Электронный обмен деловой документацией, осуществляемый в соответствии со спецификацией Electronic Data Interchange (EDI), как и многие технологии обмена данными между коммерческими компаниями, в своём развитии через промежуточные стадии постепенно трансформируется в чисто электронные коммуникации. По мере этого «чистый» информационный обмен превращается в технологии информационной интеграции.
EDI вчера
Десять лет назад количество EDI-проектов можно было пересчитать по пальцам, а внедрение EDI подразумевало только изменение способа передачи некоторых документов, используемых в операционной деятельности: если раньше бумажный документ, например «Заказ товара», передавали поставщику по факсу, то после внедрения EDI его начинали передавать в виде электронного сообщения (бумажному документу «Заказ товара» соответствует стандартное EDI-сообщение ORDERS). Однако передавался при этом все тот же «Заказ товара», и в бизнес-процессах его формирования существенных изменений не происходило. Можно сказать, что на этом этапе термин EDI (electronic data interchange) логичнее всего было переводить дословно, то есть как «электронный обмен данными».
Тем не менее внедрение EDI даже в таком узком понимании приносило ощутимые выгоды: удавалось снизить издержки и заметно повысить производительность. Какие факторы сыграли в этом свою роль? Применение всеми игроками единых EDI-стандартов, разработанных международной организацией GS1, и централизация потоков электронных документов из-за появления EDI-провайдеров позволили избавиться от сотен разнотипных интерфейсов. Устранение «человеческого фактора», неизбежного при ручном обмене документами, и переход на автоматизированный обмен данными между двумя информационными системами позволили избавиться от задержек и ошибок, а также снизить загруженность персонала.
Несложно заметить, что наибольшую выгоду от внедрения EDI получали компании, использующие в операционной деятельности действительно большое количество документов, например логистические операторы и операторы розничной торговли. Они на этом этапе и являлись основными заказчиками EDI-проектов. Сегодня подобные проекты внедрены во множестве компаний этой сферы, помогая им делать процессы передачи данных более быстрыми и точными и таким образом снижая издержки.
Такое внедрение EDI было скорее чисто технической задачей, которая обычно ставилась перед ИТ-подразделениями, и успешно ими решалась. Выполнение подобного проекта чаще всего требовало небольшой доработки ИТ-систем, но менять бизнес-процессы было не нужно.
EDI сегодня
За последние годы понимание EDI сильно изменилось, и сегодня в него вкладывают идею замены бумажных документов электронными, что включает в себя намного больше, чем просто автоматизация обмена данными.
Приведу пример все из той же знакомой мне отрасли FMCG: до наступления «эпохи EDI» обмен информацией о списке и ценах на товары, доступные к заказу, сводился к передаче от поставщика в торговую сеть бумажного «ценового листа» с печатью и подписью.
Затем на первом этапе внедрения EDI бумажный «ценовой лист» был дополнен стандартным EDI-сообщением PRICAT, которое позволяло ускорить передачу информации и сократить количество ошибок, но не имело юридической силы. Кроме того, на практике при формировании ценового листа происходит его многоэтапное согласование, которому сопутствует ряд вспомогательных внутренних бумажных документов, содержащих различную дополнительную информацию. Внедрение EDI-обмена не изменяло этих бизнес-процессов и потому не вело к отказу от бумажного «ценового листа».
Теперь, особенно после появления электронной подписи, при внедрении EDI перед компаниями ставится уже более масштабная цель — полностью отказаться от бумажных документов. Можно сказать, что на сегодняшнем этапе термин EDI стоит воспринимать как «обмен электронными документами».
Но если вопрос о юридической значимости передаваемых электронных EDI-документов был решён с принятием Закона об электронной подписи, то вопрос с внутренними бизнес-процессами остался. Например, в случае с «ценовыми листами» для полного отказа от бумаги необходимо автоматизировать сопутствующие бизнес-процессы, связанные с согласованием списка позиций и цен между различными департаментами и ответственными лицами компаний — участниц процесса. Необходимые для такого EDI-проекта изменения уже не являются чисто техническими и зачастую должны серьезно изменить процессы обеих компаний.
Тем не менее сегодня у участников рынка уже сформировалось понимание категории документов, требующих наименьшего количества изменений в бизнес-процессах и потому наиболее простых для полного отказа от бумаги. Это документы договорного характера (договора, приложения, соглашения), акты оказанных услуг (связи, рекламы, консалтинга и пр.), акты сверок взаиморасчетов и т. д. Сегодня эти электронные документы без правовых и налоговых рисков для компании можно использовать без бумажных копий. Количество подобных EDI-проектов пока невелико, они существенно сложнее прежних EDI-проектов, однако и преимуществ могут принести намного больше — не столько за счет перевода обмена документами в электронный вид, сколько за счет автоматизации самих бизнес-процессов, что безусловно ведет к их ускорению и увеличению прозрачности.
При этом не надо забывать, что подобный проект не под силу сделать одному ИТ-подразделению и для успешного его завершения необходимо, чтобы в нём были заинтересованы как руководство, так и вовлеченные в него операционные департаменты обеих компаний.
EDI завтра
Завтрашний день EDI — это возможность полного отказа от бумажного документооборота между компаниями. Однако пока этому мешает большое количество нерешенных проблем, которые не позволяют переводить в электронный формат обмен некоторыми типами документов.
Во-первых, не вся законодательная база готова к использованию документов исключительно в электронном виде. Например, электронные счета-фактуры можно использовать лишь для оперативного ведения управленческого учета, при этом остается необходимость отправлять бумажный документ-копию для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
Во-вторых, некоторые работники привыкли использовать традиционные документы, и в силу низкого уровня автоматизации их деятельности, а также особенностей менталитета им пока еще сложно полностью отказаться от бумаги. Например, сегодня трудно представить инспектора ГИБДД, который удовольствуется одним лишь электронным документом, сопровождающим поставку товара. Точно так же невозможно представить экспедитора, который сдаст товар в магазин под электронную подпись в электронном документе, не оставив у себя в руках никаких подтверждений (особенно если при приемке были обнаружены расхождения в количестве товара).
В-третьих, для отрасли FMCG нужно учесть фактор частой смены персонала, работающего с товарными документами, что влечет за собой необходимость выпуска для каждого нового работника отдельной электронной подписи, а это медленный и затратный процесс. Однако уже сейчас ясно, что рынок сознает все преимущества полного перехода на безбумажные EDI-технологии, поэтому уже в ближайшем будущем будут найдены решения имеющихся проблем и количество проектов полного отказа от бумажных документов будет измеряться тысячами.