Новые технологии и развитие Интернет изменили подход компании McKesson Water Products, специализирующейся на поставке питьевой воды в розлив, к работе с клиентами. Ее учредитель — компания McKesson HBOC Inc. из Сан-Франциско, закончила 1999 год с показателем объема продаж 19,4 млрд. долл.
Недавно директор по информационным технологиям и вице-президент по контролю качества отделения McKesson Water Products в Лос-Анджелесе Дэвид Санкер беседовал с заместителем главного редактора CRN EP Эмбер Хоули об аутсорсинге и технологических проблемах, с которыми сталкивается компания и рынок прохладительных напитков. Компания McKesson владеет торговыми марками питьевой воды Sparklets, Alhambra и Crystal.
CRN EP: Какие изменения новые технологии привнесли в сферу торговли питьевой водой?
Дэвид Санкер: Сейчас на этом рынке доминируют три основных игрока, поэтому, если посмотреть на проблему с точки зрения компании-лидера, основные изменения связаны с использованием новых мобильных технологий — устройств удаленного ввода информации, карманных компьютеров и ноутбуков — для сбора маркетинговой информации и взаимодействия с клиентами.
Наш рынок делится на две части: прямые поставки, обычно на дом или в офис, и розничная продажа через торговую сеть — например, в бакалейной лавке или маленьком магазине. В области розничных продаж все обстоит довольно традиционно — здесь в основном развертываются решения для планирования и учета ресурсов предприятия. Новые технологии, такие как использование электронной торговли для заказа продукции и работы с клиентами, сейчас бурно развиваются в другом секторе — в области прямых поставок.
Пока ни один из лидеров рынка не запустил ни одного крупного проекта в сфере электронной торговли, однако все предпринимают усилия в этом направлении.
EP: Каковы основные проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь как директор по информационным технологиям?
Санкер: Прежде всего это наличие квалифицированных специалистов в области новых технологий, в особенности языка Java, баз данных и управления сетями. У нас явный недостаток квалифицированных кадров. Новые компании, которые растут как грибы, привели к чудовищному спросу на квалифицированные кадры в обычном корпоративном мире.
Другой аспект, с которым постоянно сталкивается человек на моей должности, — постоянное развитие и смена технологий. Очень трудно обосновать инвестиции в технологию, когда знаешь, что через год-два ей на смену придет новая технология.
EP: Ваша компания разрабатывает приложение на языке Java для работы с клиентами. Каковы Ваши требования к партнерам по этому проекту с учетом острого недостатка квалифицированных кадров, о котором Вы только что упомянули?
Санкер: У нас есть несколько специалистов по Java. На самом деле ответ на Ваш вопрос зависит от того, на какой стадии находится проект. Если система уже спроектирована и Вы просто добавляете функции, мы не придираемся к партнерам. Конечно, мы оцениваем техническую квалификацию в отношении программирования на Java, однако это мало чем отличается от найма программистской компании по контракту — встретились, обсудили, оценили стоимость работ, и дальше мы лишь оцениваем результаты.
Если же речь идет о перспективе, об основных подсистемах, которые мы планируем развивать, я все же склоняюсь к партнерству с интегратором. В этом случае мы обращаем внимание на способность интегратора сотрудничать и на понимание технологии в широком смысле, будь то базы данных, организация сетей или разработка приложений на Java. Поэтому все зависит от проекта, который Вы запускаете.
Если проект связан с развитием существующей архитектуры, я бы ориентировался на обычные требования к системному интегратору и искал бы компетентных специалистов в нужной области.
EP: Как Вы, в принципе, относитесь к аутсорсингу?
Санкер: За последнее десятилетие несколько раз менялось само значение этого термина. Одно определение — это просто передача значительной части проекта внешнему поставщику услуг. Я же понимаю под аутсорсингом поиск специалистов в областях, которые выходят за пределы компетенции моих сотрудников. Например, разработка на Java, которой мы занимались некоторое время назад, не является нашей специальностью. Поэтому я предпочел передать разработку некоторых компонентов системы интегратору, чтобы не заставлять своих сотрудников учиться в процессе работы над критически важным приложением.
Если же говорить о передаче партнеру работ по организации центра данных или разработке систем, здесь преимущества этого подхода не очевидны. Есть и плюсы, и минусы — все зависит от эффективности менеджмента и размера организации.
Я, например, считаю, что совершенно недопустим аутсорсинг сопровождения систем и разработки бизнес-приложений. Дело в том, что, наняв разработчика, Вы инвестируете не только в его технологические знания и способности, но и в его деловые качества. И если разработчик действительно стоит своих денег, он очень скоро начинает отлично разбираться в бизнес-процессах и становится способен разрабатывать не только приложения для поддержки бизнес-процессов, но и системы, которые делают бизнес-процессы более эффективными. Я не думаю, что в этом случае аутсорсинг имеет какие-то преимущества перед использованием своих разработчиков, которые давно в этом бизнесе и знают его изнутри.
EP: Как Вы считаете, сложно
ли партнеру разобраться в Вашем бизнесе?
Санкер: Сбыт через розничную сеть в этом смысле совершенно тривиален. Здесь применяются стандартные модели, ничем не отличающиеся от других рынков.
Если же говорить о прямых поставках, которые составляют основу нашего дела, то на первый взгляд и здесь все просто. Однако в этом деле есть масса нюансов... Если Вы прежде всего думаете о клиенте, все становится несколько сложнее. В общем, я бы не сказал, что разобраться в этом очень уж трудно, однако принцип «пришел, увидел, победил» здесь не пройдет.
EP: Как Вы оцениваете партнера?
Санкер: Если не говорить о стандартных требованиях в отношении качества, репутации, технической квалификации и делового опыта, я стараюсь найти партнера, который готов работать с оплатой в зависимости от конечного результата — например, на фиксированном контракте, на условиях премии или какой-то другой форме, которая по сути означает его заинтересованность в результате, а не только в гонораре за консультации.
Другое требование — способность интегратора работать с моей командой разработчиков. Я не верю в стопроцентный аутсорсинг проектов — любая работа системного интегратора все равно в какой-то момент попадает к нам для развертывания или подготовки сделанной им системы к эксплуатации. Поэтому, если интегратор не хочет работать в контакте с Вашими разработчиками, он вряд ли поможет Вам выполнить проект. У меня была возможность убедиться в этом на собственном опыте.