Организационные перемены в отрасли уже активно идут, а значит, реформа действительно предстоит, и будет она серьезной и непростой. В подобных ситуациях на первый план выходит возможность прогнозировать развитие ситуации на основе текущих факторов, причем не только тех, что непосредственно относятся к сфере здравоохранения. И помочь в этом может опыт, который предложен отраслью, на первый взгляд далекой от здравоохранения.
В конце прошлого года в Москве прошел Teradata Forum — мероприятие, посвященное актуальным проблемам сбора, хранения и использования информации. Форум организовала компания Teradata — авторитетный мировой производитель и поставщик решений для множества отраслей экономики. На это собрание съехалось большое количество участников, специализирующихся в том числе на анализе данных в отдельных отраслях. Одним из них был Дэвид Виггин, директор Teradata по управлению программами в области здравоохранения. Обычно выступления топ-менеджеров такого уровня сводятся к анализу тех решений, что предлагает только их компания. Виггин изменил традиции, проанализировав общее положение дел в здравоохранении, и этот опыт может оказаться весьма полезным для руководителей отрасли в России.
В качестве базового подхода Дэвид Виггин предложил Tripple Aim — концепцию, разработанную в IHI (Institute for Healthcare Improvement), одном из ведущих независимых институтов США, занимающемся проблемами здравоохранения.
Принципы, которые лежат в основе Tripple Aim, просты. Прежде всего — высокое качество, своевременность, безопасность и доступность медицинских услуг, их фокусировка на медицинском обслуживании конкретного человека. При этом данная концепция предполагает повышение уровня здравоохранения в целом, что в свою очередь должно способствовать таким факторам, как рост продолжительности и качества жизни, противодействие распространению заболеваний и эффективность борьбы с эпидемиями. Наконец, третья составляющая подхода Tripple Aim — сокращение расходов на здравоохранение. Здесь имеются в виду не только расходы бюджетов разных уровней, но и затраты на каждого гражданина, в том числе операционные.
Нынешняя ситуация такова, что затраты на поддержание здоровья растут, но ведь постоянно наращивать их невозможно. Тут не действует принцип «чем дороже, тем лучше». Наоборот, чем лучше здравоохранение, тем меньшими должны быть расходы на него, как выделяемые государством, так и оплачиваемые каждым членом общества. Безусловно, данный принцип верен, только если при этом удается обеспечить повышение качества медицинских услуг и уровня использования современных медицинских технологий.
Если посмотреть на общие оценки положения дел в России, то нельзя не отметить увеличения средней продолжительности жизни в стране в последние годы. Это, конечно, позитивная новость, но для достигнутого уровня ВВП на душу населения данный показатель еще недостаточен. В этом отношении мы отстаем от стран, имеющих сходный с Россией уровень развития экономики. К слову, Россия здесь не одинока. В таком же положении находятся и США, при всей мощи системы здравоохранения в этой стране.
Дэвид Виггин ссылается на исследование, проведенное Институтом здравоохранения американского штата Висконсин. Его специалисты выделяют четыре фактора, оказывающих непосредственное влияние на продолжительность жизни: образ жизни населения, качество медицинских услуг или уровень клинического ухода за больными, социальные и экономические параметры и, наконец, состояние окружающей среды. Как видим, развитие только лишь системы здравоохранения хотя и имеет большое значение, не является единственным фактором влияния на увеличение продолжительности жизни людей.
Между этими факторами (особенно если говорить об образе жизни) и причинами смертей, которые называет Всемирная организация здравоохранения, существует прямая зависимость. Среди этих причин — и повышенное давление, и курение, и физическая пассивность, и алкоголизм, и высокий уровень сахара в крови, и много чего ещё. Большинства этих угроз можно избежать, если, с одной стороны, люди сумеют изменить свой образ жизни, а с другой –будет улучшена экономическая и экологическая обстановка.
