Реализация этого проекта началась с Зеленодольского района республики. При этом было охвачено 12 школ и 19 учреждений дополнительного образования с более чем десятью тысячами учащихся. Проект реализуется республиканским Министерством образования и науки при активном участии (в том числе финансовом) банка «Ак Барс», который выступил в качестве эмитента карт, и платежной системы MasterCard. Всего затраты на эти работы составили 10 миллионов рублей.
Надо отметить, что попытки внедрения карт в повседневную жизнь школьников предпринимались в республике и раньше. Так, в 2010 году началась реализация проекта в казанских школах. В первую очередь была внедрена система оплаты питания с помощью платежных карт. К настоящему времени более чем в 35 школах карты применяют и в качестве пропусков, а еще в двух – для учета выданных в библиотеке книг. Всего в Казани эмитировано около ста тысяч карт.
Как подчеркнул 1-й заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов, проект, который стартовал в 2014 году, является беспрецедентным по масштабам и функциональности не только в пределах республики, но и во всей Российской Федерации. Кроме того, важнейшей его функцией является обучение детей использованию платежных карт с самого раннего возраста. Это будет способствовать повышению финансовой грамотности не только самих школьников, но и их родителей. На это обратила внимание вице-президент MaterCard в России Галина Ганеева.
Есть опыт внедрения мультисервисных карт и у банка «Ак Барс». Это, как отметил директор Департамента розничного бизнеса банка Марат Ганеев, кампусные карты Приволжской государственной академии физкультуры, спорта и туризма, которые используются в качестве пропусков в учебные корпуса и общежития, а также в качестве «продвинутых» читательских билетов. Параллельно идут работы по проекту карты-абонемента для посетителей стадиона «Казань-Арена». Помимо этого накоплен солидный опыт в использовании карт в качестве замены пропусков для систем управления доступом и его контроля на различных предприятиях, а также для записи электронных билетов.
«Карта школьника» является мультисервисной и оснащена бесконтактными технологиями PayPass и NFC. Дошкольники и учащиеся младших классов вместо карт получили специальные браслеты. Это сделано для того, чтобы сократить потерю карт, которая не превысила расчетный показатель в 10%. Браслеты очень яркие, что делает их заметными и также способствует тому, чтобы их как можно реже теряли. Как карты, так и браслеты являются именными, так что их использование посторонними лицами практически исключено. Все эти средства бесплатны; мало того, на пилотной фазе не требуется оплата и за восстановление утерянных карт, хотя в дальнейшем оплачивать это все-таки придется.
Данная карта может выступать не только как средство оплаты, но и в качестве пропуска и билета на городской транспорт, так как оснащена соответствующим приложением. Помимо школьников Зеленодольска транспортные карты, получили также учащиеся Казани, Альметьевска, Набережных Челнов, Нижнекамска.
Использование карты в качестве пропуска и проездного билета реализовано по бесконтактной технологии; благодаря этому проходная или вход в транспортное средство не становятся «бутылочным горлышком», что довольно часто приводило к массе сложностей и неудобств при использовании традиционных турникетов и контактных карт. В итоге от данной функции нередко отказывались, так как издержки, например участившиеся опоздания на уроки, превышали положительный эффект. При этом отмечается время входа ученика в школу и выхода из неё, что фиксируется в электронном журнале и об этом оповещаются родители. По словам исполнительного директора Центра информационных технологий Татьяны Камалетдиновой, а именно эта компания вела работы по проекту, бесконтактный «инновационный привратник» имеет существенно более низкую стоимость, чем привычные системы контроля.
Карты используются также для фиксации посещения занятий в учреждениях дополнительного образования. Для этого кружки и секции оснастили планшетами с поддержкой технологии NFC. В таком качестве выбраны планшеты Acer на платформах Android и Windows. Выбор оборудования вызвал определенные трудности, обусловленные тем, что время жизни планшета на платформе Android часто оказывается меньше, чем требуется на проведение тендерной процедуры в рамках действующего законодательства. Да и в целом устройств с поддержкой технологии NFC на рынке не так уж много.
«Карта школьника» является полноценным платежным средством. С ее помощью можно расплачиваться не только за школьные завтраки и обеды, но и за любые товары и услуги — естественно, если в данном учреждении принимаются банковские карты. А вот возможность покупки табачных изделий и алкоголя при этом заблокирована,.
Пополнять карту могут родители. Для этого можно использовать инфоматы, установленные в фойе школ, банкоматы. В том случае если сумма окажется меньше стоимости оплаты питания за два дня, родители или опекуны автоматически оповещаются через SMS или push. Помимо этого родители (или опекуны) получают сообщения о любых снятиях денежных средств с карты и о произведенных с ее помощью покупках. Баланс карты можно проверить на портале муниципальных услуг. Там же есть информация о меню в школьных столовых. Для держателей карт банка «Ак Барс» есть возможность настроить автопополнение карты (через банкоматы банка либо с помощью онлайнового сервиса).
В период летних каникул, когда велись работы по данному проекту, количество инфоматов было существенно увеличено. Как отметила заместитель директора МБОУ «Лицей № 1» г. Зеленодольска Алсу Вафина, на старте проекта многие родители высказывали серьезные опасения по поводу того, что на весь довольно большой город (в Зеленодольске проживает более 100 тысяч человек) было всего несколько таких устройств. Но к началу 2014/2015 учебного года инфоматы были установлены уже в каждой школе Зеленодольска. Кроме того, карту можно пополнить в любом банкомате города
Отказов родителей и опекунов от использования карт отмечено не было. Хотя в ряде случаев пришлось идти на уступки. Например, родители были против того, чтобы размещать фотографии их детей на картах. Или хотели, чтобы девочек фотографировали только в платках. Но такие случаи были единичными. Многих родителей, считавших, скажем так, что получение карты идет вразрез с их убеждениями, удалось уговорить. Однако и такие сомнения высказывались совсем не часто. Например, в лицее №1, где числится 1200 учеников, подобный случай, как вспоминает Алсу Вафина, был всего один.
В том, что результаты пилотного проекта будут признаны удачными, остается мало сомнений. Использование «Школьной карты» позволило решить массу сложностей как учителям, так и родителям. Так что с очень большой вероятностью проект получит свое продолжение и распространится по всей Республике Татарстан.