Использование инструментов и сервисов, употребляемых в повседневной жизни для решения рабочих задач, постепенно становится общей тенденцией. Причем в данном случае речь идет не только о технических устройствах, таких как смартфоны и планшеты, но и о сервисах. К примеру, социальные онлайн-сети все чаще используются для рекрутинга и маркетинга.

Поиск квалифицированного персонала для каждой компании является важной задачей, во многом определяющей ее успешное положение на рынке. «Кадры решают всё» — эта фраза была сказана давно, однако в эпоху информационного общества она ничуть не утратила своей актуальности, а во многом даже и прибавила. С другой стороны, поиск рабочего места представляет насущную необходимость для любого работоспособного человека, и в настоящее время (весьма непредсказуемое) это также очень не простое дело.

Вполне логично, что с появлением Интернета большинство рекрутинговых агентств стали предлагать своим пользователям услуги через Интернет. Существует огромное количество рекрутинговых сайтов, на которых представлены вакансии разного качества и содержания и где можно найти подходящее место работы. Однако и в социальных сетях, которые у обычного человека традиционно ассоциируются с расслаблением и отдыхом, все чаще встречаются предложения о сотрудничестве.

В России о наборе персонала через социальные сети стали говорить совсем недавно, и поводом для этого стал успех стартапа PRUFFI — рекрутингового приложения для социальных сетей. Основатель PRUFFI Алена Владимирская в интервью журналу «Эксперт» описала принцип работы старпата-приложения следующим образом: «Каждый пользователь разбирается в какой-то области, а следовательно, знает некоторое количество хороших специалистов. Если его правильно мотивировать, то он будет делиться этим знанием, будет давать рекомендации. Я поняла, что здесь должен сработать краудсорсинг». Правильной мотивацией, очевидно, стало денежное вознаграждение. Так, за успешную рекомендацию пользователю платят порядка 40 тысяч рублей, что очень даже неплохо. На данном этапе это приложение действует в Facebook — социальной сети, традиционно воспринимаемой россиянами как деловое сообщество и место для контакта с иностранцами. Стоит отдельно подчеркнуть, что на фоне остальных платформ, часто используемых в России («Вконтакте», «Одноклассники», «МойМир») зарубежная сеть выглядит куда более скромной и карьерно-ориентированной. Так, по личным наблюдениям автора данной статьи и по мнению психологов и социологов, молодые люди воспринимают «Вконтакте» как более неформальную и комфортную сеть, в которой можно написать глупую шутку и выложить фотографию с бутылкой пива. В то же время Facebook оказывается более формальной и деловой средой для взаимодействия.

Описывая опыт российских компаний в области рекрутинга в социальных сетях, было бы недальновидно упускать из виду опыт из-за рубежа. Например, специалист по работе в соцсетях Клара Ших (маркетолог из американской компании SalesForce.com), еще в конце 2000-х в своей книге «Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса» говорила об использовании интернет-соцсетей для поиска и привлечения сотрудников. Конечно, речь не в последнюю очередь шла и о социальной сети LinkedIn — бизнесовой онлайн-платформе. Однако обсуждать этот сервис в контексте консьюмеризации было бы неправомерно — ведь изначально LinkedIn как раз и заточен под поиск бизнес-контактов и рекрутинг. Надо сказать, что и в России есть аналогичные «бизнес-сети» — это сеть деловых контактов «Мой Круг».

Разумеется, г-жа Ших упомянула и детище Марка Цукерберга. Впрочем, сложно вообще представить такую ситуацию, при которой эта глобальная картотека могла бы быть обойдена вниманием. Клара отмечает, что многие рекрутинговые агентства (к примеру, популярные в США Jobster и Simply Hired) устанавливали специализированные приложения, обеспечивающие поиск резюме и вакансий. При этом специалист по подбору персонала мог сразу оценить кандидата, просмотрев его профиль. Возможно, это следовало бы назвать вмешательством в личную жизнь, но Клара называет это «квалификацией кандидатов на более ранних стадиях цикла рекрутинга» для взаимной экономии времени.

Кроме того, Ших отмечает и важную для современного социума особенность — краткосрочность контрактов и распространенность проектной работы. В результате, однажды поработав с талантливым профессионалом, рекрутеры потом фактически упускали его из вида, хотя впоследствии он мог бы принять участие в других проектах либо быть принят на постоянную работу. С появлением Facebook ситуация изменилась и «слабые связи» поддерживать стало гораздо проще — достаточно добавить человека в друзья и изредка посылать ему сообщения с поздравлениями либо просто отмечать его фотографии. При этом, являясь «другом» пользователя, рекрутер получает доступ к списку его друзей, среди которых также велика вероятность найти талантливых и перспективных кандидатов.

При этом и обычные пользователи могут через Facebook искать работу, причем не только через бизнес-приложения. Так, просматривая ленту друзей и видя, что ваш одногруппник Василий устроился в «компанию вашей мечты», вы можете оперативно поискать на рекрутинговых сайтах предложения от этой организации либо лично спросить у Василия совета по поводу трудоустройства и проконсультироваться у него об опыте работы в этой компании. А вдруг выяснится, что там жесткий дресс-код, нелояльное руководство, ужасный коллектив, низкие зарплаты и нет соцпакета, рабочий день длится с 8 до 22 да ещё и принято работать по выходным? Тогда можно поблагодарить одногруппника и про себя порадоваться, что силы и энергия не были потрачены на трудоустройство в такую ужасную организацию.

Если же после разговора с Василием эта компания все еще остается для вас идеальным местом для трудоустройства, вы можете попробовать найти ее сотрудников через тот же Facebook и завязать с ними знакомство. Надо сказать, что в России подобный способ установления контактов пока не так распространен, как за рубежом, однако нет сомнений, что и у нас скоро приживется подобная практика.

В целом, отмечая особенности рекрутинговых практик в нашей стране, надо подчеркнуть следующее: основной площадкой для поиска кадров до сих пор остаются рекрутинговые сайты, хотя проявляется очень высокий интерес к Facebook. Таким образом, при построении своего профиля в этой социальной сети имеет смысл максимально полно освещать собственные рабочие достижения и успехи в образовании.

В заключение отметим, что социальные сети активно используются в качестве маркетинговых площадок, причем в России эта практика в отличие от рекрутинга прижилась уже давно. Вследствие своей актуальности эта тема неоднократно поднималась на страницах нашего журнала, да и каждый может увидеть миллионы таргетированных объявлений обо всем на свете на своей страничке Facebook. (К слову, эту социальную сеть вообще очень порицают за злоупотребление рекламными баннерами.) Говорить о том, как стоит выстраивать стратегию в отношении SMM (Social Media Management), было бы с нашей стороны занятием неблагодарным — универсального рецепта тут быть не может, так как огромное значение имеют направление бизнеса, общая маркетинговая стратегия и многое другое. Хочется сказать лишь о том, что обилие рекламных сообщений не вызывает должного эффекта у клиентов (в данном случае речь преимущественно о B2C-бизнесе), а порой приводит к противоположному (то есть к отторжению и идиосинкразии на продукт). Так что при выработке SMM-стратегии следует в большей степени ориентироваться на взаимодействие с потребителями и посильную помощь конкретным людям, а не на распространение рекламы и организацию порой неуместных конкурсов и викторин.