Предыдущую статью (см. IE № 2/2012, стр. 55) мы в значительной степени посвятили теории вопроса. В этом разделе с использованием, в частности, некоторых терминов данной статьи представим дополнительную информацию о существующей в нашей стране системе подготовки ИКТ-специалистов и о том, кого мы сегодня готовим в наших вузах. Что такое сейчас ИКТ-специалист на момент выхода его из вуза? О необходимости создания новой системы подготовки ИКТ-специалистов в наших вузах и о ее возможностях пойдет речь ниже.
ИКТ-специалистов в нашей стране готовят в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по более чем 18 направлениям и специальностям. Однако разработанные ранее ФГОСы быстро устаревают и часто не соответствуют реальным профессиям, которые появляются в ИКТ. Чтобы преодолеть эти недостатки, приходится периодически корректировать ФГОСы. Сейчас разрабатываются ФГОСы уже 3-го поколения. Под руководством АП КИТ и при поддержке Министерства информационных технологий и связи РФ были разработаны профессиональные стандарты для десяти наиболее массовых и востребованных ИКТ-профессий: программист, системный архитектор, специалист по информационным системам, системный аналитик, специалист по системному администрированию, менеджер по информационным технологиям, менеджер по продажам решений и сложных технических систем, специалист по информационным ресурсам, администратор баз данных, специалист в области информационной безопасности. Эти профессиональные стандарты используются при формировании образовательных стандартов ФГОС 3-го поколения и программ профессионального ИКТ-образования различного уровня.
Еще одна особенность ИКТ-образования в нашей стране: подготовка ИКТ-специалистов происходит в вузах разных отраслей, направлений, профилей и статуса: в классических университетах, технических, технологических, экономических, педагогических, сельскохозяйственных, университетах, академиях и институтах. Такая пестрота вузов досталась нам от советского периода. Отсюда и огромная дистанция в уровнях подготовки ИКТ-специалистов между десятком ведущих университетов, с высоким уровнем преподавания и оснащения учебного процесса, и основной массой высших учебных заведений. Отсюда и большое количества мелких ИКТ-кафедр, не представляющих, будем говорить прямо, никакого интереса для бизнеса в плане сотрудничества. А что с ними делать? Закрыть? Тогда количество выпускников еще уменьшится! Видимо, надо искать путь преобразования.
Стало очевидно, что предпринимаемые усилия по созданию эффективной высшей школы подготовки ИКТ-специалистов не дают должного результата. Как уже говорилось, дело в том, что уникальные особенности ИКТ-индустрии и важнейшая ее особенность — чрезвычайно высокие темпы развития — не находят адекватного отклика в учебном процессе по ИКТ и во всех компонентах его обеспечения: кадровом, учебно-методическом, материально-техническом, информационном и других, а также в научно-исследовательской деятельности кафедр. Чтобы разрешить это системное противоречие, необходимо создать тесную взаимосвязь между ИКТ-индустрией, мировыми лидерами — разработчиками ИКТ и нашей высшей школой по ИКТ. Этот, казалось бы, очевидный тезис до сего времени не находит своего воплощения. И наша высшая школа по ИКТ продолжает работать по принципу разомкнутой системы, то есть системы без обратной связи.
Большинство наших вузов продолжают выпускать специалистов «в никуда». Какого специалиста в такой ситуации мы имеем на выходе из вуза? Как отмечают представители ИКТ-индустрии, выпускники вузов по ИКТ-специальностям не только недостаточно владеют современными конкретными прикладными программными средствами, но также недостаточно понимают методологию, приемы и инструментарий создания современного системного программного обеспечения и компьютерных комплексов и систем. Это свидетельствует как о невысокой фундаментальной базе, на которую впоследствии сможет опираться в своей работе сам профессионал, так и о недостаточном уровне прикладной подготовки будущих ИКТ-специалистов. Выпускники наших вузов по ИКТ-специальностям, к сожалению, в отличие от своих зарубежных сверстников, не готовы профессионально участвовать в индустриальной реализации процессов разработки, эксплуатации и сопровождения программного обеспечения в качестве аналитиков, спецификаторов, архитекторов, проектировщиков, тестировщиков и т. д. Выпускников вузов приходится доучивать, тратя на это средства и время.
