Наш мир ускоряется, становятся быстрее процессы, протекающие в нем. Бизнес требует адекватного принятия решений – если не «вчера», то по крайней мере «завтра». Промедление в современной бизнес-среде порой ведет к необратимым последствиям. Как сказал Лео Слицард, ученик Эйнштейна: «Для успеха не надо быть умнее других, надо просто быть на день быстрее большинства».

Значит, чтобы оказываться на день быстрее остальных, нет необходимости быть выдающимися. В повседневном бизнесе речь может идти о людях с различным менталитетом, людях, обладающих разным предшествующим профессиональным опытом или образованием. Но при всем разнообразии характеристик эти люди, делая тот самый шаг вперед, все равно вынуждены работать в рамках давно проверенных на практике универсальных управленческих методологий, обеспечивающих коллективное управление процессами развития бизнеса. И это абсолютно правильно

Действительно, кроме руководителей множества функциональных направлений в современной России появляется различные новые институты управляющих (например, независимые директора, антикризисные менеджер). Все они, как уже было сказано, так или иначе должны встраиваться в существующие практики и методики управления.

В настоящей статье хотелось бы конкретно коснуться института интерим-менеджмента (временных управляющих) как специфической категории персонала в руководстве компаний, а также методов Project Management, которая, наоборот, выступает в качестве универсальной дисциплины. И не в последнюю очередь той дисциплины, которая широко практикуется в ИТ.

Стратегическое планирование в ИТ, без которого, по сути, невозможен систематический подход к управлению проектами и программами проектов, все чаще становится нормой в компаниях, но долгосрочные планы редко остаются без изменений. И своевременно реагировать на эти перемены приходится именно руководству бизнеса и его владельцам.

Вместе с тем далеко не всегда у бизнеса есть необходимая экспертиза «на руках». Далеко не всегда у него есть время и деньги, чтобы искать и покупать эту экспертизу на долгий срок. В большинстве случаев это просто нецелесообразно.

Теперь уже очевидно, что помимо рутинных задач поддержания работоспособности, целый пласт вызовов лежит в сегменте инфраструктурных проектов или проектов по развертыванию прикладных ИТ-систем .

Для начала давайте посмотрим на такой довольно новый для российского рынка инструмент, как интерим-менеджмент (Interim Management). Попробуем разобраться, кто эти люди, носящие гордое звание интерим-менеджеров.

Согласно определению Ассоциации временных управляющих (Interim Management Association), интерим-менеджмент – это оперативное практическое решение бизнес-проблем путем привлечения опытных высококлассных руководителей высшего звена на короткий срок. Это понятие появилось в Голландии в 1970 г. как ответ на ужесточение трудового законодательства, лишавшего бизнес гибкости в отношениях с сотрудниками.

Уже в 1980-х и 1990-х гг. это явление перекочевало в Великобританию и особенно в Германию, где появился огромный спрос за бизнес-экспертизу в связи с объединением ГДР и ФРГ. В 2000 г. была основана первая ассоциация, объединившая компании, занимающиеся поддержанием связи между интеримами и помогающие бизнесу искать и привлекать лучших из них.

На сегодняшний день в мире и в России интерим-менеджеры – это чаще всего успешные топ-менеджеры (С-level/Operating Board/Project managers) с большим практическим доказанным опытом. Они полностью принимают те специфические принципы, на которых работают, и способны быстро включаться в работу в новых условиях, быстро анализировать и принимать решения, работать на результат. Представители этой категории управляющих обладают сильными управленческими навыками и личностными качествами, дающими им возможность работать как самостоятельно, так и в команде. Для услуг интерим-менеджмента также характерна очень высокая удельная результативность (результативность на единицу рабочего времени, проведенного в компании). Она достигается за счет нескольких важных факторов:

  • готовности интеримов приступить к работе сразу после согласования задач;
  • юридической простоты оформления сотрудничества и минимума формальностей;
  • особой компетенции быстрой интеграции в компанию;
  • фокуса на конкретную задачу;
  • четкой привязки результатов к конкретным срокам.

