Перед началом учебного года аналитики компании Mail.ru в рамках проекта Hi-Tech Mail.Ru провели опрос посетителей своего портала об электронных устройствах, используемых при обучении. Опрос был онлайновым, для каждого вопроса разрешалось выбрать только один вариант ответа. Новостное сообщение о результатах исследования озаглавлено «40% россиян боятся новых технологий в учебе», но содержание его скорее оптимистическое — опасения, связанные с «образовательными гаджетами», по сравнению с прошлым годом снизились.
Еще в 2013 году новых технологий боялась почти половина респондентов — при том, что они представляли собой отнюдь не случайную выборку (человек, который зашел на страницу, посвященную высоким технологиям, и заполнил там онлайновый опрос, уже достаточно продвинут в техническом отношении). Из них 40% считали, что новые технологии снижают интерес к учебе, а еще 9% — что они негативно влияют на здоровье учащихся. В нынешнем году доля первых сократилась до 28,5%, и хотя доля вторых, наоборот, несколько подросла, в сумме те и другие составили даже не 40, а 39,84% всех опрошенных. Тех, кто видит в гаджетах нечто положительное, уже больше половины — 52,58% (в 2013 году их набралось 45%).
Списки самих «технологий» в опросах 2013 и 2014 года не совпадают, а лишь отчасти пересекаются, так что сравнить ответы нельзя. Сейчас на первом месте, причем с большим отрывом, стоят обычные бумажные учебники (44,6%) — они, конечно, не являются электронными гаджетами и не относятся к новым технологиям, но в учебе совершенно необходимы, — а электронные учебники набрали всего 6,84%. Год назад ни тех, ни других не было в списке технологий, но при ответе на вопрос о том, какие учебники они предпочитают — бумажные или электронные? — голоса респондентов разделились в пропорции 54/46. По мнению главного редактора Hi-Tech Mail.Ru Антона Спиридонова, стоит обратить внимание на популярность интерактивных досок, которые идут сразу вслед за смартфонами. Впрочем, в прошлогоднем опросе они не фигурировали вообще. Если говорить о совпадающих позициях, то практически все гаджеты сколько-то потеряли в популярности, причем планшеты «просели» чуть-чуть, смартфоны — в два с половиной раза, а графические планшеты — чуть ли не впятеро (их доля и до этого была невысока). Популярность ПК упала в два с лишним раза, — это соответствует общей тенденции, но отчасти может быть связано с терминологией: в 2013-м спрашивали о ноутбуках, в 2014-м — о ПК, а словосочетание «персональный компьютер» часто ошибочно ассоциируется исключительно с настольным (не портативным) устройством.
Оценка полезности при обучении разных типов приложений изменилась слабо: все колебания — в пределах 3%.
Чуть-чуть подрос процент пользователей, которые обновляют гаджеты (себе или детям – школьникам, студентам) именно к началу учебного года: в прошлом году их было 9%, в нынешнем — уже 11,3%.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.