странах с холодным климатом — в Финляндии, Норвегии. В решении этого вопроса решающую роль сыграло наличие нужных информационных Интернет-ресурсов. После того как руководитель дорожно-транспортной компании получил доступ к информационной системе, мы приобрели вездеходы, а также специальное оборудование, которое позволяет нам экономить на доставке грузов. Сегодня мы рассматриваем вопрос о покупке дирижабля. Мечтаем о том, что будем первыми в России, кто использует этот экзотический вид транспорта для доставки грузов, потому что для северных территорий это наиболее прогрессивный метод. Мы знаем, что сейчас дирижабли производят в Германии. При помощи Интернета мы получили информацию и связались с фирмой, производящей судна на воздушной подушке, которая использует двигатели старых авиационных самолетов. Нам они крайне необходимы. Таким образом, доступ к информации позволил нам значительно продвинуться в решении самых разных проблем.
Инвестиционная привлекательность региона повысилась не в последнюю очередь благодаря созданной нами информационной инфраструктуре. Сегодня мы вступили в переговоры с одной из американских компаний, которая выразила намерение построить газоконденсатный завод на территории Эвенкии. Вообще для любой западной корпорации, которая будет работать здесь, необходимым условием будет использование местных коммуникационных и информационных ресурсов. И мы это хорошо понимаем.
Что касается нашего основного информационного проекта, можно сказать следующее. Уже накоплены большие объемы достоверной информации, касающейся бухгалтерского учета, финансовой отчетности. Завтра это будет информация по поставщикам, объемам партий, ценовой политике. Такая информация крайне нужна для принятия решений. Дело в том, что существует масса вопросов, которые можно и нужно быстро решать только на основе анализа всей совокупности данных. Например, закупка продуктов питания должна осуществляться не только исходя из количества потребителей, но и с учетом их возрастного состава, а значит, с учетом калорийности продуктов, их питательной ценности, возможности эквивалентных замен, стоимости, сроков и способов доставки, надежности поставщика и т. д. Следовательно, сегодня уже нужно думать о построении аналитической системы, способной помочь в решении данных вопросов
А. К.: Подобное решение, называемое нами ситуационным центром губернатора, уже готовится. Оно будет интегрировать информацию из финансовых, кадровых, казначейских систем, системы государственных закупок. В течение этого года можно будет уже говорить о практическом применении анализа по крайней мере над определенным подпространством имеющихся данных.
IE: Масштабные, глубоко продуманные проекты всегда отчасти носят социальный характер. Что можно сказать в этом отношении о проекте «Эвенкия — электронный регион»?
Б. З.: Действительно, мне приходилось самому наблюдать, как по мере развития проекта изменялась социальная атмосфера в регионе. Особенно это ощущалось на примере молодежи. Я должен сказать, что процент поступаемости наших выпускников в высшие учебные заведения в округе очень высокий и составляет сейчас более 70%. Многие уезжают учиться в Москву, Санкт-Петербург, другие крупные города. И характерно то, что им не приходится адаптироваться к новой среде со значительно более высоким уровнем информационной культуры. Они приходят, имея разнообразные знания, и чувствуют себя уверенно. Это очень важно.
Самый желанный среди детских подарков у нас сегодня — домашний компьютер. В администрации сотрудники (и особенно сотрудницы) после массового появления на рабочих столах компьютеров и внедрения информационных технологий внешне преобразились на глазах. Иными словами, приобщение к ИТ для любого человека — это мощный фактор самоутверждения, фактор приобщения к общемировым ценностям. Люди реально осознают, что живут в регионе, который по многим немаловажным параметрам, характеризующим общий уровень жизни, приближается к ведущим западным странам. Для меня социальные результаты проекта важны еще и потому, что именно они позволяют с полной уверенностью утверждать: развитие ИТ в регионе, а в итоге прогресс всех составляющих жизни округа на нынешнем этапе абсолютно необратим.
А. К.: Я целиком согласен с Борисом Николаевичем в отношении значимости социальной стороны проекта. Могу добавить только то, что очень существенно для нас как поставщиков решения: не информационные технологии экономят бюджет, а люди, которые с ними работают.
IE: И в заключение, после того как мы посмотрели на проект «Эвенкия — электронный регион» с разных сторон, хотелось бы поговорить о конкретных цифрах, характеризующих вложения в проект, и достигнутом эффекте.
