Мобильные приложения должны на чем‑то работать. Но ситуация на рынке мобильных устройств такова, что очень велики шансы допустить ошибку при выборе оборудования для сотрудников. Причем порой, что самое плохое, поначалу ничто не предвещает неправильного выбора.

Такая ситуация возникает по нескольким причинам. Можно пойти на поводу у моды или маркетинговых заклинаний производителей и продавцов, а потом оказаться у разбитого корыта с багажом дорого­стоящего оборудования, с которым непонятно, что делать, поскольку само оборудование и ПО перестало обновляться и поддерживаться. Можно сделать вывод, что использование общераспространенной платформы снимет массу проблем, но забыть о том, что смена форм-фактора устройств настолько кардинально меняет сами принципы работы, что о продуктивном использовании не может быть и речи. Развитие технологий идет быстро, и иногда случается сделать ставку на платформу, просто ставшую тупиковой веткой в эволюции, или на ту, на продвижение которой у вендоров не хватило сил. В конце концов, можно просто выбрать банально неудачную или ставшую безнадежно устаревшей модель, которую вдруг предложили по соблазнительно низкой цене. Нельзя исключать и других рисков, например, связанных с громкими тяжбами вендоров или различными особенностями лицензирования ПО. Рассмотрим эти случаи более подробно.

Жертвы моды

Такие ситуации уже имели место в прошлом. Можно вспомнить по крайней мере два случая: с платформами Apple Newton и Psion в 1990-е гг. Это были одни из самых первых более-менее работо­способных мобильных платформ, довольно популярные среди техноманьяков. Другое дело, что круг их почти 20 лет назад был существенно уже, чем сейчас. Но эти устройства все же пытались использовать для автоматизации ряда бизнес-задач. И небезуспешно, особенно Psion, которые довольно активно применялись в качестве таксометров или для автоматизации работы торговых представителей. К этой категории можно отнести и КПК компании Sharp на специальной версии Linux, однако к нам они официально не поставлялись и были довольно большой редкостью. Честно говоря, автор этих строк был в числе тех, кто высказывал опасение, что в подобной ситуации окажутся пользователи iPad. Однако эти опасения не оправдались. Зато в таком положении оказалась платформа MeeGo, точнее, ее версия Harmattan для платформы ARM. Впрочем, она никогда не позиционировалась как массовая, и о попытках использования соответствующих устройств для нужд автоматизации бизнеса мне ничего не известно. Так что эту проблему можно рассматривать как сугубо теоретическую. По крайней мере, пока. Однако нельзя исключить, что так будет не всегда.

О двух больших разницах

Тут речь пойдет о мобильных устройствах на платформе x86, прежде всего планшетах. Они существуют уже довольно давно, но до сих пор остаются нишевым классом с весьма ограниченным спросом. Казалось бы, только этот факт должен настораживать всех, кто связан с выбором оборудования. Но соблазн легко и быстро решить задачи с использованием стандартного ПО многим, похоже, отключает разум, и возражения принимаются с трудом. Осознание неправильного выбора происходит только после вала жалоб от разгневанных бизнес-пользователей.

Однако все основные программные продукты для платформы x86 рассчитаны на управление с помощью клавиатуры и мыши (или ее заменителей). Использовать перо, не говоря уже о пальцах, для решения задач, кроме разве что простейших, банально неудобно. Хотя бы оттого, что по мелким элементам управления не всегда просто попасть. «Теоретически, клавиатура должна появляться еще и при нажатии на поле, куда надо что-то вводить, но практика показывает, что это происходит далеко не всегда и далеко не во всех приложениях. Это создает опре­деленные сложности, зачастую делающие невозможной дальнейшую работу», — вот типичное впечатление от коллеги, тестировавшего планшет на Windows 7. 

В предварительных версиях Windows 8 ситуацию улучшили, но все равно есть заметное отставание от iOS и Android. При работе с ПО сторонних разработчиков ситуация еще усугубляется, поскольку лишь меньшинство их хоть как-то адаптировано под использование на планшете. Плюс ко всему на многих планшетах, особенно дешевых, ис­пользуются младшие версии Windows («Начальная» и «Домашняя базовая»), которые имеют множество ограничений и проблем, связанных с лицензированием ПО. Впрочем, об этом будет сказано ниже.

С другими ОС, в частности Linux, кроме разве что MeeGo, судьба которой не ясна из-за распада альянса Intel и Nokia, ситуация еще хуже. И какие-то подвижки разработчики обещают не раньше 2014 г.

При этом планшеты на Windows стоят довольно дорого, даже если речь идет об устройстве на базе нетбука со такими его недостатками, как малый экран низкого разрешения и низкая производительность. Конечная цена такого компьютера будет на уровне младшей модели iPad или планшета солидного производителя на базе Android. При этом такой «гибрид» будет заведомо меньшее время работать от батарей (обычно не более 3 часов в режиме Web-серфинга). Он существенно тяжелее и к тому же имеет больше потенциальных точек отказа, начиная с системы охлаждения и жесткого диска. Системы более высокого класса еще дороже.

Вместе с тем есть участки, где применение такого оборудования давно отработано и отлажено. Это, например, ряд задач, связанных с автоматизацией складской логистики или медицины. Но даже для них имеет смысл хорошо подумать и попытаться применять что-то другое, особенно если не требуется специально продлить жизнь унаследованным решениям.

К этой же категории можно отнести смартбуки на Android, которые появились в продаже в начале текущего года. Тут ситуация была обратной: ПО, которое рассчитано на сенсорный экран, оказалось очень неудобно использовать на системе, которая с точки зрения пользователя представляла собой нетбук, пусть и на другой аппаратной платформе. Впрочем, тут разочарование было быстрым, и долго эти устройства в продаже не задержались. Да и как решение для автоматизации бизнеса их, насколько известно автору этих строк, никогда всерьез не рассматривали.

