16 июля в мультимедийном пресс-центре РИА «Новости» прошел круглый стол «Госуслуги: мифы и реалии», который был посвящен главным образом двум темам — общероссийскому порталу gosuslugi.ru и системе МФЦ — многофункциональных центров предоставления госуслуг. Запись мероприятия можно посмотреть на сайте РИА, а я попробую прокомментировать ситуацию с точки зрения собственного пользовательского опыта.

С МФЦ в моем случае все совсем просто: я переехала в свой нынешний район сравнительно незадолго до его открытия, и для меня это основная точка очного взаимодействия с властями. В некоторых учреждениях я успела побывать по разу или по два, а с тех пор не проверяла, присутствуют ли они на прежнем месте, — не было необходимости. Но и в МФЦ я бываю нечасто, поскольку при наличии выбора обычно предпочитаю онлайновую форму взаимодействия (по-видимому, это моя личная особенность). Естественно, я пользуюсь несколькими площадками, конкретно на едином общероссийском портале госуслуг (ПГУ) я зарегистрировалась около полутора лет назад.

Регистрация не доставила мне хлопот — поскольку время позволяло, я заполнила форму на сайте и дождалась письма. Сейчас начат проект по созданию сети из специализированных пунктов, где можно подтвердить свои данные и немедленно получить код активации, — к концу года их количество должно достигнуть 2000. Расширение возможностей регистрации — безусловно, важное дело, но зарегистрироваться нужно только однажды, а дальше встает вопрос, для чего можно использовать доступ. Я регистрировалась по более чем конкретному поводу — чтобы заказать новые загранпаспорта для себя и младшего сына. Штатным порядком эта услуга понадобится нам в следующий раз через десять лет. Что еще я могла бы сделать с помощью ПГУ?

Разработчики портала сами признают, что пользоваться им в нынешнем виде сложно: количество представленных там услуг огромно, но не все сведения соответствуют действительности и не все интерфейсы работоспособны. Это вина не столько самого портала, сколько сервисов «на той стороне» — изменения происходят постоянно, а информация обновляется с запозданием. Однако есть одна услуга, которая принадлежит самому порталу и действует всегда, — это авторизация по Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Она понадобилась мне для голосования на Интернет-выборах в Общественную палату; кроме того, я иногда посещаю сайт РОИ (Российская общественная инициатива), на котором пользователи также авторизуются через ПГУ. Но электронная демократия пока существует только в виде экспериментальных проектов, а услуга авторизации, как мне кажется, была бы полезна и на площадках, проработанных значительно серьезнее. Поясню это на примере сервисов ФНС.

Чтобы сделать портал более функциональным, разработчики сейчас пересматривают его интерфейс, стараясь обеспечить максимально быстрый и удобный доступ к самым востребованным услугам. В бета-версии нового интерфейса (она находится по адресу beta.gosuslugi.ru) услуг всего три, это проверка и (при наличии) оплата штрафов ГИБДД, налоговых задолженностей и судебных задолженностей. Машины у меня нет, под судом я не была, а вот недвижимое имущество (приватизированная квартира) имеется. Соответственно, последовательное нажатие на три кнопки показало, что перед ГИБДД и судебными приставами я чиста как стеклышко, а неуплаченный налог за мной числится, причем не только сам налог, но и пеня. Проверка, таким образом, сработала. «Оплата» же оказалась оффлайновой: при нажатии на соответствующую кнопку сформировалась квитанция в формате pdf, которую следовало скачать или получить по e-mail (я скачала), а затем распечатать и оплатить в банке или на почте. Но если онлайновой оплаты нет на ПГУ, это еще не значит, что ее нет нигде, — трудности с приемом электронных платежей в пользу государства постепенно преодолеваются, а до единого портала нововведения доходят не сразу. Поэтому я решила поискать другие способы погашения задолженности — и действительно нашла, хотя и не с первой попытки.

Заплатить непосредственно по квитанции в «Сбербанке-онлайн» мне не удалось — банк сообщил, что перевод по указанным реквизитам запрещен. Тогда я отправилась на сайт ФНС, где, как я помнила, для этой цели имелся удобный сервис «Узнай свою задолженность». Сервис оказался отключен, а взамен предлагалось либо воспользоваться Личным кабинетом налогоплательщика с отдельной регистрацией, либо перейти, опять-таки, на ПГУ (ссылка, естественно, указывала на старую — то есть основную — версию сервиса, которая сообщает сумму задолженности не иначе как после троекратного подтверждения, требует выбрать регион и не формирует квитанцию). Правда, на главной странице я нашла работающий сервис «Заплати налоги», которым в итоге и воспользовалась. Он потребовал от меня самостоятельно ввести адрес квартиры и указать сумму налога (пришлось округлить ее до рубля, так как копейки не вводились). Затем я выбрала из предъявленного мне списка доступных Интернет-банков «Сбербанк-онлайн», авторизовалась там — и тут-то перевод денег по «запрещенным» реквизитам волшебным образом произошел. А потом, задержавшись на сайте «Сбербанка-онлайн», я обнаружила там услугу «Поиск и оплата налогов ФНС» с вариантом «Поиск задолженности по ИНН плательщика». В следующий раз буду знать; как говорится, век живи — век учись (и, между прочим, дураком помрешь — еще через год все наверняка опять изменится).

Когда-нибудь — может быть, скоро, а может быть, не очень — онлайновая оплата задолженности, видимо, появится и на ПГУ. А если я прямо сейчас заполню онлайновую форму, потом зайду с паспортом в любую налоговую инспекцию и зарегистрируюсь в личном кабинете налогоплательщика, то получу полный комплект сервисов не только для расчетов с ФНС, но и для работы с налоговыми декларациями. Все замечательно, непонятно только одно — почему ФНС предлагает мне повторно регистрироваться в ЕСИА, где я уже зарегистрирована, — снова сообщать и подтверждать те же самые данные? Эта система как раз для того и создана, чтобы регистрироваться только однажды. Налоговая служба передает на ПГУ данные о моей задолженности, которые имею право видеть только я сама, следовательно, она доверяет моей авторизации там. (Для сравнения, на Портале госуслуг Москвы, где регистрация чисто онлайновая, без очного подтверждения, заплатить налог можно, а узнать сумму задолженности — нет). Почему нельзя авторизовать меня в кабинете налогоплательщика через единый портал, как при Интернет-голосовании? Если площадки доверяют друг другу с точки зрения электронного взаимодействия, то логично, чтобы и авторизация была сквозной. Добавить в окно авторизации ссылку «Войти с помощью» — самое простое преобразование, какое только можно себе представить, и оно определенно поможет уменьшить очереди в налоговых инспекциях.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.