Плотность стационарной телефонной связи сокращается, плотность сотовой связи давно превысила 100% и продолжает расти. А что можно сказать о проникновении в офисную среду мобильных устройств нового поколения — смартфонов и планшетов?
Начнем с официальной статистики. По данным Минкомсвязи, к концу III квартала 2011 г. в нашей стране действовало порядка 250 млн абонентских устройств подвижной радиосвязи. Таким образом, произошла более чем всеобщая «мобилизация» — услугами сотовой телефонии и SMS россияне охвачены в среднем на 175% (многие используют несколько SIM-карт; кроме того, не все абоненты — люди, есть и автоматические устройства: автомобильные навигаторы, банкоматы, POS-терминалы, различные датчики и счетчики).
В мире ситуация примерно та же. При этом мобильные устройства в ряде стран являются основным каналом доступа в Интернет. Так, например, в Египте именно они генерируют более 70% трафика. В других странах Северной Африки, Индии и зарубежного Дальнего Востока эта доля ниже, но совсем ненамного.
Число активных абонентов, подключавшихся с помощью устройств подвижной радиосвязи к Интернету на заявленной скорости более 256 кбит/с, составляло примерно 63,5 млн — то есть мобильным широкополосным доступом (ШПД) было охвачено около 25% всех подключений. Это второй этап «мобилизации», связанный, с одной стороны, с развитием сетей 3G (в последнее время также 4G), с другой — с распространением смартфонов и планшетов. Разумеется, два рынка не замыкаются друг на друге: к сети 3G можно подключить не только смартфон или планшет, но и обычный ПК (ноутбук), а большинство смартфонов позволяет подключиться к Интернету через Wi-Fi (в этом случае доступ будет осуществляться по проводному каналу). Но вариант «смартфон/планшет плюс 3G/4G» представляется главным направлением.
Большие и малые предприятия давно «мобилизованы» на уровне базовых услуг сотовой связи и проявляют немалый интерес к мобильному ШПД. В опросе, проведенном осенью 2011 г. компанией «АйТи» в рамках конференции «День корпоративной мобильности», 81% респондентов ответили, что планируют использовать смартфоны в своей организации для улучшения коммуникаций при удаленном режиме работы, а 61% рассчитывали повысить с их помощью эффективность существующих бизнес-процессов.
Кто использует мобильные устройства?
Директор Центра корпоративной мобильности «АйТи» Сергей Орлик, выступивший инициатором исследования, отметил в своем блоге, что смартфон воспринимается уже не только как знак статуса, но и как рабочий инструмент. У руководителей организаций и подразделений планшеты есть по той простой причине, что именно они, следуя моде, принесли эти устройства в деловую среду. Для тех же, кто много работает вне своего рабочего места, полнофункциональный, своевременный и безопасный мобильный доступ к корпоративным ресурсам часто является производственной необходимостью. В терминологии IDC такие работники называются «мобильными профессионалами» (mobile professionals) — в различных организациях, где работают участники опроса, к этой категории относят сотрудников ИТ-подразделения, служб технической поддержки, технического обслуживания и ремонта, безопасности/информационной безопасности, отделов продаж и маркетинга (рис. 1).
Что мешает использовать мобильные устройства?
Среди факторов, мешающих использованию мобильных устройств в организации, важнейшими оказались два: разнообразие устройств, соединенное с отсутствием актуализированных корпоративных стандартов (50%), и соображения информационной безопасности (44%). Стоимость устройств останавливает сравнительно немногих — ее отметили лишь 18% респондентов. Это может быть связано с довольно либеральным отношением организаций к ситуации, сокращенно называемой BYOD (от Bring Your Own Device, «приноси свое собственное устройство») —, когда сотрудники используют для доступа к корпоративным ресурсам личные смартфоны или планшеты. Лишь 20% опрошенных сообщили, что у них это однозначно запрещено. В большинстве же случаев доступ в том или ином варианте допускается (рис. 2).
Используемые (и планируемые к использованию) платформы представляют достаточно пеструю картину. Из планшетов представлены фактически только Apple iPad и устройства на платформе Google Android, хотя не исключено также применение RIM PlayBook и Windows (7 и 8). Среди смартфонов разнообразия больше: наряду с iOS и Android присутствуют BlackBerry, Windows Mobile (5/6 и 7), Symbian. Возможность внедрения обсуждается для всех этих платформ и для Samsung Bada.
Прорыв планшетов
Полученная статистика позволяет авторам отчета сделать вывод о том, что «планшеты в России уже активно проникают в корпоративную среду, серьезно рассматриваются и обсуждаются в качестве реального инструмента обеспечения бизнес-деятельности сотрудников». На Западе пишут уже и о преимущественном развитии рынка корпоративных планшетов по сравнению со смартфонами. ИТ-департаменты исследуют предложения ПО на предмет качественных бизнес-приложений для планшетов, рассматривая эти устройства как будущую замену ноутбуков. Согласно результатам опроса, проведенному корпорацией Google в I квартале 2011 г., у 28% участников планшеты — единственное используемое интеллектуальное устройство. Впрочем, эта тенденция более заметна в потребительском сегменте, чем в корпоративном. Кроме того, данные устройства активно используются в образовательных проектах, когда учащиеся получают устройства бесплатно или за символическую плату. Самые масштабные из них запущены в Индии и Китае. Нашумевший в свое время проект OLPC также претерпел трансформацию в смартбук-планшет на платформе ARM, что позволило существенно снизить конечную стоимость устройств. OLPC активно применяется и в образовательных проектах ряда развивающихся стран.