Интеримы существуют разные, поскольку им случается выполнять различные задачи. По данным Ассоциации интерим-менеджмента (IMA) за 2010 г., можно говорить об определенной устоявшейся классификации (см. таблицу).

Помимо определений и формального описания задач интерим-менеджеров, хотелось бы сказать несколько слов и о неформальных особенностях их деятельности, об их взаимоотношениях с другими руководителями и собственниками, а также об их мотивации. Чем карьера интерима привлекает самих профессионалов? Что заставляет их отказываться от стабильного места с сильной компании? Несомненно, чтобы пойти на это, нужно обладать определенным складом характера, быть готовым к тому, что о твоей репутации будет говорить не количество проработанных в компании лет, а конкретные результаты, достижения, максимально прозрачные и измеримые.

При этом, конечно же, интерим сам становится хозяином своего времени. Компенсации включают в себя риск «профессионального перерыва», а потому позволяют после сложного проекта отдохнуть два-три-шесть месяцев. Для многих интеримов важны ориентация на результат и невключенность во внутреннюю политику. Да и за счет множества различных интересных историй у интерима есть возможность «оставаться в тонусе», не погружаясь при этом в рутину и максимально используя свои сильные стороны. Ну и конечно же, не может не привлекать возможность общаться с работодателем на равных, а не как «хозяин-крестьянин».

Эффективность работы интерим-менеджера зависит как раз от сочетания двух вещей – адекватного применения принципов проектного управления и уникальной мотивации руководителей данной категории, позволяющей быстро формировать и адаптировать к специфике предприятия новые формы управления в компании. В этом смысле интерим скорее ценен не как классический Project Manager, добивающийся результата прежде всего за счет глубоких знаний и опыта непосредственно в этой дисциплине, а как менеджер, расчищающий дорогу для ее использования в дальнейшем. В случае явного присутствия интерим-менеджера в руководстве компании под категорию новых видов проектной деятельности на предприятии могут попасть работы, призванные существенно реструктурировать ранее сформировавшийся на предприятии проектный портфель. Это тоже, пожалуй, становится одной из особенностей проектной деятельности предприятия.

Интерим-менеджмент в практике ИТ

В рамках же ИТ-специфики можно особо выделить несколько задач, решаемых с помощью этого инструмента. Прежде всего, конечно, это проектные задачи (построение/внедрение/оптимизация) в таких областях, как:

  • построение системы управления активами;
  • построение системы управления строительными\ремонтными работами;
  • построение интеллектуальных систем;
  • решение задач АСУ и АСКУЭ;
  • системы промышленной автоматизации и автоматизированные систем диспетчерского управления;
  • интеграция технологических схем и бизнес-приложений.

В этой связи посмотрим на одну реальную историю, позволившую решить важные бизнес-задачи за счет привлечения одного из интерим-менеджеров, Сергея Панферова:

Исходную ситуацию в данном случае схематично можно описать следующим образом. Компания численностью более 40 тыс. человек – крупный промышленный холдинг, управляющий энергетическими активами, имеющий также горнодобывающие, производственные, ремонтные и транспортные активы. Основные негативные стороны сложившейся на предприятии системы менеджмента, которую предстояло скорректировать в основном выражались в:

  • отсутствии современных систем финансовой управленческой отчетности
  • отсутствии четких зон ответственности и собственников проектов
  • отсутствии прописанной ИТ-стратегии.

Для формирования условий, при которых организация, преодолев обозначенные выше трудности, получила бы возможность развиваться далее на позицию заместителя генерального директора по развитию и ИТ энергетического подразделения сроком на 12 месяцев был приглашен интерим-менеджер

О полученном результате, равно как и о пути приближения к нему, можно сделать несколько замечаний, которые, можно назвать довольно типичными

С одной стороны, деятельность интерима напрямую не сводилась к тому, чтобы разобраться с этим портфелем согласно классическим канонам Project Management, или другими словами подхватить перспективные проекты и по всем существующим правилам закрыть менее перспективные.

