"СТБ Кард" входит в число лидеров среди компаний, осуществляющих на российском финансовом рынке банковские операции с помощью кредитных карт. Процессинговые системы, которые она использует в своей деятельности, пожалуй, самые мощные и надежные в России. О принципах построения вычислительного и телекоммуникационного комплекса "СТБ Кард", их аппаратно-программной составляющей и перспективах развития процессинговой системы рассказывает генеральный директор "СТБ Кард" Владислав Валерьевич Першин.

В банковском сообществе бытует мнение, что качество аппаратно-программного комплекса СТБ - одно из самых высоких в России. Что, по Вашему мнению, влияет на этот показатель?

В. П. В первую очередь следует сказать о том, что весь вычислительный и телекоммуникационный комплекс "СТБ Кард" был изначально грамотно спроектирован, закупки техники проводились по результатам развернутых тендеров, в которых участвовали лучшие решения в своей области. Решение с использованием программного обеспечения BASE24 компании ACI (http://www.aciworldwide.com) на базе оборудования Compaq Himalaya было и остается одним из лучших в мире! Это не громкие слова и даже не результат кропотливого технического анализа наших экспертов, это общепризнанное мнение. И это мнение подтверждается долей присутствия на рынке каждого из продуктов для процессинговых систем. У программного обеспечения BASE24 эта доля рынка (в терминах числа инсталляций) наибольшая, а если брать крупнейшие банки - то просто подавляющая. Следовательно, можно утверждать, что, во-первых, высокое качество всего комплекса поддерживается благодаря программному обеспечению.

Теперь об аппаратной составляющей. О технике Compaq Himalaya до ее закупки я просто не знал. Я не специалист в области высоких технологий, и для меня хорошая техника - это прежде всего техника, не создающая проблем. О сервере Compaq Himalaya могу сказать, что он нас ни разу не подводил, не останавливался, с его приобретением кончились те времена, когда сбои центрального компьютера приводили, например, все банкоматы в нерабочее состояние. Да и проблем с производительностью у нас теперь нет. Надо сказать, что самые неприятные дни для процессинговых систем - это канун Нового года. Количество операций в системе возрастает стремительно и может достигать 7-8 за одну секунду. Но этот поток серверу Compaq Himalaya не страшен. Я думаю, запас производительности у него еще очень большой. Следовательно, второй фактор, влияющий на качественные показатели системы, - это техника Compaq Himalaya.

А третий - это, конечно, люди. Я счастлив, что нам удалось создать уникальный коллектив специалистов - технологов-"карточников". Это не просто слова. К деятельности СТБ можно относиться по-разному, но никто не скажет, что у системы нет технического развития, расширения функциональности. Мы идем в ногу со временем, реализуя инновационные проекты. Мы фактически единственный процессинговый центр в России, который подключил к себе все типы аппаратно-программных платформ, доступные на российском рынке, реализовал и электронные платежи в банкоматах, и продажу виртуальных карт, и зарядку мобильных телефонов в реальном времени из любого банкомата системы СТБ.

Как Вы считаете, оправдались ли затраты на приобретение и установку этого совсем недешевого аппаратно-программного решения для процессинга?

В. П. Хороший вопрос. Оправдались ли затраты? Давно оправдались! Вот простой расчет. Решение купили в конце 1995 года. До кризиса 1998 года в день осуществлялось в среднем около 110 тыс. транзакций, сразу после кризиса - 50 тыс., с 1999 года по настоящий момент - что-то около 80 тыс. Тариф за процессинг в СТБ в среднем будем считать равным 0,04 долл. за одну транзакцию, причем это минимальные оценки. Проделаем нехитрые математические операции и получим, что доходы только от процессинга за эти годы превысили 7,5 млн. долл. Коммерческую тайну раскрывать не буду, но скажу, что само решение стоило гораздо дешевле. А есть ведь и другие виды услуг, за которые СТБ берет деньги: ведение базы данных карт, регистрация устройств и оnline-интерфейсов и многое другое. Эти источники формирования дохода я в расчет не беру.

Что же было основной причиной смены аппаратно-программной платформы с точки зрения бизнеса, с точки зрения удобства клиентов?

В. П. Причиной стало качество обслуживания. К концу 1995 года мы выросли настолько, что уже "не вмещались" в старое решение. Это стало проблемой для наших клиентов: в дни пиковых нагрузок банкоматная сеть могла не работать по 20 -- 30 минут. Было решено строить мощный, уникальный тогда для России, процессинговый центр на самой лучшей, самой современной платформе.

В тот момент мы не пожалели денег, а теперь мы не жалеем о том, что их потратили. По опыту других видим, что скупой платит дважды. Сейчас многие банки, купившие в свое время решения от разработчиков отечественных платежных систем, меняют их на решения, сертифицированные международными платежными системами, решения надежные, полнофункциональные. Кстати, мы свое старое решение не выбросили: оно после соответствующей модернизации стало основой для нашей системы Back office. Таким образом, и эта наша начальная инвестиция сохранена и окупила себя многократно, поскольку изготовление реквизитов карт, ведение баз данных выполняются в этой системе. А каждая такая услуга проходит строкой в тарифах компании.

Как Вам сейчас помогает в бизнесе новая система процессинга?

В. П. Я уже говорил кратко про инновации. Хочу специально остановиться на функции Mobile Recharge. Это просто уникальная вещь! Скоро на каждой станции московского метро можно будет вставить любую карту в банкомат, выбрать пункт меню "Платеж за мобильную связь", набрать сумму, и сразу же на счете у оператора мобильной связи остаток увеличится на сумму операции. Нет нужды ездить, платить, переплачивать дилерам, торгующим предоплаченными картами по бешеным ценам. Это все мы "научили" делать BASE24 и Himalaya. Как оказалось, они достаточно легко обучаемы. Очень скоро эта услуга будет продаваться.

Вы сейчас начали активно развивать новые направления бизнеса. Как и кто занимается технологическим и техническим развитием продукта, его модификациями для реализации новых бизнес-идей?

В. П. Наши специалисты. Я уже говорил про уникальный потенциал наших технологов-"карточников". Костяк команды практически не меняется в течение последних восьми лет - уникальный случай для бизнеса! Сейчас у них есть и своя компания. Ее назвали "Платежные Технологии" (http://www.paytech.ru).

Каков потенциал для роста у аппаратно-программной платформы СТБ?

В.П. Я очень надеюсь, что нам удастся нарастить транзакционную активность. Для этого у нас в запасе есть ряд интересных и перспективных, на мой взгляд, проектов. Не буду раньше времени говорить, но уверен, что транзакционная активность в течение 1-1,5 лет возрастет примерно раз в пять.

Планируете ли Вы закупку более производительных моделей компьютера Compaq NonStop Himalaya?

В. П. Как только мои деловые прогнозы начнут сбываться, мы это сделаем. А пока у нас трехкратный "запас прочности" по производительности.

Кто сегодня является консультантом СТБ по проблеме развития платформы процессинга?

В. П. Я уже говорил про наших специалистов. Их компания "Платежные Технологии" для нас разрабатывает много новых проектов. Все делается своевременно, и соотношения цена/качество/сроки у этих ребят для "СТБ" наилучшие.