В условиях рыночной экономики тесное сотрудничество компаний и организаций возможно только естественным образом, на взаимовыгодных условиях. Но какие могут быть взаимовыгодные условия сотрудничества между нашими, в основном маломощными, вузовскими кафедрами ИКТ и компаниями ИКТ-индустрии? Ведь насильно мил не будешь! Образуется замкнутый круг. Где же выход? Выход из этой ситуации только один: необходимо сделать вузы сильными. И этого можно добиться только с помощью интеграции вузов. Необходимо создавать в регионах вузовские объединения по ИКТ. Самый эффективный способ интеграции, как об этом было сказано выше, — кластерный подход с созданием для вузовского кластера объединенного научно-образовательного ресурса.
Несколько слов о потребителях ИКТ-услуг. Потребителями ИКТ-услуг и ИКТ-решений являются бизнес-компании и государственные организации, которым необходимо информатизировать свою деятельность на базе современных ИКТ. Следует обратить внимание, что эти же структуры становятся и работодателями выпускников вузов. Из изложенного выше очевидна заинтересованность потребителей ИКТ-услуг в успехе создания и функционирования кластерных объединений. В зависимости от степени важности и масштабности использования ИКТ в деятельности бизнес-компании или государственной организации будет зависеть степень ее участия в создании и функционировании вузовских кластеров. Возможно, продуктивным подходом для таких структур станет не только заказ на молодых ИКТ-специалистов, но и размещение заказов на выполнение проектно-консалтинговых работ через кластерные структуры — «Кластерный объединенный институт ИКТ» или через «Центр ИКТ — бизнес-кластер — вуз». Дополнительный плюс такого подхода — в одновременном кадровом решении вопросов обслуживания и развития заказанных ИКТ-разработок, через принятых в бизнес-компанию молодых специалистов. Добавим, что через кластерное объединение можно будет также реализовать заявку на повышение квалификации и переподготовку своих ИКТ-специалистов.
В этом подходе нет ничего удивительного. Именно так и происходит во всем мире. Крупные западные университеты — это не только крупные образовательные учреждения основного и дополнительного образования, но и крупные, интегрированные с западными ИКТ-компаниями, научно-исследовательские центры. Аналогами таких крупных западных университетов могут стать описанные выше «Кластеры ИКТ-вуз», интегрированные с ИКТ-компаниями и с другими участниками рынка.
Выгода всем
Создание в каждом регионе «Кластеров ИКТ-вуз», совместных с ИКТ-компаниями и другими участникам ИКТ-рынка, включая компании и организации потребителей ИКТ-услуг, позволяет вывести на ИКТ-рынок мощный, интеллектуальный, хорошо технически оснащенный кадровый ресурс, состоящий, с одной стороны, из высокопрофессионального объединенного профессорско-преподавательского корпуса и, с другой стороны, из молодых квалифицированных кадров — выпускников вузов «Кластера ИКТ-вуз». Такой ресурс, в отличие от небольших ИКТ-кафедр отдельных вузов, что является сегодня характерной особенностью нашей высшей школы, обладает высокой конкурентной способностью и огромными потенциальными возможностями для создания новейших технологий, программно-аппаратных ИКТ-средств и оказания широкого спектра ИКТ-услуг. Это дает возможность компаниям ИКТ-индустрии и другим участникам ИКТ-рынка, включая компании и организации потребителей ИКТ-услуг, решить следующие жизненно важные задачи своего развития.
- Укомплектовать региональные структурные подразделения молодыми квалифицированными ИКТ-специалистами — выпускниками вузов «Кластера ИКТ-вуз» (бакалаврами, специалистами, магистрами ИКТ), подготовленными с учетом специфики деятельности компаний-работодателей.
- Обеспечить выполнение научно-исследовательских разработок, научно-практических, проектных и консалтинговых работ в области ИКТ высокопрофессиональным объединенным профессорско-преподавательским коллективом «Кластера ИКТ-вуз».