Б. З.: За два года на развитие проекта исключительно из бюджета округа было потрачено около 150 млн руб. О том, какая инфраструктура была создана, я сказал, отвечая на первый вопрос. Считать в данном случае возврат инвестиций по универсальным методикам коммерческих структур, ставящих своей целью извлечение прибыли, вряд ли целесообразно. Здесь нельзя подходить упрощенно и говорить, что мы сэкономили столько-то рублей, потому что качество управления — это немного другая материя. Нас прежде всего интересовало, насколько информация улучшится по качеству, по достоверности, по скорости доступа к ней. И в этом отношении эффект уже есть — достигнуто улучшение в несколько раз. Добавим еще то, о чем мы говорили ранее: эффект от повышения инвестиционной привлекательности, от использования новых технологий в строительстве и доставке грузов. Не забудем про эффект, выражающийся в изменении социальной атмосферы в регионе, который трудно измерить, но наличие которого более чем очевидно. В итоге уже сейчас мы имеем весьма позитивный результат.
IE: Спасибо Вам за интересную беседу
Эвенкийский автономный округЭвенкийский АО входит в состав Красноярского края, но является самостоятельным субъектом РФ. Высший орган исполнительной власти — Администрация автономного округа во главе с губернатором. Расположен на Среднесибирском плоскогорье, на правом берегу реки Енисей. Территория округа — 767,6 тыс. км2 (32% территории Красноярского края). Граничит на севере с Таймырским АО, на востоке — с Якутией и Иркутской областью, на юге и западе — с Красноярским краем. Административный центр округа — поселок городского типа Тура. В состав Эвенкийского АО входят три района с административными центрами в пгт. Тура, п. Байкит и п. Ванавара. Округ относится к Крайнему Северу России. Общая численность населения на 1 января 2002 года составляла примерно 18 тыс. человек, из них 3,3 тыс. человек — коренные малочисленные народы. Плотность населения в округе — 0,03 человека на 1 км2. Территория Эвенкии характеризуется сложным рельефом и разнообразием геологических условий. Тундры занимают 1/10 часть территории округа. Климат резко континентальный, морозы длятся 240—275 дней в году. Значительная часть округа — районы распространения вечной мерзлоты. По принятому демоэкологическому районированию Севера территория Эвенкийского АО входит в абсолютно дискомфортную и экстремально дискомфортную зоны. Основные экономические показатели Эвенкийского АО по итогам 2001 года:
Эвенкийский АО обладает большим промышленным потенциалом, обусловленным богатством недр. Сегодня в числе деловых партнеров округа такие компании, как НК «Славнефть», «Юкос», «Востокгазпром», «Енисейнефтегаз». |
Корпорация «Парус»Компания ведет свою историю на ИТ-рынке с 1989 года. Ее деятельность начиналась с создания и продвижения тиражных систем для учреждений, состоящих на государственном бюджете. В 1995 году реализован первый проект федерального уровня — создание единой системы управления финансами Генеральной прокуратуры РФ. Сегодня «Парус» входит в число ведущих поставщиков автоматизированных систем управления на российском рынке, сохраняет лидирующие позиции на рынке информатизации государственных учреждений и страховых компаний. Компания также предлагает деловое ПО на условиях аренды (технология ASP) для рынка автоматизации малого и среднего бизнеса. Оборот компании в 2002 году превысил 20 млн долл., основные доходы получены на двух рынках: государственного управления и корпоративных проектов. «Парус» инвестирует более 20% годового оборота в перспективные исследования и разработки. Корпорация «Парус» имеет 33 региональных отделения и более 220 дилерских представительств по всей России. Компания является стратегическим партнером таких вендоров и системных интеграторов, как IBM, Hewlett-Packard, Sun, Oracle, Jet Infosystems, ведущих аудиторских и консалтинговых компаний. Для обеспечения защиты информации в условиях аренды ПО подписано соглашение с компанией «Крипто-Про». В 2002 году в корпорации была завершена реструктуризация с выделением трех бизнес-центров, отвечающих за отдельные вертикальные рынки: «Корпоративные решения», «Решения для государственных учреждений и муниципальных образований» и «Решения для малого и среднего бизнеса». В своей работе «Парус» ориентируется на стандарты ISO 9000. Ведутся работы по подготовке системы "Парус 8.хх" к сертификации на соответствие стандартам ISO 9000. |