Не секрет, что сфера, определяемая сегодня как Бизнес-аналитика является очень мощным направлением корпоративной автоматизации, и в его составе давно сформировались самостоятельные подобласти, развивающиеся по сути совершенно автономно. В качестве примеров можно привести оперативную и прогнозную аналитику, объединенные единым зонтичным термином Business Intelligence. При этом связанные с их применением цели, методики, а также инструменты обработки информации имеют мало что общего между собой.
С недавних пор специалисты стали все чаще говорить о так называемой визуальной аналитике (Visual Analytics). Понятно, что визуализация так или иначе должна быть связана с возможностями решений, на что в той или иной степени делаю акцент многие поставщики информационных систем. Однако основной акцент в данном случае все же методологический.
Недавно компания SAS провела специальный семинар, посвященный проблеме Visual Analytics, и это, похоже, одно из очень немногих событий на российском рынке, специально посвященное данному вопросу. По сути, речь шла о некой лучшей практике визуальной подачи результатов аналитических вычислений, которая не всегда совпадает с практикой реальной, когда богатые графические возможности современных информационных систем пользователи пытаются использовать по максимуму. В результате часто получаются графики, в которых насыщенность визуальными эффектами отвлекает специалистов от восприятия информации по существу.
В общем подобные, казалось бы, второстепенные акценты по меньшей мере говорят о некой зрелости рынка. Иными словами на подобные вещи можно обращать внимание лишь тогда, когда бизнес-анализ посредством ИТ-систем становится ежедневной практикой, которая в свою очередь требуют детальной проработки нюансов, еще вчера казавшихся малозначимыми.
Ровно полтора года назад Intelligent Enterprise, по традиции посвящая январский номер наиболее важным мировым тенденциям в сфере корпоративной автоматизации в разделе, посвященном бизнес-аналитике, отметил подобласть Visual Analytics по сути как направление эргономики. В то время западная пресса весьма активно писала о визуальной аналитике именно в этом ключе. Оказалось, что этому вопросу были посвящены весьма серьезные прикладные исследования, и на самом деле вопрос не ограничивается общими рекомендациями сильно не увлекаться визуальными эффектами в представлении аналитической информации.
Как минимум, речь уже идет об отраслевых методиках, использующих экспериментально доказанные факты о том, что, скажем, оптимальное визуальное представление для маркетологов может в среднем отличаться от такового, если мы говорим о специалистах, занимающихся решением технических проблем.
Разработки в области оптимизации GUI, сопряженного с оперативной аналитикой, где ключевым фактором часто является минимальное время, затрачиваемое на принятие решений в отношении большого числа сравнительно простых задач, могут существенно отличаться (и на самом деле сильно отличаются) от решения тех же задач создания пользовательского интерфейса, когда мы говорим, например, о прогнозной аналитике. В последнем случае мы зачастую имеем устоявшиеся типы визуального представления информации под каждый исследовательский метод. И при этом далеко не все из них интуитивно понятны, к чему мы привыкли, смотря на столбики диаграмм.
Стоит, конечно, сказать, что многие аналитические приложения являются все-таки инструментом аналитиков-профессионалов, весьма глубоко знакомых с математическим аппаратом. Но в таком случае не удастся обойти пресловутую проблему бизнеса и ИТ. Ведь визуализация – это по сути самый верхний уровень обработки информации в любой аналитической программе, какие бы ложные алгоритмы процессинга данных за ней не стояли бы.
По мере роста интереса к «Большим данным» и соответственно к Advanced Analytics этот аспект визуальной аналитики все равно встанет, как говориться, в полный рост. Но даже если оставить этот вопрос в стороне как актуальный только на перспективу и пока отчасти академичный, проблем все равно хватает. Вопросы Visual Analytics стоят тем острее, чем большее разнообразие клиентских устройств доступа к информации мы имеем в бизнесе, и чем более критично для бизнеса использование каждого из форм-факторов. Совершенно ясно, что та эргономика визуальных интерфейсов, которая годами разрабатывалась и тестировалась на десктопах, лишь со многими оговорками подходит для планшетных компьютеров и однозначно не подходит для смартфонов. А ведь именно использование этих устройств, как известно, становится все более критичным при выстраивании процессов принятия оперативных решений. Конечно, в этом случае все производители решений идут по пути формирования более лаконичных решений в области GUI, но пресловутые красная и зеленая кнопки тут тоже подойдут далеко не всегда. И, наконец, еще одно направление развитие Visual Analytics формируется в тесном сопряжении с такими концепциями как Smart City или Интернет вещей (Internet of Things – IoT). Смысл в том, что общество получает возможность непрерывно измерять все большее количество параметров самых различных объектов в любой сфере применения ИТ – от консьюмерской до корпоративной. Массовое применение глобального геопозиционирования различных объектов (как статичных, так и перемещающихся) стало, как известно, повседневной практикой. На очереди видеонаблюдение с возможностью распознавания, «умная одежда», детальный подсчет и контроль перемещения покупателей в гипермаркетах и иных местах массового скопления людей и пр. В этом случае визуализация аналитической информации будет развиваться (и уже развивается) в тесной привязке к тому или иному объекту или, если точнее, к его виртуальной модели. Одни их примеров тесной ассоциации этих тенденций мы наблюдаем на примере тесной связи трех ИТ-направлений: геолокация – геоаналитика – картографический интерфейс. В дальнейшем таких устойчивых связок окажется значительно больше и соответственно в виде подосновы графического интерфейса сможет помимо карты местности выступать широкий набор объектов, будь то виртуальная модель офиса, промышленного оборудования или, скажем, человеческого тела. База для развития этого направления Visual Analytics уже активно создается.