На вопросы Enterprise Partner отвечает заместитель генерального директора ЗАО «Генезис» Сергей Архипов
Enterprise Partner: Сергей Николаевич, не могли бы Вы немного рассказать о компании «Генезис» и Вашем подходе к автоматизации?
Сергей Архипов: Компания «Генезис» - один из 12 крупнейших российских дистрибьюторов фармацевтической продукции. Кроме центрального офиса, у нас есть три филиала в Санкт-Петербурге, филиалы в Москве, Казани, Саратове, Костроме, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Общая численность сотрудников холдинга - более 1000 человек.
Наш бизнес непрерывно расширяется, поэтому вопросы организации работы и учета для нас безусловно важны. В таких условиях для любой торговой организации крайне актуально внедрение жестко централизованной учетной системы. Только такая система позволяет получать точную и объективную информацию о состоянии компании и принимать правильные управленческие решения. Поэтому в 1999 году мы приняли решение о внедрении корпоративной системы управления производством.
Как Вы уже знаете, в итоге мы внедрили Oracle Applications (см. Enterprise Partner № 15’2000, с. 16-17. - Прим. ред.). Система охватывает все стороны бизнеса - от приема и реализации товара до планирования материальных ресурсов и прогнозирования. Рабочих мест, связанных с Oracle Applications, у нас несколько десятков, серверное ПО Oracle выполняется на серверах производства Sun Microsystems. Для формирования налоговой отчетности реализован отдельный шлюз для передачи данных в пакет «1С:Бухгалтерия». Это связано с тем, что при постоянно меняющемся законодательстве нет смысла постоянно озадачиваться отслеживанием формальных бланков, форм и т.д. и т.п. Этим занимается компания «Астро Софт» (http://www.astrosoft.ru), наш партнер по программным продуктам производства «1С», и нас полностью удовлетворяет ее сервис.
EP: Не могли бы Вы остановиться более подробно на выборе аппаратной платформы?
СА: Делая выбор, надо понимать, что смена платформы в ходе промышленной эксплуатации - достаточно дорогая и сложная процедура, поэтому целесообразно сразу же делать ставку на партнера в процессе обслуживания и эксплуатации выбранного оборудования. Надо понимать, что выбор платформы делается один раз и, выбрав платформу, вы попадаете в зависимость от производителя. Выбрав производителя, вы попадаете в клуб, выйти из которого уже не можете, - вы обречены на сервис, поддержку, комплектующие этого производителя, вы становитесь заложниками его рыночных инициатив и изменений в его маркетинговой политике. Так что вы обязаны сомневаться в целесообразности вложений.
Мы всегда старались поддерживать баланс в том, что у нас работает, как работает и на чем работает. И выбирая Oracle Applications как программную платформу для автоматизации холдинга, мы поняли, что при высокой ресурсоемкости Oracle Applications самое главное - выбор сервера нужной мощности. Это проблема номер один.
EP: Ведь ПО Oracle Applications работает на многих аппаратных платформах, нельзя же сказать, что у Вас совсем не было выбора?
СА: Возможность выбора аппаратной платформы для Oracle Applications в принципе существует. И специалисты Oracle не исключали возможности использования других RISC-платформ. Но здесь недостаточно подхода «цена/качество», надо учитывать сервис, предоставляемый в России представительством и партнером той или иной компании, производящей оборудование для эксплуатации MRP-систем... И в конечном счете мы выбрали для реализации аппаратную платформу с использованием серверов фирмы Sun Microsystems. Компания Sun отличается последовательностью в развитии своего бизнеса в России и, что особенно привлекло наше внимание, наличием нескольких крупных опытных партнеров, имеющих статус Enterprise Reseller, в том числе компании Lynx BCC (http://www.lynx.ru), которая и вела наш проект.
EP: А какова проблема номер два?
СА: Проблема номер два - сайзинг. Когда речь идет о проекте, в который заложено оборудование, продаваемое буквально на вес золота, многие делают этакий «недосайзинг», чтобы клиента не отпугнул огромный размер требуемых первоначальных вложений. В нашем случае это также имело место: специалисты Oracle рекомендовали нам использовать серверы Sun Enterprise 250 или Sun Enterprise 450 - серверы уровня отдела. Да, эти машины отлично подходят как аппаратная платформа для корпоративной системы управления производством, они идеальны для многих средних предприятий, но их мощности будет не хватать для такой корпорации, как «Генезис».
В мае 1999 года, следуя начальной спецификации проекта, мы купили два сервера Sun Enterprise 450 и дисковый интеллектуальный SCSI-массив Sun StorEdge А1000. И буквально через месяц, после введения в продуктивную эксплуатацию, оказалось, что мощности не хватает. А ведь специалисты компании Lynx BCC изначально рекомендовали приобретать сервер более высокого уровня, не ниже Enterprise 3500!
Так что сайзинг, на мой взгляд, лучше делать с некоторым преувеличением, «на вырост». Конечно, если Вы планируете развивать свой бизнес.
EP: Как же была решена проблема?
СА: Для полного запуска системы нам пришлось купить еще один сервер - Sun Enterprise 4500, в четырехпроцессорной конфигурации, с 4 Гбайт оперативной памяти и дисковым массивом Sun StorEdge D1000 для обеспечения загрузки операционной системы. В качестве основной системы хранения был использован ранее приобретенный массив Sun StorEdge А1000. Разумеется, серверы Sun Enterprise 450 мы продолжаем использовать - такая техника никогда не пропадает. Одна из машин служит в качестве прототипной (тестовой), на второй выполняется конвертор форм в Java-аплеты.
В окончательном варианте сервер Sun Enterprise 4500 был дополнен еще двумя процессорами и еще 2 Гбайт оперативной памяти, что позволяет без задержек обслуживать работу десятков онлайновых пользователей. Решение на трех серверах оказалось очень устойчивым и уже более года эксплуатируется без изменений.
EP: Как Вы оцениваете результаты данного внедрения?
СА: По финансовым результатам работы компании за год, в первом приближении наши вложения в данную систему (а я могу сказать, что суммарные вложения в ПО Oracle и технику компании Sun Microsystems превышают сумму в 1 млн. долл.) полностью или почти полностью окупились. Но главный итог автоматизации, на мой взгляд, не в этом, а в том, что компания стала чувствовать себя более уверенно, что у нас появился доступ к любой необходимой аналитике, что мы всегда готовы представить любую необходимую отчетность, что мы стали лучше обслуживать наших клиентов.
Нельзя управлять компанией, не имея информации о реальном состоянии дел, не имея возможности анализировать и прогнозировать. Когда Вы пожинаете плоды автоматизации, Вы перестаете понимать, как без этого можно было работать раньше.
EP: Нельзя ли несколько слов о планах компании «Генезис» по развитию данного проекта?
СА: Надо понимать, что база данных под Oracle Applications растет достаточно быстро. Сейчас размер нашей базы данных превышает 50 Гбайт, и пока система «тянет» эту базу. Но по мере дальнейшего воплощения планов компании - интеграции системы в нашу аптечную сеть (около 30 аптек), автоматизации первичного планирования - нам придется внедрять кластерное решение. Это нужно и для защиты от сбоев.
Так что в обозримом будущем нам предстоит внедрение кластерной системы от Sun Microsystems.
EP: Спасибо Вам за интервью.