Существует и еще одно исследование, на результаты которого стоит обратить самое пристальное внимание. На этот раз информация прямо касается положения дел, сложившегося в России. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, из 32 стран Европы мы относимся к лидерам по употреблению алкоголя и являемся абсолютным лидером по числу курящих. Таким образом, Россия — страна с одной из худших ситуаций в этой области.
Между тем с точки зрения экономики положение России не такое уж и плохое. ВВП в нашей стране на душу населения превышает 10 тыс. долл. в год, при том что смертность за этот же период составляет около 2 млн человек. Это не самые низкие показатели в мире. Но если продлить продолжительность жизни всех умерших за год хотя бы на месяц, это могло бы увеличить ВВП страны более чем на 2 млрд долл. Закономерен вопрос: насколько были бы оправданы инвестиции, скажем, в размере 100 млн долл. с целью увеличения продолжительности жизни хотя бы на тот же месяц? Инвестиции в здравоохранение не только помогут улучшить здоровье граждан, но и окажут прямое влияние на экономические показатели всей страны.
Концепция, представленная Дэвидом Виггином, интересна, если задаться выбором путей реформирования здравоохранения. Можно, опираясь только на статистические данные, строить реформы, стремясь улучшить отдельные показатели. Но возможен и альтернативный подход, опирающийся на системный анализ, который позволит не статистику улучшать, а добиваться качественных изменений. В таком анализе должны учитываться многие факторы, в том числе и исторические, что в свою очередь позволит выделить те меры (ментальные, культурные и экономические), которые окажутся эффективными в условиях той или иной страны. Именно поэтому при реформировании здравоохранения в первую очередь необходимо обращать внимание на формирование и использование данных. И неважно, имеют ли они прямое отношение к сфере здравоохранения или нет.
В странах с развитой экономикой существуют два источника данных, широко используемых в анализе. Первый — это те данные, которые связаны с экономикой здравоохранения; их собирают компании, занимающиеся медицинским страхованием. И второй источник — клиническая информация по каждому пациенту, собираемая учреждениями здравоохранения. Эти данные собираются уже много лет и доступны исследователям. Более того, в большинстве своем они переведены в электронный вид, что существенно облегчает их обработку.
Если экономические данные позволяют проанализировать финансовую сторону проблемы, то клинические дают возможность взглянуть на проблему с точки зрения медицины — методик диагностики и лечения, применения лекарственных препаратов, лечебных процедур и т. п. При этом, конечно, должны учитываться стандарты здравоохранения, существующие в разных странах и подчас не совпадающие друг с другом. Более того, здесь же следует анализировать и информацию, связанную с работой медицинского персонала: как осуществляются диспансеризация, как ведётся прием больных, строится беседа с пациентом, какую информацию получает от него врач.
В итоге формируется несколько блоков данных, позволяющих составить комплексное видение проблемы. Правда, анализировать их нужно не просто в совокупности. Речь идет об анализе зависимостей между отдельными составляющими нескольких комплексов — в России такая методика применяется пока совсем не часто. Ниточек, связывающих отдельные блоки этих комплексов, может оказаться множество, и каждая из них может стать определяющей. Подобные задачи успешно решаются с применением технологий Teradata в Федеральном центре координации программ Medicare и Medicaid Министерства здравоохранения и социальных служб США, а также на региональном уровне в департаментах здравоохранения штатов Мичиган, Нью-Йорк, Иллинойс, Миннесота и Юта. Национальная ассоциация фондов обязательного медицинского страхования Германии также весьма успешно решает целый ряд задач управления здравоохранением и фармацевтическим рынком, в том числе осуществляет расчет справочных цен на лекарства.
Как было принято решение о реформе здравоохранения в Москве, которая может стать своеобразной матрицей для других регионов России? Как проанализировано текущее положение дел? Как разрабатывались конкретные меры? Было бы хорошо, если бы в подходах к реформированию здравоохранения был учтен всесторонний анализ этих вопросов, равно как и зарубежный (причем совсем недавний!) опыт. Этому следует уделить максимум внимания — тем более что есть еще и время, и возможности для использования того багажа знаний, который накоплен другими странами.