AHConferences
26 октября 2011 г. В Москве в отеле Sheraton Palace состоялся XI Форум «Информационные технологии в госсекторе. Государственные электронные услуги», организованный компанией AHConferences.
В Форуме приняли участие более 80 представителей органов государственной власти, ИТ-директоров различных ведомств и администраций регионов, а также представители компаний-поставщиков ИТ-услуг и решений.
Проблемы информатизации государственных структур, системы образования и здравоохранения, наряду с устранением компьютерной безграмотности населения весьма актуальны для современной России, и являются на данный момент одной из приоритетных задач в стране. Как отметила модератор Форума Фатима Эркенова, главный редактор журнала «Национальные проекты»: «Тема актуальна и часто обсуждаема на разных уровнях, тем важней, что собрались люди, которые в своей деятельности реализовали проекты информатизации».
Внедрение системы «Электронной демократии» было рассмотрено в докладе Алексея Бунькова, советника директора Департамента создания и развития Информационного общества Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Г-н Буньков так охарактеризовал текущую ситуацию: «Интересы бизнеса и власти учитываются при принятии решений, интересы граждан учесть сложней, т.к. механизмы донесения их мнения до власти менее формализован, а уровень доверия граждан к власти примерно 40%. Основная точка провала доверия — муниципальные органы власти». На данный момент успешными направлениями взаимодействия являются прием обращений граждан в электронном виде, блоги чиновников и ведомств, сайты обсуждения законодательства, ведомственные форумы и электронные приемные, использования ведомствами соцсетей. Проанализировав эту успешную деятельность, было решено создать систему, которая сведет всю активность в единое русло. Сейчас идет разработка опытного образца системы «Электронной демократии», пилотные внедрения будут осуществлены до конца года. В дальнейшем это будет базовый инструмент воздействия на органы власти с целью донести мнение граждан. Система будет позволять производить мониторинг и контролировать деятельность власти и на муниципальном, и на региональном уровнях.
Виталий Колесников, начальник управления информатизации ФНС России, рассказал об опыте ФНС России в области информатизации и организации оказания услуг в электронном виде, о том, как ФНС двигается в плане предоставления услуг для граждан и юридических лиц. В России ФНС на данный момент является лидером по информатизации среди госорганов. Информатизация для налоговой службы чрезвычайно важна, т.к. удовлетворяет производственные потребности для обеспечения максимальной эффективности и уровня сервиса для налогоплательщиков. Подробно г-н Колесников остановился на структуре АИС «Налог» и on-line сервисах, представленных на основном сайте ФНС. По приведенной г-н Колесниковым статистике сайт является самым востребованным среди сайтов госорганов: регистрируется порядка 8 млн. посещений в месяц, все сервисы бесплатны. Наиболее популярный — «Проверь себя и контрагента», позволяющий понять существует ли юрлицо, а также система личных кабинетов, где можно узнать задолженность и погасить ее. Г-н Колесников высоко оценивает эффективность последнего: «Затраты на создание окупились оплатой задолженностей, порядка 5 млрд. рублей имущественных задолженностей было получено в ходе существования сервиса». Вся АИС «Налог» призвана упростить жизнь налогоплательщиков.
Андрей Степаненко, директор по развитию бизнеса компании «Информзащита», рассмотрел в своем докладе требования регуляторов при предоставлении электронных услуг госорганами, а также о средствах криптографической защиты от нарушителей. «Если строго следовать инструкциям ФСБ, то мы должны использовать типы защиты по определенному классу, установленному спецслужбами. Однако выбор лицензированных продуктов защиты от нарушителей весьма ограничен. И если следовать требованиям строго, то порой нет возможности построить сверхзащищенную систему». Способы решения проблемы, по мнению г-на Степаненко, есть следующие: обратиться к регулятору с просьбой изменить требования, разработать новые продукты и получить лицензию, законными средствами снизить класс нарушителя. И если первые 2 способа в текущих условиях представляются малореальными и финансово затратными, то по третьему пункту компания «Информзащита» имеет достаточный опыт разработки моделей нарушителей, которые позволяют снизить класс до приемлемого уровня и применять менее затратные средства защиты.
