В последние два года одной из тем, которые широко освещаются в рамках мероприятий «Инфофорума», стали вопросы, связанные с импортозамещением. Не стал исключением и «Инфофорум-2016», где эта тема обсуждалась применительно к созданию, развитию и использованию сетей связи.
Не нужно долго говорить, почему и зачем требуется защищать каналы связи и поддерживать их бесперебойное функционирование. Для каждой страны это безо всяких преувеличений вопрос национальной безопасности. Так что в некоторых сегментах, таких, например, как криптографическая защита информации с наиболее высокими уровнями сертификации на отсутствие недекларируемых возможностей КАА1 и КАА2, использование любых иностранных компонентов, в том числе аппаратных, не допускается. И эта же практика применяется во всех странах, имеющих собственное производство необходимых для решения данной задачи электронных компонентов.
Но тем не менее на продукцию российских компаний приходится лишь 14% от общего объема рынка телекоммуникационного оборудования. А полностью российские разработки занимают лишь 1% рынка, причем все они идут лишь на нужды Рособоронзаказа. Для гражданских заказчиков эти решения практически недоступны. Остальные 13% рынка представлены продуктами локализованной в России сборки все того же зарубежного оборудования, в лучшем случае слегка доработанного. Но при этом оно, как правило, является еще и устаревшим просто в силу того, что сама процедура локализации сборки занимает время, в течение которого иностранный вендор успевает выпустить новую модель, а иногда и не одну.
Не секрет, что оборудование некоторых зарубежных поставщиков содержит так называемые закладки, которые могут использовать спецслужбы. В первую очередь в этом контексте вспоминают об агентстве национальной безопасности США, специализирующемся на электронной разведке и контрразведке. Но такого рода практика характерна и для аналогичных ведомств других стран. Да и те же американские закладки могут воспроизводиться при, деликатно выражаясь, не вполне лицензионном копировании распространенных на рынке моделей.
Да в политике иностранных вендоров и помимо закладок есть моменты, которые могут доставить серьезные проблемы. Так, например, целый ряд компаний разрешает осуществлять процедуры исключительно своим головным сервисным подразделениям. Это означает, что если «упал» канал связи из-за сбоя магистрального маршрутизатора, то провести его диагностику может только сервисный инженер из штаб-квартиры компании. Если, скажем, авария произошла в рабочее время в Центральной России, то на Западном побережье США рабочий день еще не начался, а на юго-востоке Китая он уже закончился; следовательно, устранения инцидента, возможно, придется ждать и полсуток.
И наконец, чем больше поставщиков на рынке, тем сильнее конкуренция и ниже конечная стоимость оборудования. Ведь, как неоднократно подчеркивал модератор, заместитель руководителя Федерального агентства связи Роман Шередин, закрывать отечественный рынок для зарубежного оборудования никто не стремится. Тем более, что оказавшись в привилегированных условиях, российские вендоры тоже могут воспользоваться своим монополизмом, устанавливая, например, высокие цены на свою продукцию. Помимо этого отсутствие конкуренции может усилить технологическое отставание и снизить конкурентоспособность на мировом рынке. И в этом тоже нет ничего хорошего.