В сферу непосредственного внимания интерим менеджера все же попадает ряд высокоуровневых проектных задач. Речь может идти о создании внутрикорпоративной системы управления проектами в виде некоего стандарта предприятия, а при необходимости и еще ряде подготовительных методических работ, которые можно (а иногда просто необходимо) осуществить очень быстро, но результатами которых целесообразно будет пользоваться в течение многих лет. Также для деятельности интерима очень важен результат, выраженной в объективных количественных показателях. Ведь в основном именно они могут служить рекомендацией развития дальнейшей карьеры интерима. Характерно, что практическое значение подхода, основанного на формировании и дальнейшем контроле ключевых показателей результативности, сейчас общепризнанно. Поэтому в данном случае интересы менеджера и предприятия могут идеально совпасть.

Возвращаясь к конкретной представленной выше ситуации, можно сказать, что структура проведенных работ и поле ответственности как раз во многом отражали все вышеописанные особенности. Прежде всего была разработана ИТ-стратегия. В течение шести месяцев сформировали корпоративную систему проектного управления, под которую попали все проекты стоимостью от 15 млн долл. до 100 млн долл.

Можно сказать, что под непосредственным руководством интерим-менеджера осуществлена сегментация проектов, последовавшая за составлением соответствующих критерием и процедур. На основе заранее разработанных критериев были выбраны «спонсоры» и «собственники» проектов.

И еще одно достижение – удалось остановить дорогостоящий ERP-проект с явной коррупционной составляющей и довести до завершения проект по внедрению «1С», буксовавший ранее целых четыре года.

Не надо бояться слова «интерим»

Конечно, у клиентов, прибегающих к услугам интерим-менеджеров, есть определенные страхи, зачастую необоснованные. Самые распространенные из них:

  • интеримы стоят дороже, чем штатные сотрудники;
  • я не смогу доверять менеджерам, которые уйдут через шесть – девять месяцев;
  • не смогут адаптироваться в команду;
  • нелояльны, ими трудно управлять;
  • как консультанты – только говорят и ничего не делают;
  • не учитывают долгосрочные интересы компании;
  • расскажут нашим конкурентам все секреты.

Нельзя сказать, что все эти сомнения вовсе беспочвенны. Хотя приходится признать: в отличие от «штатных героев», у интерима нету права на ошибку, и успех его проектов есть залог его будущих заказов. А потому и репутацией, и хорошим именем интеримы дорожат. Ведь поражения бьют по ним значительно больнее.

Вспоминая упомянутые ранее специализации, огромный опыт и готовность в кратчайшие сроки приступить к решению задачи или же прекратить ее выполнение делает интерим-менеджмент весьма специфическим и крайне полезным в ряде ситуаций инструментом, обеспечивающим гибкость и манёвренность бизнеса.

В Европе этот инструмент по достоинству оценили не только в бизнесе, но и в государственном, и в некоммерческих секторах. Почти 50% всех интерим-проектов в Великобритании приходится на образовательный, благотворительный, административный, оборонный, полицейский и прочие некоммерческие сектора.

Вместе с тем интерим-мененеджмент не является некой панацеей, «таблеткой от смерти», которая поможет призвать супермена, делающего бизнес вечно растущим и вечно прибыльным. Нет, интерим-менеджмент – такой же инструмент, как и другие, который лишь открывает перед бизнесом дополнительные возможности, который позволяет привлекать сверхквалифицированного специалиста, достигающего конкретные результаты в сжатые сроки.

Но, как и другими инструментами, им нужно уметь правильно и своевременно пользоваться, решая свои задачи. Ведь маневренность бизнеса не гарантирует того, что вы будете крутить руль в правильном направлении. Хотя и в этом вопросе интерим-менеджмент сможет оказаться полезным!..