Тема использования сервисов Web 2.0 для корпоративных нужд довольно популярна. Так, использованию целого ряда сервисов, в частности, Wiki-подобных сред, блогов и микроблогов, внутрикорпоративных социальных сетей была посвящена статья «Web 2.0 в корпорациях» (Intelligent Enterprise, №15/2008 г.). Однако вокруг этой темы столько спекуляций и маркетинговых заклинаний в попытке эксплуатировать «модные» тенденции, что даже одно только упоминание этого термина может вызвать раздражение. В результате намечается явная тенденция спада интереса к Web 2.0. Однако, кризис и его последствия могут способствовать тому, что некоторые сервисы Web 2.0 будут реально востребованы, в том числе и в корпоративном сегменте.
Это, прежде всего, относится к онлайновым наборам приложений, использование которых бесплатно при функциональности, вполне достаточной для создания и редактирования типичных офисных документов. В мире наиболее известны среди них Google Docs, ThinkFree Online и Zoho. Они существуют уже довольно давно, и у каждого за это время своя преданная армия поклонников. В интернете, в том числе русскоязычном, довольно легко найти сравнительное тестирование компонентов этой тройки. Однако в России наибольшую популярность приобрел сервис Google, прежде всего, благодаря возможности работы с низкоскоростными и нестабильными каналами связи. Не последнюю роль сыграли также русификация интерфейса и наличие средств проверки правописания на русском языке.
В самом скором будущем к этой тройке присоединится и продукт от Microsoft OfficeLive Workspace, который пока находится на стадии бета-тестирования, что, однако, не мешает пользоваться им. Хотя надо сказать, что функциональность Microsoft OfficeLive Workspace пока серьезно уступает лидерам, есть проблемы и с поддержкой разных программных платформ. Но сам факт того, что данный сегмент интересен крупным корпорациям, подтверждает, пусть и косвенно, важность этого инструмента.
В результате этих усилий уже сейчас вполне можно полноценно работать с документами, имея только лишь Web-бразуер. А значит, для создания рабочего места вполне достаточно клиента весьма скромной вычислительной мощности, достаточной для комфортной работы бразуера. Теоретически можно обойтись без ПК вообще, ну или весьма существенно продлить срок эксплуатации уже имеющихся, так как быстродействие приложений никак не зависит от его производительности. Таким образом, на сегодня это вполне реальный альтернативный способ сокращения затрат на клиентские места.
Плюс ко всему, использование онлайновых наборов приложений позволяет создать полностью распределенный офис. В результате можно организовать работу так, чтобы большая часть сотрудников выполняла свои обязанности в надомном режиме. Ну а это позволит существенно сократить место, занимаемое сотрудниками в офисе и снизить арендные платежи. И примеры тому уже есть.
Вместе с тем, есть и проблемы. Об одной из них уже вскользь упоминалось выше: зависимости от канала. Для России эта проблема весьма актуальна, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и их ближайших пригородов. Хотя решение от Google уже вполне работоспособно при низкоскоростном и нестабильном соединении. А вот проблема с обеспечением безопасности более серьезна. Защита паролем не является адекватной большинству угроз и прецеденты взлома аккаунтов того же Google, когда злоумышленники получали полный доступ к чужим документам, уже были зафиксированы. Как и факты использования виртуальных хранилищ файлов для передачи на сторону конфиденциальной информации. В результате в целом ряде компаний доступ к такого рода сервисам просто запрещен. Однако, если часть сотрудников компании никак не связана с обработкой конфиденциальных документов имеет смысл серьезно рассмотреть вопрос использования онлайновых наборов приложений.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.