В опросе читателей Web-ресурса SearchMobileComputing.com (май 2011 г.) 58% участников заявили, что их организации планируют в течение ближайшего года увеличить вложения в планшеты, и лишь 12% ответили, что таких вложений вообще не будет. Кроме того, 40% назвали планшеты самым быстроразвивающимся, по их оценке, направлением на рынке мобильных технологий и устройств. О предполагаемом увеличении вложений в смартфоны сообщили тоже 40% респондентов, а в ноутбуки — менее 20%.
По производителям планшеты распределились следующим образом: приобретение устройств Apple планируется у 72% респондентов, Dell — у 29%, HP — у 25%, Motorola — у 22%, RIM — у 18%. 12% организаций собираются приобрести планшеты Cisco для унифицированных коммуникаций и 3% — аналогичные устройства Avaya.
Способы применения планшетов варьируются в широком диапазоне — от просто смартфонов увеличенного размера до платформы, на которой работает специализированное корпоративное приложение, с массой промежуточных вариантов. Например, один из читателей SearchMobileComputing сообщил, что планшеты используются в его организации для унифицированных коммуникаций (включая календарь и Skype), а в дальнейшем для них будет создан интерфейс взаимодействия с корпоративной CRM-системой. Довольно много примеров относится к отрасли здравоохранения — медицинским работникам удобно пользоваться планшетами во время обходов, когда все записи сразу попадают в электронную карту пациента.
Также в 2011 г. были выпущены приложения автоматизации мобильной торговли для платформы Android. Учитывая, что данный класс мобильных приложений до недавнего времени был наиболее массовым, это может дать новый импульс развитию рынка, способствуя миграции с устаревших платформ, прежде всего Windows Mobile.
Кроме того, все основные игроки рынка ERP-систем, включая Oracle, SAP, «1С» и Microsoft, объявили об адаптации клиентских модулей своих приложений для наиболее распространенных мобильных платформ iOS и Android. Возможно, в ближайшем будущем появится поддержка и Windows Phone, которая также видится перспективной. Кое-что меняется и среди поставщиков ECM-систем. Впрочем, пока особым спросом представленные решения не пользуются.
В ситуации бурного развития рынка заказчики неизбежно будут связывать с продуктом завышенные ожидания, и планшеты — не исключение. Заметок о неудачных проектах достаточно много, все они рассказывают примерно одну и ту же историю: компания закупила планшеты и вложила средства в развертывание каких-то замечательных приложений, а результат «не впечатлил», и теперь ИТ-отдел размышляет о том, как поступить с приобретенными устройствами. Как показало исследование IDC Russia Cloud Services Market 2011–2015 Forecast and 2010 Competitive Analysis, результаты которого были объявлены в октябре 2011 г., возможно, неудачи связаны с попыткой использовать уже имеющиеся приложения без их адаптации к специфике работы на мобильных устройствах, что часто ведет к массе сложностей и неудобств. Среди препятствий называлось большое количество программных платформ (сюда можно добавить и проблемы с фрагментированностью, которые встречаются у Android), а также отсутствие беспроводной связи с приемлемыми показателями цены и качества.
Из приложений, которые уже используются на планшетах, в ответах читателей SearchMobileComputing чаще всего фигурировали электронная почта, доступ в Интернет, текстовые редакторы и другие офисные инструменты. Что же касается планов, то 21% читателей упомянули унифицированные коммуникации, 19% — те или иные отдельные инструменты совместной работы (обмен мгновенными сообщениями, корпоративный портал, управление рабочим процессом), 18% — виртуальный рабочий стол и еще 18% — приложения на базе Web. Разрыв между тем, что есть, и тем, что планируется в перспективе, сами респонденты объяснили проблемами безопасности и надежности: существующие приложения для планшетов не удовлетворяют требованиям корпоративной среды по этим параметрам.
Смогут ли планшеты вытеснить ПК — настольные системы или ноутбуки?
Многим читателям представляется, что они будут скорее дополнять ПК там, где нужна повышенная мобильность, и этот процесс никак не затронет стационарные рабочие места. Но все же на вопрос о планах по замене ПК (любых типов) 28% участников ответили, что действительно в их организациях рассматривается вопрос о том, чтобы осуществить это в течение ближайших двух лет, а из них 60% указали, что предполагается перевести пользователей на планшеты (20% назвали нетбуки и 17% — мобильные рабочие станции). Для определенных категорий сотрудников это, видимо, оправданно, но в офисе ПК прочно утвердились на рабочих столах. Вместе с тем в сфере малого бизнеса и потребительском сегменте доля мобильных устройств будет довольно высокой. По мнению Евгения Касперского, например, они будут даже доминировать.
Впрочем, ближе к концу года оптимизма среди аналитиков существенно поубавилось. Сказались плохие продажи ряда крупных компаний. Особенно показателен провал планшетов на WebOS, который привел к серьезнейшей коррекции производственных планов HP. Также продажи планшетов Dell Streak оказались ниже ожидаемых. Смартфоны и планшеты Apple также не слишком охотно приобретают в Европе. Это связано с неблагоприятным процессами в экономике, а также с давлением агрессивных азиатских игроков, предлагающих оборудование по крайне низким ценам.
Однако не стоит сбрасывать со счетов то, что по мере совершенствования мобильных платформ их привлекательность будет расти. И ценовой фактор, как уже было сказано, — не главный. А новые версии мобильных платформ имеют возможности, которые не реализованы в настольных. Например, в Android 4 уже есть реально работающий голосовой ввод, в том числе и на русском языке, которого пока нет ни в одной более-менее популярной системе для ПК и ноутбуков.