Причем в ряде случаев почти ничего не нужно дополнительно внедрять. А в качестве главного поставщика данных выступает камера видеонаблюдения. Конечно, тут подойдет далеко не всякое устройство, нужна современная система, которые уже получили довольно широкое распространение. И чем новее система видеонаблюдения, тем больше шансов на то, что всё необходимое в ней уже есть. Именно об этом нам рассказал Андерс Кьелльберг, руководитель отдела международных продаж шведской компании Cognimatics.
Данная компания является разработчиком ПО. Причем программы эти устанавливаются непосредственно в камеры, например, производства Axis Communications, которые оснащены вычислительными ресурсами вполне приличной мощности, сопоставимой с современными ПК. В камере же могут храниться данные, причем за весьма продолжительное время. Так что сервер для хранения и обработки информации не нужен, эти функции выполняет камера. Для доступа к данным можно применять любое устройство, позволяющее запустить более-менее функциональный Web-бразуер, — ПК, планшет, телевизор, смартфон. Помимо этого информацию с камер можно без проблем импортировать в табличный процессор или ПО автоматизации бизнеса.
Эти системы внедрены на множестве предприятий, как правило небольших: в несетевых магазинах, в аптеках, в кафе и ресторанах. Хотя есть и крупные заказчики, такие как международная сеть ИКЕА.
Вот вроде бы простая задача: подсчитать количество посетителей магазина (аптеки, кафе и т. п.) и определить, как число вошедших соотносится с количеством тех, кто что-то купил. А в идеале — иметь картину, как меняется поток посетителей в разное время и в разные дни. Задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд. Но она легко решается с помощью систем видеоаналитики. Подсчёт количества зашедших в помещение — функция давно известная наряду с распознаванием номеров. Ошибки, конечно, возможны, но их уровень ничтожно мал. Это зрелая технология, которая существует и развивается уже больше десяти лет.
Cognimatics решила пойти дальше. Ее системы научились анализировать поведение покупателей не на входе, а уже непосредственно в помещении, причем отделяя посетителей от персонала. Например, для анализа длины очереди. Не нужно долго распространяться о том, что покупатели не любят стоять в очередях, да и владельцы не заинтересованы в том, чтобы обслуживание посетителя продолжалось слишком долго. И программы позволяют объективно оценить, сколько времени покупатель стоит в очереди и как быстро (или медленно) его обслуживают.
Данные, которые собирает аналитическая система, могут отображаться как в виде цифр, так и в виде графика за тот или иной период. Это позволяет оперативно регулировать количество персонала в зависимости от числа покупателей. Перед владельцами и менеджерами всегда стоит дилемма: с одной стороны, рабочее время в развитых странах стоит дорого, но с другой, если персонала мало, а покупателей много, неизбежно растет время обслуживания и велик риск потери клиента, который просто «проголосует ногами» за конкурента, где очереди нет. С помощью специального ПО данную дилемму можно решить. Равно как и с довольно высокой точностью предсказывать время, когда покупателей будет много, а когда мало.
Становится также видно, когда посетителей нет совсем и открывать магазин вовсе нецелесообразно. Зато, может быть, имеет смысл позже закрывать, поскольку в позднее время потенциальных покупателей много. Это тоже повышает выручку предприятия.
ИКЕА пошла еще дальше: ее менеджеры выявили закономерность между погодой и количеством посетителей. Оказалось, что в ненастные дни число желающих зайти в магазин ИКЕА в среднем вдвое выше, чем в погожие. В итоге было принято решение уменьшать количество персонала на время хорошей погоды.
ПО Cognimatics позволяет отслеживать и маршруты движения покупателей, причем, при необходимости, с делением по полу и возрастным группам. Эту информацию также можно использовать для планирования выкладки товара. Данная функция становится все более востребованной, и не только крупными ритейлерами.