Не въехать в тупик

Ситуация с выбором платформы, которая оказалась тупиковой, также вполне реальна. При этом ее массовость — не препятствие. И примеров тому масса. Достаточно вспомнить Palm, Windows Mobile или Symbian. Разве что массовость способствовала тому, что сами устройства и приложения для них продолжали поддерживаться даже после того, как стало ясно, что платформа, что называется, не жилец.

Однако бывало и так, что платформа «умирала», толком не успев родиться. Например, в этом году много шума наделало заявление одного из руководителей HP о сворачивании производства устройств на базе WebOS по причине провала продаж. Не так давно эти заявления были дезавуированы, но все равно HP придется очень постараться, чтобы вдохнуть жизнь в эту, надо сказать, небезынтересную платформу.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, можно посоветовать следить за рынком. Тревожные симптомы — замедление развития той или иной платформы на фоне разговоров о переходе на что-либо другое, как было с Symbian и Windows Mobile. Или прогрессирующее отставание от конкурентов, как было с Palm. Ну и не стоит покупать те устройства, которые не слишком хорошо продаются, даже если их согласны продать очень дешево. К слову, цена на планшет HP Slate на WebOS в конце концов снизилась до менее чем 100 долл., что впятеро дешевле основных конкурентов.

Не отстать на очередном вираже развития

Вроде бы всем хороша платформа Android. Однако быстрый и динамичный процесс ее развития имеет массу издержек. Главная из них связана со значительной фрагментированностью. Сейчас в реальной продаже можно встретить устройства на базе по меньшей мере десяти ее версий. Если же считать всю базу оборудования, которая находится в эксплуатации, их число может оказаться и больше. Причем ситуация эта, по мнению многих аналитиков, продлится еще несколько лет.

Между тем у каждой из этих версий есть свои особенности, которые могут привести (и приводят) к целому ряду сложностей. Например, связанных с несовместимостью приложений между разными релизами. К тому же это усугубляется тем, что многие вендоры устанавливают свои оболочки и иные системные расширения. Да и различия в аппаратных платформах тоже начали сказываться в последнее время. Например, отсутствие одного из блоков на nVidia Tegra приводит к существенным проблемам с воспроизведением видео.

Есть издержки, связанные с открытостью платформы. В итоге в перечень производителей попадают случайные компании, в том числе явные однодневки, для которых изначально не ставится задача обеспечить даже минимальный уровень качества продукции и ее послепродажной поддержки. Да и вполне добросовестные производители ради удешевления продукции готовы идти на очень многое, например использовать экраны с низким качеством изображения. И если для мерчендайзеров такое оборудование подходит, то для медиков, которые будут просматривать рентгеновские снимки, — уже вряд ли. Кроме того, далеко не все вендоры предусматривают возможность обновления ОС. В частности, такой политики придерживались Acer и Sony Ericsson. А в ряде случаев обновление ОС пусть и возможно, но может привести к неприятностям из-за того, что новой версии банально перестало хватать системных ресурсов. Например, Android 2.1 вполне хватало 256 Мбайт оперативной памяти, Android 2.2 требует уже минимум 384 Мбайт ОЗУ. В итоге даже модель, выпущенная на рынок полгода назад, может вдруг стать безнадежно устаревшей.

Когда вендоры дерутся

В последнее время активизировались споры между разными компаниями в судах. Обычно имеют место обвинения в неправомерном использовании чужой интеллектуальной собственности. Так, в настоящее время с переменным успехом идут процессы между Apple и Samsung, которые чуть было не привели к запрету продаж ряда моделей планшетов и телефонов последней на всей территории Евросоюза. Потом запрет был ограничен только территорией Германии и Нидерландов. Аналогичные процессы открываются и в других странах. Высказываются неприкрытые угрозы в адрес всей платформы Android и со стороны ряда руководителей Microsoft, в частности Стива Балмера. Возможно, за этим последуют и судебные иски.

Пока сложно сказать, дойдет ли эта эскалация сутяжничества до России, а если и дойдет, возможны ли такие последствия, как запрет или ограничение продаж тех или иных устройств. Однако исключать ничего нельзя, хотя такой риск, пожалуй, невелик.

Ловушки лицензирования

Известно, что множество ограничений имеют младшие версии Windows 7, предустановленные на дешевые ноутбуки, нетбуки и планшеты: «Начальная», «Домашняя базовая», «Домашняя расширенная». Например, отсутствует поддержка домена. При этом обновление до редакции «Профессиональная» не предусмотрено. Возможно это только до самой дорогой «Максимальной». А разница в цене сопоставима с ценой самого компьютера. Так что если вдруг окажутся востребованными те или иные функции, то придется подбирать систему, где предустановлена необходимая версия ОС, или идти на значительные дополнительные траты.

Не все просто и у пользователей Android. Так, например, применение неофициальных сборок часто ведет к потере фирменной гарантии. Кроме того, при этом более чем вероятно потерять работоспособность некоторых функций. Также в процессе установки новой прошивки есть риск полной потери работоспособности устройства.

Надо сказать, только этими сценариями возможные неприятности не исчерпываются. Например, существует ненулевой риск того, что пользователи будут пытаться преодолеть некоторые ограничения систем, что также ведет к потере гарантии. Причем в ряде случаев это может быть и оправданным, например получение прав суперпользователя на Android. Иначе просто невозможно заставить работать некоторые весьма востребованные приложения, в том числе востребованные бизнес-пользователями, например ПО для записи разговоров.