Андерсен Аллан Гамборг - директор по информационным технологиям АО "Вымпелком". Если вы являетесь одним из двухсот тысяч абонентов сотовой сети "Би Лайн", то именно благодаря Аллану Гамборгу вы всегда точно знаете, сколько вы должны за мобильную связь.
Господин Гамборг превосходно владеет русским языком, в чем мы имели возможность убедиться, когда встретились с ним в офисе "Вымпелком" на улице 8 Марта...
CRN EP/RE: Господин Гамборг, каковы масштабы информационной системы АО "Вымпелком"? Сколько компьютеров установлено в организации, сколько человек занято в работе ИТ-подразделения?
Аллан Гамборг: В АО "Вымпелком" около 600 рабочих станций, а в работе ИТ-подразделения участвует 65 человек.
CRN EP/RE: И какие задачи по автоматизации предприятия стояли перед ИТ-подразделением?
АГ: Раньше мы использовали для бухгалтерского учета достаточно разнородное программное обеспечение, как внешнее, так и собственной разработки. Но в 1996 г. АО "Вымпелком" стало первой российской компанией, работающей на нью-йоркской фондовой бирже. В том же году мы внедрили Platinum для DOS компании Platinum Software - теперь Epicor Software.
Но компания росла и развивалась, сотовая связь "Би Лайн" охватывала все больше территорий и все больше пользователей. Для автоматизации управления разросшейся компанией нужны были новые программные средства. Почему? Во-первых, нам нужно было расширить функциональность системы. Нам нужна была не просто бухгалтерия - нам нужна была система, покрывающая как функции российского стандарта бухгалтерского учета, так и функции стандарта GAAP. Это принципиально важно, если вы используете бухгалтерский учет не только для представления отчетов, соответствующих действующему законодательству, в российскую налоговую инспекцию, но и для получения реальной управленческой информации. Не говоря уже о том, что нам нужно готовить финансовые отчеты по международным стандартам, поскольку наши акции котируются на нью-йоркской фондовой бирже. На тот момент проблему с ведением отчетности в стандарте GAAP мы решали вручную...
Для чего нужны информационные технологии? Для того чтобы на предприятии эффективно работали бизнес-процессы. А бизнес-процессы характеризуются тремя основными параметрами - скорость, качество, стоимость. Нам просто необходимо иметь полную бухгалтерскую отчетность по стандарту GAAP через 10 дней после окончания месяца. А для этого нужно ввести в систему все первичные данные, а для этого их нужно получить из бухгалтерий наших первичных подразделений... Сама по себе автоматизация не решает проблем, но она дает возможность решить их.
CRN EP/RE: Была ли в ходе проекта выполнена какая-либо реструктуризация предприятия?
АГ: А как же! Менялись организационные процессы, менялись бизнес-процессы. Все финансовые отделы всех подразделений компании были переведены на единое программное обеспечение для бухгалтерского учета. Чтобы автоматизировать предприятие, его нужно привести в порядок. Без этого автоматизация теряет смысл. Беспорядок автоматизировать невозможно...
Во-вторых, пора было обновлять технологическую платформу, развивать систему на базе DOS не имело смысла. Это было стратегическое решение. Мы решили избавиться от старых приложений и свести ядро информационной системы к двум уровням. Один уровень, уровень биллинговой системы, будет выполнен на базе UNIX и одной из "очень" индустриальных СУБД, такой, как Oracle или Sybase, гарантирующей бесперебойную работу в режиме "7 на 24" - круглые сутки и без выходных. UNIX представляется нам на сегодня наиболее подходящей промышленной платформой для системы такого масштаба. А второй уровень - уровень бухгалтерской системы, складской системы, расчетов с поставщиками, Интернет-сервиса, работает на базе Microsoft Windows NT Server и SQL Server. Выполнять эти службы на UNIX слишком дорого. Windows NT для этого уровня является более гибкой платформой, с большим числом существующих приложений. Мы считаем, что платформа Windows NT и SQL Server является наиболее перспективной для систем автоматизации в компаниях средней величины.
В-третьих, необходимо было решить "Проблему 2000", и это, кстати, накладывало совершенно определенные ограничения на сроки проекта - первый его этап нужно было обязательно завершить за три месяца до наступления 2000 г. Здесь все очень просто - система либо сертифицирована, либо не сертифицирована на 2000 г. Старая система не поддерживала 2000 год, и уже поэтому ее нужно было заменить.
CRN EP/RE: И поскольку вы изначально работали с Platinum, вы решили обновить систему на новую версию Platinum?
АГ: Не так все просто, здесь тоже существовала проблема стратегического решения. Можно было выбрать полнофункциональную ERP-систему масштаба предприятия. Мы изучили возможность внедрения таких систем, как SAP R/3 и Baan. Я сам имею опыт внедрения R/3. Но вы должны очень четко понимать, что вы получите и сколько это стоит. Все равно никакая ERP-система не будет делать биллинг. Остается автоматизация склада, финансового учета и расчетов с поставщиками. Решать эти задачи при помощи ERP - все равно что стрелять из пушки по воробьям. Система Platinum SQL, которую мы выбрали, можно сказать, двигается в сторону ERP, и при этом содержит всю необходимую нам функциональность.
