На прошедшую 15 октября конференцию AHConferences по BI я, признаться, шел с некоторой опаской. В первой части секции – банки, во второй – ритейл. Улавливаете? Есть от чего волноваться – отрасли, наиболее пострадавшие от кризиса. Тем приятнее было видеть, что зал полон практически полностью. Как легко догадаться, львиная доля докладов напоминала выступления адвокатов на суде, где подсудимым является BI (и люди, его реализующие, само собой), а высшей мерой наказания может быть отказ от его использования в компании (с соответствующим сокращением штата). Доклад Кирилла Лядова, экс-внедренца BI в Альфа-Банке, так и назывался – «BI во время кризиса – «ждать нельзя внедрять». Он акцентировал внимание на том, что сейчас задачей руководства является максимальной сокращение расходов, и ИТ-департаменту нужно приложить усилия, чтобы убедить его сменить вопрос «как свернуть проекты по BI?» на «как внедрить BI максимально недорого?». По его словам, для банков сейчас становится особо актуален вопрос управления ликвидностью – роль играют доли процента – и здесь BI может быть существенно полезен. Кирилл Лядов также подчеркнул, что, несмотря на то, что велик соблазн пренебречь качеством данных, именно его обеспечению следует уделить наибольшую часть времени проекта – 40 %, так как данные, которым нельзя верить – бесполезны. Пожертвовать же в какой-то мере можно, например, производительностью.
Как именно может быть полезен BI, рассказал Евгений Туткевич, заместитель председателя правления банка «Русский стандарт». Банк является самым крупным игроком в сфере потребительского кредитования, и его пример особенно интересен. Евгений Туткевич подчеркнул, как важна для управления рисками правильная сегментация клиентской базы, и насколько велика в этом роль BI. По его словам, благодаря BI стало очевидно, что далеко не всем клиентам нужно предлагать один и тот же продукт, и всего за три месяца после запуска нового BI-приложения в эксплуатацию просрочка по погашению кредитов сократилась с десяти до восьми процентов.
Вторая секция была посвящена уже не стратегическим вопросам BI, а практическому опыту ее внедрения. Им поделились компании из, как выразился Кирилл Лядов, «реального» (нефинансового) сектора – «Л’Этуаль и Сефора», «Эльдорадо», и «Атлант-М», являющиеся представителями отрасли розничной торговли, а также «на сладкое» был оставлен «слон» – «Вымелком». Как ни странно, ни о каких последствиях кризиса в рознице слов не прозвучало, напротив, все три докладчика были весьма довольны и оптимистичны. Николай Зайцев из «Л'Этуаль и Сефоры» рассказал о том, как BI помогает им справляться с мошенничеством и ловить нечистых на руку кассиров, Роман Зинченко из «Эльдорадо» гордится своим новшеством – BI Accelerator, позволяющем загружать данные из хранилища в оперативную память и обрабатывать их там, за счет чего скорость формирования отчетов значительно увеличивается, а Николай Багданович из «Атлант-М» главным фокусом доклада сделал управленческую отчетность и удобство использующихся инструментов ее визуализации.
«Вымпелком», завершавший своим докладом конференцию, известен как компания, обладающая самым большим в России хранилищем данных. Сергей Федечкин, заместитель директора по архитектуре систем управленческой информации и отчетности компании, рассказал для наглядности, что масса серверного комплекса – 12 тонн – равна весу двух слонов. В качестве примера окупаемости BI он привел тот факт, что за два месяца работы BI-системы в проекте запуска услуг широкополосного доступа к сети Интернет компания получила ее окупаемость в 65 %.
В общем, стержнем конференции стала идея, что туго придется скорее компаниям, BI не использующим, а BI-инициативы должны и будут жить… И в это хочется верить.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.