Превращение Москвы в город не только умный, но и безопасный в прошлом году не раз обсуждалось публично.
Ярким событием стал Второй урбанистический форум, прошедший в столице в начале декабря, в основном благодаря множеству приглашенных европейских экспертов-урбанистов. Они говорили преимущественно об опыте уже накопленном, о задачах, уже решенных. Чиновники же из правительства Москвы больше говорили о планах, намерениях и о том, что проблемы они видят и осознают. Иногда контраст был просто разительный. Другим событием такого же рода, хоть и не столь масштабным, стал форум «Умный город будущего», проведенный РИА «Новости» в ноябре.
На нем о ситуации с обеспечением «умной» безопасности рассказал Алексей Майоров, руководитель московского Департамента региональной безопасности. Основное внимание он уделил взаимодействию правительства города, силовых ведомств и коммунальных служб. Пока что механизмы этого взаимодействия только формируются.
Известно, что в Москве в рамках принятой в 2011 году городской государственной программы «Безопасный город» на 2012—2016-й создан Единый центр хранения и обработки данных видеонаблюдения города. Он обеспечивает сбор, хранение, обработку видеоинформации, регламентированный доступ к ней, взаимодействие с подсистемами видеонаблюдения других городских и ведомственных систем, включая интеллектуальную транспортную систему, здравоохранение, образование, объекты культуры, спорта. Алексей Майоров сообщил, что его департаменту удалось договориться практически со всеми заинтересованными сторонами, особенно с силовыми ведомствами федерального уровня о доступе к этой единой технологической платформе. В выступлении особенно подчеркивалось, что таким образом правительство столицы не пытается строить универсальный орган управления, а создает единую среду взаимодействия. По словам г-на Майорова, попытки централизовать управление безопасностью в городе уже предпринимались и успехом не увенчались; стало ясно, что это тупиковый путь.
Каждое силовое ведомство создано для противостояния определенному набору угроз, напомнил руководитель департамента региональной безопасности, и своими ресурсами должно прежде всего создать необходимые инструменты: техническую, организационную, финансовую базу и проч. Когда эти внутренние решения у них будут готовы, появится возможность говорить и о том, чтобы как-то объединять их, в том числе обмениваться информацией.
Правительство Москвы предлагает всем заинтересованным потребителям информации использовать созданную технологическую платформу, иначе, как отметил Майоров, «ресурсами города будет очень трудно пользоваться», а проще говоря, тем, кто не хочет договариваться с правительством, придется строить собственные системы сбора данных.
Новые, более «умные», чем раньше, подходы к безопасности включают несколько примечательных аспектов. Алексей Майоров рассказал, что проанализировав федеральные программы по безопасности, которые реализуются в Москве, в том числе программу безопасности пассажиропотока в метрополитене, его департамент пришёл к выводу, что отдавать их реализацию айтишникам и вообще техническим специалистам — значит точно угробить дело.
Поэтому теперь во главу угла ставят конечных пользователей системы, включая оперуполномоченных. И тут, по признанию Майорова, мы на начальном этапе. Что нужно пользователям? Как все эти средства автоматизации, где-то вполне современные, где-то архаичные и модернизируемые, могут помочь тем, кто обеспечивает безопасность на оперативном уровне? Специалистам, непосредственно занимающимся безопасностью, надо дать доступ к тем ресурсам, которые им необходимы для оперативного принятия решений. Теперь «функциональных заказчиков» систем безопасности приглашают на каждое совещание по поводу их разработки.
Другой аспект — привлечение к делу безопасности коммунальщиков. Модернизировать имеющиеся и создавать новые средства нужно с учетом потребностей как силовых, так и хозяйствующих структур. Последних правительство города обязует использовать информацию из систем наблюдения, чтобы можно было контролировать их же деятельность. Эта информация может также использоваться при разборе криминальных, транспортных и других нештатных ситуаций. Но в любом случае речь идет о безопасности. «А если дороги снегом завалены, то какая безопасность может быть?» — задавал г-н Майоров вполне оправданный вопрос. Тот же вопрос можно задать и о пробках, явлении внесезонном.
Транспортная ситуация — одна из самых «болевых» столичных проблем, в том числе с точки зрения безопасности. Комплексный подход тут только прививается. Алексей Майоров привел пример проектирования пересадочных узлов. Правительство города ведет согласование проектов со всеми сторонами — от хозяйственных субъектов до ФСБ, чтобы понимание безопасности было единым, а решение связанных с ее обеспечением проблем — комплексным. Основные проблемы связаны не с тем, что денег мало, подчеркивает Майоров, а с тем, что не решаются элементарные организационные вопросы. Если пересадочный узел находится на границе, попадает в ведение двух префектур, то в согласованиях участвуют две управы, два ОВД, два управления безопасностью на транспорте, две прокуратуры. А если речь идет о привокзальной территории, то в эту «команду» вливается еще и РЖД как собственник земли, на которого возложена обязанность обеспечить безопасность на ней.
Особое внимание уделяется взаимодействию систем безопасности с интеллектуальной транспортной системой (ИТС), создаваемой в соответствии с программой «Развитие транспортной системы» Москвы, и тут есть значительные проблемы. В марте прошлого года мэр города Сергей Собянин сообщил, что ИТС заработает уже к 2013 году. Этого не произошло. Из всех предусмотренных в системе компонентов: единый диспетчерский центр, «умные» светофоры, уличные табло с информацией о пробках и объездных путях — за год были развернуты на улицах только камеры фиксации нарушений ПДД. Они действительно стали заметными, а вот информационные табло на ТТК и МКАД, например, как не работали год и два назад, так и до сих пор не работают корректно, и не заметно, чтобы их стало больше.
С «умными светофорами», которые автоматически меняют режим переключения потоков в зависимости от того, по какой дороге движение плотней, вообще вышел конфуз. В сентябре 2012 года контрольно-счетная палата Москвы представила в Мосгордуму отчет по результатам проверки деятельности Центра организации дорожного движения. Из средств, отпущенных на создание ИТС, в 2011 году было освоено чуть больше половины, из отпущенных на ее внедрение — 44,3%. В частности, был сорван и план по установке и замене светофоров.
Но об этом Алексей Майоров не говорил. Он упомянул о других, не менее серьезных нерешенных проблемах. Разработаны регламенты взаимодействия силовых и хозяйственных структур на случай кризисных и чрезвычайных ситуаций, проводятся антитеррористические, антинаркотические совещания, при них действуют оперативные штабы и рабочие группы. Эти регламенты доведены до управ сверху донизу, подчеркнул Майоров, и все должны действовать по единому алгоритму, чего пока нет. Нет и единой городской системы оповещения об экстренных ситуациях, а она необходима. Хорошо хотя бы, что в правительстве города есть представление о том, чего нам не хватает. Интересно только, насколько это представление полное и комплексное.