Одним из наиболее актуальных стало выступление Олега Симакова, ИТ-директора МИАЦ РАМН, в котором рассматривалась проблема, касающаяся практически каждого россиянина — запись на прием в медицинские учреждения через интернет. Задача эта является первоочередной в рамках модернизации здравоохранения. "Ключевым эффектом от внедрения станет баланс нагрузок врачей и повышение качества медицинской помощи. Участковый принцип при записи через интернет не поменяется в силу ряда объективных причин, но можно получить хорошее понимание о степени популярности медицинских специальностей. И для пациентов будет удобней, т.к. сократится количество визитов пациентов в лечебные учреждения, очереди будут короче«,- резюмирует пользу от электронной записи г-н Симаков. Основной поток электронных записей приходится на первичные обращения, сейчас в среднем по регионам это порядка
Электронная подача документов в арбитражные суды стала темой доклада Игоря Соловьева, начальника Управления информатизации и связи Высшего арбитражного суда РФ. 10 месяцев существует сайт «Мой арбитр», призванный сделать правосудие доступным. Сайт позволяет подавать документы в электронном виде, что ускоряет процедуру запуска дела. Для электронной подачи доступны 200 наименований документов, направить их можно как по электронной почте, так и прикрепив к регистрационной форме на сайте. До запуска были опасения судей о подделке электронных документов, а также о необходимости дублирования электронных документов бумажными. Однако за 10 месяцев работы с подделками не столкнулись, а в бумажном же виде документы приходят позже. Среднее время подачи документов с сайта составляет 5 минут. За время работы портала подано более 130 000 пакетов документов и 114 000 признано поступившими. Особо отметил г-н Соловьев, что рекламно-информационной кампании не было. Основные перспективы работы, по мнению г-на Соловьева, это интеграция с органами государственной власти, on-line оплата госпошлин, внедрение электронной подписи, интеграция с единым порталом государственных услуг. К 2013 году планируется полный перевод на электронную подачу документов всех госорганов, к 2014 году это станет повсеместным для публичных компаний.
Ожидающему нас в ближайшем будущем проекту «Универсальная электронная карта» были посвящены выступления Антона Плескова, ведущего консультанта отдела развития институтов обеспечения доступности государственных и финансовых услуг Департамента инновационнго развития и корпоративного управления Минэкономразвития РФ и Александра Лисенко, начальника отдела по работе с государственными органами Федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта». Минэкономразвития осуществляет контроль за внедрением универсальной электронной карты на территории РФ. Предназначение карты — использование как удостоверения личности, в качестве платежной банковской карты, как доступ к получению государственных и муниципальных услуг, а также ряда коммерческих услуг. Универсальная электронная карта должна заменить собой все виды социальных карт на территории РФ. Планируется выпустить 100 млн. единиц карт, приниматься карта будет в банкоматах и инфоматах, в транспорте, медицинских учреждениях, можно будет использовать и дома через специализированные картридеры. Первый этап проекта — с 2012 года, когда карту можно будет получить по заявлению, с 2014 года выдача карт будет производиться всем. Отдельно г-н Плесков остановился на анализе того, что по проекту сделано: «Определена федеральная уполномоченная организация — ОАО „Универсальная электронная карта“, принят порядок внедрения и список мероприятий, идет определение уполномоченных организаций в субъектах РФ, созданы правила федеральной уполномоченной организации, определены тарифы Минэкономразвития на обслуживание, за исключением банковского приложения, установлены дедлайны и определено финансирование, а также определены требования к банкам, которые смогут работать с банковским приложением в системе универсальной электронной карты». Подробно г-н Плесков остановился на порядке софинансирования и компенсации по расходу на выпуск, отметил, что на федеральном уровне реализована большая часть мероприятий. Согласовывался с регуляторами и вопрос безопасности использования. Александр Лисенко в своем выступлении подробней остановился на плюсах для различных государственных ведомств при использовании УЭК. Для МВД универсальная электронная карта, например, упрощает идентификацию водителя автомобиля, позволяет оперативно учитывать сведения и оплачивать штрафы на месте. В системе здравоохранения УЭК также позволяет идентифицировать пациента, а также контролировать качество оказания медицинских услуг, собирать информацию о враче, учитывать последипломную профессиональную подготовку, упрощается и межведомственное взаимодействие.
Итогом XI Форума «Информационные технологии в госсекторе. Государственные электронные услуги» стала дискуссия о сложностях и достижениях в области информатизации государственной власти. Участники признали, что проекты, рассмотренные на Форуме, интересны с практической точки зрения, они позволяют сделать более доступными услуги федеральных служб, более простой процедуру общения с госорганами, и в целом призваны повысить лояльность к государственной власти.