- Обеспечить всем участникам ИКТ-рынка повышение квалификации и переподготовку ИКТ-специалистов, отвечающую запросам и требованиям ИКТ-индустрии, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом.
В заключение этого раздела отметим инвестиционную привлекательность участия ИКТ-компаний в создании и работе подобных кластеров. ИКТ-компании в данном случае вкладывают средства как в профессиональные знания своих будущих сотрудников, которых не придется доучивать, так и в повышение уровня мотивации труда профессорско-преподавательского состава вузовских кластеров, который будет выполнять заказы ИКТ-компаний по научно-исследовательским разработкам, так важным для развивающихся ИКТ-компаний. Реализация кластерного подхода позволит ИКТ-компаниям системно и единообразно по всем регионам России решить насущные вопросы интеграции ИКТ-компаний с вузами. Такой подход экономически более целесообразен, чем создание ИКТ-компаниями в ведущих вузах базовых кафедр и факультетов или создание ИКТ-компаниями в своих структурах учебных центров переподготовки выпускников вузов и других подобных учебных подразделений.
Вузовский интерес
Создание региональных «Кластеров ИКТ-вуз», совместных с ИКТ-компаниями, позволит высшей школе решить важнейшую задачу ИКТ-образования — адекватно реагировать в учебном процессе на чрезвычайно быструю смену технологий и аппаратно-программных средств ИКТ, отслеживая тенденции развития мировой ИКТ-индустрии. Создание «Кластеров ИКТ-вуз» позволит высшей школе ИКТ также решить следующие актуальные задачи.
- Создать, используя рыночный механизм конкурентности предлагаемых образовательных услуг, профессорско-преподавательский корпус нового формата, включающий в свой состав как высококвалифицированных преподавателей с учеными степенями и званиями, обладающих высоким педагогическим мастерством, так и высоких профессионалов-практиков и разработчиков новейших программно-аппаратных средств ИКТ.
- Дать возможность преподавателям получать достойную заработную плату, активно участвовать в научно-исследовательских работах с организациями и компаниями ИКТ-индустрии и тем самым повышать свою квалификацию, поднимать уровень оплаты труда и уровень мотивации своей деятельности.
- Дать возможность студентам проводить производственную практику, выполнять курсовое и дипломное проектирование на базе ведущих отечественных и зарубежных организаций и компаний ИКТ-индустрии. Региональные «Кластеры ИКТ-вуз» будут своеобразным мощным локомотивом инновационного развития региональных вузов, входящих в «Кластеры ИКТ-вуз». Используя свои инфраструктурные подразделения, они позволят решить основные задачи инновационного развития и информатизации региональных вузов на базе современных ИКТ: создать единое информационно-образовательное пространство, внедрить унифицированные системы дистанционного обучения и унифицированные автоматизированные системы управления вузом, создать электронные унифицированные библиотеки, организовать постоянное повышение квалификации по ИКТ преподавателей непрофильных кафедр вузов кластера, что, в свою очередь, повысит культуру и уровень преподавания в вузах региона.
Каким бы парадоксальным это ни показалось, но с нашей архаичной вузовской системой подготовки ИКТ-специалистов есть шанс на ее базе, используя вышеописанный кластерный подход, создать самую современную вузовскую систему подготовки ИКТ-специалистов, превосходящую существующие западные образцы.
Описанный выше кластерный подход интеграции бизнеса и высшей школы универсален и с успехом может использоваться для создания совместных с бизнесом вузовских кластеров по всем другим направлениям и специальностям высшего профессионального образования. Кластерный подход особенно эффективен для тех областей экономики, для которых характерны высокие темпы развития и быстрая смена технологий. Мы уверены, что в условиях демографического спада и избыточного числа вузов в стране предложенная кластерная модель интеграции бизнеса и высшей школы в ближайшее время получит самое широкое распространение и станет основной формой подготовки специалистов высшего профессионального образования.
Кластерный подход объединения вузов — выигрышная альтернатива тому механическому, административному процессу объединения вузов, который происходит в последние годы по приказам Министерства науки и образования России.