Кто же не любит пожаловаться на жизнь? Кризис — чрезвычайно благодатный период для этого. Выступления на специализированных ИТ-мероприятиях полны бодрости и сдержанного оптимизма, зато в кулуарах все жалуются всем, скромно умалчивая про новые возможности, благодаря этому кризису полученные. Общеизвестно, что финансово‑экономическая ситуация удручающая, а прогнозы ее развития и вовсе ужасны. Кризис для нас удивителен и поразителен, прямо как снег на голову. Для нас происходящее в новинку: ничего подобного раньше не случалось, аналогии с 1998 годом верны лишь отчасти, тогда были несколько другие причины и следствия. На Западе всё иначе — у них есть кризисный опыт и развитый антикризисный менеджмент.
Выступая на конференции ARIS Process Day, директор департамента управленческого и финансового консалтинга «IDS Scheer Россия» Виктория Коняхина напомнила, что в 2001 году более 250 американских компаний с общей стоимостью активов, превышающей 255 миллиардов долларов, потерпели полный крах. Через год из сотни лучших, кому удалось выжить в 2001‑м, более 25% компаний потеряли как минимум 66% своей рыночной стоимости. Странно, но конца света при этом не случилось. Виктория Коняхина рассказала о взглядах британских исследователей Майерса и Холуши, которые выделили семь преимуществ кризисной ситуации, проиллюстрировав их примерами успешного преодоления кризиса такими компаниями, как Chrysler, Procter&Gamble, Coca-Cola, General Motors, Levies и другие. По мнению Майерса и Холуши кризис дает следующие преимущества:
- рождение героев;
- ускорение процессов внутриорганизационных изменений;
- признание проблем и поиск их решения;
- оптимальное перераспределение кадрового потенциала в процессе изменений;
- реализация новых революционных стратегий;
- ориентация на системы раннего предупреждения в будущем;
- новые конкурентные преимущества после кризиса.
Взглянув на этот список, можно сделать вывод, что антикризисные меры не должны сводиться к сокращению затрат и увольнению сотрудников.
Виктория Коняхина провела аналогию между оказавшейся в ситуации кризиса компанией и тяжело заболевшим человеком: и в первом и во втором случае больше всего времени уходит на осознание случившегося и принятие происходящего как данности. Когда же осознание наконец приходит, становится ясно, что лозунг «оптимизируй!» интереснее призыва «сворачивайся!». И полезнее не бросать в панике то, за что так долго боролись, а попытаться посмотреть на свои достижения по‑новому, произвести инвентаризацию накопленного и постараться понять, что из имеющегося пригодится в изменившихся условиях, а от чего лучше сразу и без сожаления избавиться. Пример с ИТ здесь очень показателен: вчера мы говорили, что ИТ — это наше всё, что специалистов в этой области не хватает, что мы не успеваем осваивать ИТ-бюджеты, что недостаточно мощностей для реализации всех запланированных проектов. Сегодня ИТ-бюджеты секвестрируются, штаты сокращаются, проекты замораживаются. Каковы окажутся масштабы и характер последствий — непонятно, потому что предсказать, что будет через несколько месяцев, сейчас практически невозможно. Инвестиции в ИТ в целом характеризуются низкой рентабельностью, кризис же вообще может свести ее к нулю.
Означает ли это, что новые информационные технологии окончательно перейдут в разряд излишеств? Нет, просто приступая к решению задач в области ИТ, мы уже не будем забывать семь раз отмерить. И это — восьмое преимущество кризиса.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.