О новой миссии Microsoft и о взгляде компании на российский рынок в интервью Intelligent Enterprise рассказывает Жан-Филипп Куртуа, президент Microsoft EMEA, старший вице-президент Microsoft Corporation.
Intelligent Enterprise: За 10 лет своей деятельности в России Microsoft добилась весьма существенного признания у российского корпоративного заказчика. Начав фактически с нуля, представительство корпорации Microsoft в Москве заработало в 1994 финансовом году чуть более 5 млн долл., а в 2002 финансовом году — 85 млн долл., и более 90% этого оборота «сделаны» на корпоративном рынке. Какие подходы позволяют Microsoft добиваться таких успехов?
Жан-Филипп Куртуа: Да, у нас есть некоторые особенности работы на молодых рынках.
Во-первых, мы приходим в эти страны на раннем этапе становления ИТ-рынка. В Россию мы пришли 10 лет назад, когда здесь даже не было законодательной базы для защиты интеллектуальной собственности и на рынке работало совсем немного международных компаний, таких, как IBM. Но ранний выход на рынок позволяет нам устанавливать тесные взаимоотношения с заказчиками и правительственными структурами и быть вовлеченными в некоторые большие ИТ-проекты для правительства.
Молодые рынки вообще очень сильно зависят от правительства, от того, есть государственная поддержка или нет. Конечно, это лишает бизнес некоторых степеней свободы. Особенность России в том, что здесь в течение многих десятилетий существовала высокоразвитая система науки и образования. Здесь очень много талантливых инженеров. Плохо, что многие уезжают работать в Западную Европу и США. Но уже появилось новое поколение, которое скоро получит образование и примет участие в создании новой, здоровой экономики.
Во-вторых, мы пытаемся помочь государственным структурам развивать настоящую ИТ-экономику. Мы работаем с сотнями и тысячами малых компаний — со сборщиками компьютеров, разработчиками программного обеспечения для Windows и .NET, разработчиками бизнес-решений, сервисными компаниями. Мы очень тесно сотрудничаем также с телекоммуникационными компаниями, продвигающими массовые решения. Одним словом, мы принимаем самое активное участие в том, чтобы информационные технологии как можно глубже проникали в жизнь общества, что и определяет, собственно, ИТ-экономику.
IE: Если сравнить вашу компанию с некоторыми другими иностранными производителями, заметно еще одно отличие — ряд компаний склонны сокращать свои операции или полностью уходить с локального рынка в периоды рецессий, но к Microsoft это не относится.
Ж.-Ф. К.: Да, мы в России уже 10 лет, но правильнее сказать — мы здесь работаем только первые 10 лет. Впереди еще много десятилетий. Когда в локальной экономике происходили очень плохие вещи, многие крупные, известные «игроки» ИТ-индустрии уходили или сокращали местный штат. Мы же, напротив, оставались, потому что работаем на долгосрочную перспективу. Когда обстановка разряжается, мы в результате получаем больше, потому что не метались, а были здесь и работали. И мы видим сейчас, что российская часть рынка Microsoft не просто растет — она растет быстрее, чем бизнес на многих других рынках. В регионе EMEA (Европа, Средний Восток и Азия) у Microsoft 40 представительств, и российское по темпам роста бизнеса занимает среди них 6-е или 7-е место. Поэтому, с учетом высоких темпов роста этого рынка Россия сегодня входит в пятерку наиболее приоритетных стран в EMEA.
Сейчас мы на второй фазе развития нашего бизнеса в России. Мы инвестируем в ряд областей, в людей, в сервис, расширяем географию. В прошедшем году мы приобрели очень успешную датскую компанию Navision, которая работает на рынке ERP-систем для малого и среднего бизнеса. Российские заказчики проявляют к решениям Navision большой интерес, поэтому мы видим огромный потенциал в объединении команд российских представительств Microsoft и Navision. Кроме того, мы продолжаем развивать российское сообщество разработчиков на платформе Microsoft.
У нас потрясающая российская команда, которую я очень уважаю. Эта команда пережила очень трудные времена. Ольга Дергунова, глава российского представительства, — большой человек не только на российском рынке, ее очень высоко ценят как генерального менеджера в корпорации Microsoft. Российское представительство Microsoft официально признано в Microsoft лучшим в регионе EMEA в 2002 финансовом году.
IE: Вы нарисовали очень оптимистичную картину, почти безоблачную.
Ж.-Ф. К.: Безусловно, здесь еще много работы. С защитой интеллектуальной собственности пока есть проблемы. С одной стороны, налицо прогресс, снижение уровня пиратства. С другой стороны — пиратство все еще составляет 86%, так что предстоит большая работа. В любом случае экономика все более и более открывается для европейских и мировых инвесторов, для глобального рынка. И информационные технологии очень способствуют этому процессу.
