Консолидация ресурсов является методом эффективного использования основных средств и программного инструментария, которым располагает ИТ-направление. В терминологии бизнеса соответствующая деятельность была и остается прочно связанной с понятием разделяемых сервисов (Shared Services).
Практика их широкого применения восходит еще к доинформационной эпохе, причём традиционно они всегда относились к широкому спектру деятельности — от формирования разделяемых сервисов (неинформационных) в сфере совместной доставки товара до создания общего энергетического хозяйства для нескольких независимых предприятий. Если речь шла о зависимых бизнес-единицах, входящих, скажем, в единый холдинг, то список разделяемых сервисов по понятным причинам значительно расширялся. В него уже вполне могли попасть и бухгалтерские, и управленческие, и юридические услуги, оказываемые из единого центра всем подразделениям компании.
В мире ИТ понятие Shared Services тоже набирает популярность, и наше издание в свое время даже посвятило этой теме отдельную аналитическую статью (IE, 2009, №13-14, стр. 36). Сегодня на рынке существует огромное разнообразие технологических приемов организации ИТ-поддержки, включая частные, публичные и гибридные облака, различные концепции использования инфраструктурных и прикладных систем, развиваемых на собственной площадке, а также целая гамма моделей, именуемых аббревиатурой XaaS. Данные модели сами по себе не предполагают обязательного разделения сервисов между группой юридически связанных и уж тем более независимых предприятий, хотя и являются значимой технологической предпосылкой для реализации такого разделения. И в каждой из них по сути находит свое отражение и концепция Shared Services. А если более конкретно, то тема распадается на отдельные вопросы: что мы в каждом случае пытаемся разделять и трудность разделения каких функций, сервисов или ресурсов мешает нам воплотить в жизнь ту или иную модель?
Начнем с некоторой статистики зарубежного рынка — данных опроса интернет-ресурса www.techtarget.com, согласно которым 59% ИТ- и бизнес-менеджеров в США ключевой моделью предоставления ИТ-сервисов считают традиционную внутреннюю, 16% — публичные облака с собственным ПО и 26% — частные облака. Как свидетельствует тот же источник (см. рисунок), приоритеты использования отдельных элементов группы моделей XaaS распределяются вполне определенным образом. Вполне очевидно и то, что в данной группе присутствуют модели, предполагающие разделение как инфраструктурных, так и прикладных сервисов.
Если говорить об XaaS на российском рынке, то у нас, пожалуй, наибольшей популярностью до сих пор пользуется модель IaaS в форме collocation. В терминах Shared Services это означает, что мы говорим исключительно о разделении компонентов инженерной инфраструктуры. Они никаким образом не связаны ни с содержанием решаемых бизнес-задач, ни с вопросами информационной безопасности. Их использование инвариантно по отношению к обслуживанию с их стороны любых программных и аппаратных комплексов, и поэтому с ними связано минимальное количество организационных проблем. По некоторым данным в отдельных случаях может потребоваться своеобразный биллинг услуг (грубо говоря, сколько энергии пошло на охлаждение конкретного сервера), да и эта задача на практике возникает редко.
Использованию сервиса PaaS па сути посвящена отдельная статья данного выпуска (см. стр. 46), и несмотря на то, что речь в ней идет о проекте, выполненном для одной компании, она практически в явной форме повествует о разделяемых сервисах. Например, о совместном использовании инфраструктурного ИТ-сервиса (в данном случае инструмента разработки приложений SDK) программистами компании-заказчика и независимыми разработчиками. Разделяемый ресурс уже в значительно более явной форме, чем в случае инженерной инфраструктуры, здесь связан с решением конкретных бизнес-задач (в рассматриваемом примере — задачи создания коммерческого программного продукта), и соответственно для гарантии эффективности его использования различными независимыми сторонами подход к его выбору и применению должен быть в определенной мере стандартизирован.
Если речь заходит о разделении сервисов в режиме PaaS, то многие потенциальные проблемы (по крайней мере технические) совместного использования оборудования и ПО должны существенно сглаживаться технологиями виртуализации, хотя проблема наличия стандартов, меняя форму, по существу все равно остается. Иными словами, если снимается вопрос совместного применения различных операционных систем или аппаратных платформ, которыми привыкли пользоваться те или иные независимые компании, то вместо него встает вопрос стандартизации методов управления облачными средами, их мониторинга и интеграции, о чем все настойчивее говорят в том числе и российские системные интеграторы. Новости зарубежного рынка позволяют судить о том, что подобные трудности совместного использования платформ мало-помалу преодолеваются. Правда, приводимые примеры пока относятся в основном к некоммерческому сектору или к организациям со значительной государственной поддержкой. Есть, скажем, любопытные данные о том, что ресурсы дата-центров двух некоммерческих организаций (всемирного фонда дикой природы WWF и британского общества защиты животных от жестокого обращения RSPCA) взаимно используются ими в качестве резервных для организации процедур Disaster Recovery. Организация данной услуги как сервиса в опросе TechTarget, кстати, выделена отдельно. Похожие примеры приводятся и в отношении ряда американских организаций здравоохранения, культуры, муниципального управления, которые, как правило, и раньше имели опыт консолидации ресурсов иных, нежели ИТ. Например, ресурсов энергоснабжения.
В этом смысле вспоминаются высказывания аналитика из Forrester Research Дженифер Беллисент, давшей интервью нашему изданию по поводу развития концепции «умных городов» (см. IE, 2011, №9, с. 4). В нем, в частности, отмечается стремление небольших территориально-смежных городов (а соответственно и ряда городских служб) разделять принадлежащие им информационные ресурсы. Более того, именно в некоммерческом секторе появляется по сути новая услуга (пока под условным названием CIO as a Service), когда вместе с консолидацией ресурсов разделяемыми становятся и сервисы по управлению их эксплуатацией и развитием со стороны фактического руководителя работ.