Года через полтора-два мы опять будем изучать возможность внедрения системы масштаба предприятия. Но здесь важен прагматичный подход. В том, что в ближайшие два года нас будет устраивать Platinum SQL, мы не сомневаемся.
CRN EP/RE: Когда начались работы по внедрению Platinum SQL?
АГ: В ноябре прошлого года.
CRN EP/RE: Как были распределены силы ИТ-штата АО "Вымпелком" и фирмы Platinum E.C.E. в ходе проекта?
АГ: Когда вы ведете проект, вы, конечно, можете возложить всю ответственность за ход проекта на интегратора. Но мы решили взять эту ответственность на себя. Во-первых, потому что при нашем штате ИТ-специалистов мы были способны на это. Во-вторых, потому что в нашем случае это было попросту дешевле. В-третьих, потому что это позволило нам подготовить собственных экспертов, владеющих задействованными технологиями. Но мы не стали недооценивать роль внешних консультантов. Ряд конкретных, специфических задач мы возложили на поставщика - Platinum E.C.E..
CRN EP/RE: Какие именно задачи?
АГ: Специалисты Platinum E.C.E. помогли нам составить план внедрения. Они наблюдали за ходом проекта, за тем, чтобы все выполнялось в точности так, как надо. Чтобы правильно конвертировались все старые данные. Кроме того, есть ряд задач по параметризации системы, для выполнения которых ее нужно очень глубоко знать. С учетом по стандарту GAAP они нам тоже помогают...
CRN EP/RE: И когда был завершен этот этап работ?
АГ: В августе текущего года.
CRN EP/RE: Как можно определить бизнес-выгоды от внедрения системы?
АГ: Я уже говорил - нам нужно было повысить эффективность работы. И нужно было избавиться от старой системы. Это нужно было делать даже не для того, что получить ту или иную выгоду, а просто для того чтобы жить, это обяза-тельно нужно было сделать. Разумеется, положительным результатом является сокращение сроков подготовки отчетности с 30 до 5-10 дней... Посчитать все это в деньгах достаточно сложно. Не все бизнес-цели выражаются в деньгах. Впрочем, я думаю, данный проект уже окупился.
CRN EP/RE: Каковы перспективы развития информационной системы АО "Вымпелком"?
АГ: Во-первых, мы будем развивать бухгалтерскую и финансовую системы. Нужно реализовать ввод исходных данных непосредственно в первичных подразделениях, а также использовать бухгалтерские функции системы в финансовых подразделениях филиалов компании. Потребуется внедрение дополнительных модулей Platinum SQL.
Далее - нам нужно работать над нашей биллинговой системой. Для нашего бизнеса это критично, это те деньги, которые мы зарабатываем. Любые изменения тарифных планов, которые мы вводим, последние усовершенствования тарифной системы "Би Плюс", посекундная оплата в сети "Би Лайн GSM" - все это напрямую связано с возможностями нашей биллинговой системы.
Другое направление нашей работы - ввод в действие корпоративной интрасети, которая будет работать под Windows NT. Это нужно в первую очередь для автоматизации работы нашей абонентской службы, которая отвечает на вопросы абонентов сети "Би Лайн" об услугах, о тарифных планах, о состоянии счетов и т.п. Это нужно и для наших внутренних информационных нужд. Кроме того, мы планируем дальнейшее развитие нашей системы электронной почты и документооборота на базе Microsoft Exchange.
CRN EP/RE: Планируется ли предоставление дополнительных услуг абонентам "Би Лайн", предоставляемых через Интернет?
АГ: Да, обязательно. Они смогут получать через наш Web-узел, скажем, информацию о состоянии своих счетов. Но вообще Интернет - это будущее телекоммуникационных услуг для таких компаний, как наша. Когда появятся мобильные телефоны третьего поколения, основанные на протоколе WAP - Wireless Application Protocol - наши абоненты смогут посредством своих телефонов иметь доступ к самым разнообразным услугам сотовой сети и к самой разнообразной информации. Это произойдет уже через 6-9 месяцев...
|
|
Программное обеспечение Platinum Software |
Первым продуктом корпорации Platinum Software была система Platinum для DOS, основанная на СУБД Btrieve. Она, в частности, позволяет вести учет в нескольких валютах одновременно, производить консолидацию и трансляцию GAAP, получать сводную отчетность по подразделениям. Система имеет открытую архитектуру, что позволяло интегрировать ее с другими приложениями. С момента появления системы Platinum для Windows началось стратегическое сотрудничество Platinum Software с корпорацией Microsoft. Результатом сотрудничества с Microsoft стал продукт Platinum SQL. Это первый на американо-европейском рынке полномасштабный финансовый комплект модулей, реализованный на платформе Microsoft SQL Server. В июне 1998 г. Platinum SQL была объявлена победителем конкурса Microsoft по классу «Лучшая финансовая система, произведенная независимой компанией». |