Появляется новое поколение менеджеров, которые становятся информационными директорами (CIO) больших предприятий. Я лично знаю молодых российских CIO, например, больших банков. Это прекрасно подготовленные люди, с современным подходом к бизнесу, хорошо знающие экономику и понимающие, например, что такое ROI (возврат инвестиций) для банка.
IE: Откуда, на Ваш взгляд, берутся такие люди? Какая им нужна подготовка, кто может стать CIO?
Ж.-Ф. К.: Исторически сложилось так, что CIO очень часто становятся бывшие руководители технических отделов. Я считаю, что в этом нет ничего плохого. Если технический специалист получил соответствующую экономическую подготовку и готов относиться к бизнесу не как к источнику бюджета для автоматизации, а именно как к бизнесу, то он вполне готов быть CIO. CIO должен знать, как работает предприятие в целом, что нужно для развития бизнеса. Он должен участвовать в выработке стратегии компании в плане развития ИТ, поскольку ИТ-стратегия — это часть общей стратегии.
Однако если изначально CIO — человек бизнеса, не «технарь», то он должен иметь определенную техническую подготовку и кругозор, чтобы как минимум понимать, какие возможности открывают технологии его предприятию. Он должен знать, куда двигается рынок ИТ, что предлагают и планируют предлагать в будущем производители.
IE: Тогда следующий вопрос — что вы в Microsoft считаете необходимым для предприятий и что собираетесь им дать в обозримом будущем?
Ж.-Ф. К.: Конечно, .NET. Концепция .NET означает, что программное обеспечение станет намного «умнее». И хотя мы являемся авторами концепции, мы понимаем, что создание всей инфраструктуры .NET не под силу одной компании. Поэтому мы работаем в сотрудничестве с другими большими ИТ-компаниями, такими, как Oracle и IBM, и только в партнерстве со многими другими компаниями мы можем достичь успеха. .NET — это не просто программное обеспечение промежуточного слоя. Это набор технологий для объединения систем, приложений, устройств и людей.
Цель .NET — упростить работу большого количества людей, вовлеченных в каждую бизнес-операцию. Если проанализировать типичные действия людей, окажется, что многие из них достаточно большую часть времени выполняют роль «передатчиков» информации. Если автоматизировать эти действия, устранить участие людей в рутинных операциях, будут устранены соответствующие издержки, а у людей появится свобода для творчества, для созидательной работы.
Рутинный труд уходит, люди становятся в полном смысле работниками интеллектуального труда, им приходится использовать массу информации, которая может быть рассеяна по Интернету, и в обеспечении доступа к этой информации тоже поможет воплощение .NET. Наконец, .NET поможет развивать маркетинг, работать с поставщиками и потребителями. Есть достаточное количество примеров компаний, которые смогли таким путем снизить свои издержки. .NET поможет большому числу заказчиков использовать этот опыт.
Если брать шире, то .NET отражает нашу миссию — сегодня и на ближайшие десять лет.
IE: Вы имеете в виду новую миссию Microsoft?
Ж.-Ф. К.: Да, миссию корпорации Microsoft, которая была переформулирована Стивом Баллмером в июле этого года. Раньше нашей миссией было добиться, чтобы компьютер стоял на каждом столе и в каждом доме, и в течение более 20 лет это была очень серьезная задача. Но мы объективно созрели для того, чтобы поменять миссию, сформулировать свою цель на следующие 10—20 лет. И мы пришли к новой формулировке — помочь людям и бизнесам полностью реализовать свой потенциал. Конечно, мы не настолько наивны, чтобы надеяться на то, что программное обеспечение, технологии станут главным, единственным, ради чего стоит жить. Но это базовый инструмент, который действительно помогает людям и предприятиям лучше работать, быть более креативными.
IE: Спасибо Вам за интервью.
Жан-Филипп КуртуаПрезидент Microsoft EMEA, старший вице-президент Microsoft Corporation Жан-Филипп Куртуа (Jean-Philippe Courtois) отвечает за весь бизнес Microsoft в Европе, на Среднем Востоке и в Азии. Окончил Высшую коммерческую школу CERAM (Ecole Superieure de Commerce) в Ницце, доктор экономики. До Microsoft в течение полутора лет работал в компании Memsoft (французский производитель ПО для учета). Занимал должности торгового представителя (1984—1986), руководителя отдела маркетинга (1986—1989), заместителя генерального менеджера (1989—1991), генерального менеджера по продажам и маркетингу (1991—1994) и генерального менеджера (1994—1997) представительства Microsoft во Франции. С 1997 года — вице-президент Microsoft Europe, c 1998-го — вице-президент Microsoft по маркетингу для клиентов, с 2000-го — президент Microsoft EMEA и старший вице-президент Microsoft. |