Модель SaaS, как мы видим из рисунка, потенциально наиболее востребована. Из всех представленных она самая бизнес-ориентированная. Иногда называются даже конкретные цифры, характеризующие эффект от ее применения. Например, речь может идти о снижении затрат на ИТ с 1,5 до 1,2% от оборота компании.
Но в то же время именно модель SaaS связана с необходимостью применения общих подходов (а значит, и стандартизации) не только в управлении инфраструктурой, но и в вопросах менеджмента ИТ более высокого уровня. Здесь часто говорят, например, об общности подходов к управлению ИТ-рисками, о механизмах управления изменениями, о методах построения каталога ИТ-сервисов и принципах их классификации. Описаний кейсов, посвященных разделению работы с единым пулом прикладных сервисов, удается найти немного, хотя если они и существуют, то как раз больше касаются деятельности коммерческого сектора. Как правило, речь идет о независимых бизнесах, работающих в одной отрасли, с очень близкой структурой потребностей в прикладном функционале, но, как правило, не сталкивающихся при этом на рынке в «лобовой» конкурентной борьбе. Характерной особенностью этих компаний является и то, что с принципами применения Shared Services на практике (не обязательно в сфере ИТ) они по большей части сталкивались и прежде. Одним из подобных и весьма хрестоматийных примеров является сотрудничество в данной области двух британских розничных сетей, торгующих одеждой, — Aurora Fashion и Thomas Pink.
От консолидации к экспорту и импорту услуг
Александр Герасимов,
директор по маркетингу, компания iCoreДа, действительно, идея облачных сервисов — в разделяемом использовании через свободный сетевой доступ ИТ-ресурсов, объединенных в пул. Но главное преимущество такого подхода отнюдь не в снижении корпоративных затрат на ИТ с 1,5 до 1,2% от оборота, что, кстати, очень спорно.
Оно в том, что при таком подходе не только ИТ-инфраструктура, но и все необходимые для предоставления разделяемого сервиса данные и приложения консолидированы. Данные не хранятся и не обрабатываются локально. Для работы с облачными сервисами на рабочих местах пользователей ничего, кроме средств отображения информации и сетевого доступа, не требуется. Для сравнения: сейчас не менее 80% корпоративных данных хранится и обрабатывается отнюдь не в облаках и даже не в корпоративных ЦОДах, а на ПК и ноутбуках сотрудников.
А вот полный отказ от локальной обработки данных — это, без преувеличения, настоящая революция, и не в ИТ, а вообще в социально-экономической сфере. Ведь облачными могут быть не только ИТ-сервисы, но и финансовые, образовательные, медицинские, транспортные, торговые, государственные и многие другие.
Более того, по целому ряду услуг в облако можно перенести не какую-то часть процессов, а всю услугу целиком. То есть становится возможным полноценный экспорт и импорт услуг.
В частности, в облако могут быть полностью перенесены корпоративные ИТ-сервисы, поскольку при использовании облачной модели отсутствует необходимость в локальном хранении и обработке информации и, как следствие, в обслуживании «on site» оборудования рабочих мест, серверов и прочего часто ломающегося ИТ-хозяйства.
При этом корпоративные ИТ-службы вступают в конкуренцию не только за бюджет, но и за персонал. Вряд ли российский ИТ-специалист, имеющий те же самые сертификаты вендоров, что и его иностранный коллега, откажется переехать с семьей из перенаселенной дорогущей Москвы или чадящего промышленного Урала куда-нибудь в зеленую уютную Ирландию и, работая в облачном сервис-центре международной компании, заниматься управлением ИТ-инфраструктурой своего родного предприятия, большая часть которой будет расположена, возможно, также за пределами России.
Разработчик и провайдер в одном лице
Дмитрий Морозов,
ведущий системный инженер группы компаний CUSTISДействительно, огромной популярностью на российском рынке пользуется модель «Инфраструктура как сервис» (IaaS). Почему же? Казалось бы, бизнес скорее ориентирован на использование «ПО как услуги» (SaaS). К примеру, все большее распространение получает перевод корпоративных почтовых систем на Gmail.
Основные цели при переводе ИT-систем в облачную инфраструктуру состоят, как известно, в снижении стоимости владения, увеличении стабильности и повышении качества предоставляемых бизнесу информационных сервисов. В то же время необходимо сохранять должную степень управляемости ИT-систем. Поиск оптимального баланса между стоимостью, качеством и управляемостью является первостепенной задачей при переходе в облака.
IaaS по сути представляет собой размещение оборудования (своего или арендуемого) в дата-центре провайдера. Это позволяет значительно снизить стоимость владения инфраструктурой, сохранив (а зачастую и повысив) ее качество и управляемость. В последние годы рынок стремительно развивается в данном направлении, механизмы решений стандартизированы и с ними возникает минимальное количество организационных проблем.
Модель SaaS глубоко связана с содержанием решаемых бизнес-задач и требует стандартизации управления ИT более высокого уровня. С одной стороны, стандартизация позволяет привести систему к удачным решениям (именно поэтому столь популярны корпоративные почтовые сервисы Google). Но с другой стороны, могут быть утеряны уникальные особенности бизнес-процессов. Если для почтовых служб это почти неактуально, то для сильно связанных с бизнес-процессами и слабостандартизируемых систем, например для ERP-решений, это ключевой вопрос.
Основываясь на опыте нашей компании, можно утверждать, что хорошей практикой является совмещение ролей провайдера и разработчика ERP-систем. При таком подходе провайдер SaaS понимает и поддерживает уникальность бизнес-процессов заказчика.