Компания IBM, похоже, концентрирует усилия на тех направлениях управления данными, которые имеют явный бизнес-контекст, уже частично освоены ведущими производителями прикладных систем, но дальнейшее совершенствование которых связано с наличием значительного опыта в построении инновационных инфраструктурных решений.
Очень непросто говорить об итогах развития компаний, деятельность которых связана если не со всеми, то, по крайней мере, с подавляющим большинством присутствующих на рынке направлений автоматизации. Попытки анализа иногда подталкивают к, в общем-то, бессмысленному выводу о том, что в результате деятельности за последние год-два удалось создать концепции, связывающие всю корпоративную информацию в контексте стратегических и оперативных бизнес-задач, сформировать пресловутое единое информационное пространство, воплотить эти идеи в коммерческих продуктах, интегрировать их между собой и наконец предложить их бизнесу любого масштаба и отраслевой направленности. Подобные трудности в интерпретации, естественно, в полной мере относятся к попыткам подытожить деятельность IBM – самой крупной компьютерной компании в мире.
Конечно, можно постараться обратить внимание на анонсирование новых подходов и конкретных продуктов, которые каждая компания (в том числе и IBM) представляет на своих ежегодных глобальных форумах, и тут круг вопросов несколько сужается. Анонсировать официально можно лишь то, что реально выпущено за истекший срок и обладает явной новизной. Все направления анонсами охватить невозможно, и поэтому речь всегда идет о приоритетах.
На прошедшей в октябре ежегодной конференции IBM Information On Demand 2008, посвященной исключительно программных решениям этой компании, новых объявлений было сделано уж не так много (по крайней мере, имея в виду огромнейший арсенал программных решений этой компании), и, следовательно, оттолкнуться есть от чего.
Напомним, что общие концепции развития систем обработки корпоративной информации существуют практически у каждой крупной компании, но, пожалуй, именно IBM’овская Information On Demand в большей степени смещена в сторону работы с данными. И, соответственно, она в меньшей степени касается прикладной логики их обработки, чем это читается в концепциях некоторых других крупнейших вендоров на рынке корпоративного ПО.
Оно и понятно, потому что, как известно, прикладными системами IBM занималась в меньшей степени. Но с другой стороны само понятие прикладного функционала за последние годы в известной степени трансформировалось. Развитие идеи композитных приложений, как известно, постепенно подтягивает программную инфраструктуру к прикладным системам, позволяя все шире задействовать такие направления как Business Intelligence, системы управления контентом, системы электронного взаимодействия и, наконец, пресловутую концепцию Web 2.0 в качестве неотъемлемых компонентов общего информационного пространства корпоративного управления. Соответственно, труднее становится говорить о взаимооднозначной связи «информационный ресурс – корпоративное приложение», которая очень четко просматривалась ранее. С одной стороны приложения могут «набираться» из отдельных сервисов, либо интегрироваться между собой с помощью небезызвестных интеграционных платформ. В любом случае речь идет о новом качестве логики работы получающегося симбиоза, нежели сумма функций составляющих систему компонентов. Данная тема интеграции и «компонентизации» прикладных систем сейчас разрабатывается многими ИТ-компаниями, том числе и IBM. Она широко пропагандируется и уже неплохо известна.
С другой стороны единый ресурс корпоративной информации, порождаемый разными системами – это тоже симбиоз. И ценность этого ресурса несоизмеримо больше ценности составляющих его элементов. Правильный подход к его использованию – это тоже сверхзадача, которой, как ни странно, пока уделяется меньше внимания, чем интеграции логики систем. И как раз на это, похоже и в большей степени сфокусированы нынешние инициативы IBM.
Развиваются они, надо полагать, вполне планомерно, и создается впечатление, что на сегодня в первую очередь IBM стремится отвоевать себе те плацдармы, где речь идет о преобразовании и систематизации самих данных (а не о логики их обработки), где требуется очень серьезный арсенал инфраструктурных решений и при этом за сложностью подходов не теряется бизнес-контекст данных. Надо сказать, что таких потенциальных плацдармов пока в бизнесе не так то много, но они очень важны.
Хорошим примером здесь служит объявление на Information On Demand 2008 о выходе продукта Infosphere Traceability Server. Будучи формально инфраструктурным решением в сфере сбора данных и управления их распространением, Traceability Server все же стоит существенно ближе к прикладным решениям, чем это можно было бы ожидать согласно классическим представлениям. Более конкретно оно связано с проблемой прослеживаемости товаров и его компонентов по серийным номерам и ориентировано на такие отрасли как фармацевтика, транспорт и логистика, также FMCG. В этих отраслях данное решение и проходило апробацию, предоставляя заказчику, судя по представленным на Information On Demand 2008 докладам, наиболее тонкие и при этом необходимые нюансы функционала, которые отсутствуют или недостаточно сильны в таких широко применяемых данными отраслями прикладных решениях как управление цепочками поставок, мониторинг производственных процессов или управление качеством. Может быть, по настоящему вырваться вперед со свом решением IBM удастся тогда, когда такие технологии «физической» идентификации товара как RFID и двумерные штрих-коды получат более широкое распространение.
Еще один примечательный момент состоит в том, что одним из четырех направлений, объединенных общим брэндом Infoshere, продвигаемым IBM в виде набора решений по оптимизации работы с данными в конкретном бизнес-контексте, является направление, связанное с управлением мастер-данными. Решения класса MDM (Master Data Management), о которых на Information On Demand 2008 говорили очень много, сейчас уже весьма популярны, в том числе и на российском рынке, однако нюанс состоит в том, что они традиционно относились к сфере влияния прикладных систем.
Анонсированные на конференции новинки можно перечислять далее, и относятся они к таким областям как управление неструктурированным контентом, бизнес-аналитика, базы данных реального времени, методические наработки в области построения отраслевых моделей и некоторые другие. Если внимательно присмотреться к ним, то большинство представленных новинок можно тоже отнести к инновациям в области управления данными. Причем сфокусированы они на тех направлениях, которые концептуально, может быть, больше подошли бы производителям прикладных систем, которые ими действительно занимаются (например, решениями класса MDM). Однако авторитет, опыт и экспертиза именно в построении мощной программной инфраструктуры в ряде случаев может сыграть и решающую роль.
И, чтобы сделать картину более привычной и наглядной для современного корпоративного пользователя, очень большое количество сообщений было сделано о том, как новые решения вписываются в жесткий контекст работы с транзакциями системы SAP ERP, производитель которой, компаний SAP, была выбрана в качестве так называемого бриллиантового спонсора конференции Information On Demand 2008.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.