История автоматизации тех или иных отраслей или отдельных компаний может рассматриваться не только в разрезе проектов, выполненных за определенное время. Не менее важно то, как накапливались и эволюционировали ресурсы, непосредственно связанные с ведением информационных проектов. Ресурсы эти, в свою очередь, можно разделить на три составляющие, выделив соответственно корпоративные данные, алгоритмы и технологии их обработки, а также персонал, работа которого связана с эксплуатацией ИТ‑систем. Если рассматривать вопрос под этим углом зрения, видно, что у каждой отрасли есть своя специфика, даже несмотря на то, что в отношении использования тех или иных классов ИТ‑систем ситуация может быть более или менее выровненной. Энергетика в данном случае — не исключение.
Начнем с того, что в данной отрасли, как, может быть, ни в какой другой существенную роль играют и при этом широко используются данные весьма широкого спектра. Если условно классифицировать их на управленческие и технические, а также на внутренние и внешние, становится понятно, что уровень востребованности каждой из этих категорий в энергетике потенциально высок.
Разумеется, внутренняя управленческая информация актуальна для любой отрасли и любого бизнеса, хотя в энергетической отрасли она важна еще и вследствие стабильности, предсказуемости, а значит, весьма высокой инвестиционной привлекательности предприятий. И один из факторов сохранения этой привлекательности, как известно, как раз состоит в обеспечении прозрачности управленческих процессов внутри компании, а стало быть, и во внедрении «классических» ИТ‑систем управления бизнес-процессами компании.
Внутренняя техническая информация также традиционно играла важнейшую роль в энергетике. Сложность оборудования, а также тяжелейшие последствия, потенциально возможные в результате даже небольших аварий, традиционно вынуждали руководство предприятий данной отрасли еще много лет назад серьезнейшим образом относиться к внедрению систем класса АСУТП, а значит, постоянно иметь в арсенале внушительный объем технической информации в электронном виде, отражающей работу оборудования. В настоящее время, по мере постепенной реализации весьма популярной в энергетике концепции smart grid, стало можно говорить, что энергетические компании стали больше заинтересованы в технических данных, внешних по отношению к их работе. Они характеризуют не процессы генерации, а профиль использования энергетического ресурса на стороне потребителя. Об этой технологии и особенностях ее использования говорится в нескольких статьях данного тематического выпуска. Из них ясно, что smart grid дает импульс еще к некоторым тенденциям в отношения использования электронной информации в энергетике.
Во-первых, smart grid в терминах технологий управления прежде всего означает глубокую обратную связь с потребителем, а значит, и тесную интеграцию внутренней и внешней технической информации, собираемой соответственно с генерирующих и потребляющих систем, и формирование, таким образом, единого пространства технических данных. Во-вторых, в условиях, когда работа энергетических компаний становится весьма чувствительной к поведению не только крупных предприятий, но и малого бизнеса, и даже индивидуальных потребителей (что становится возможным именно благодаря smart grid), большую роль начинает играть внешняя по отношению к предприятиям энергетики коммерческая информация. Иными словами, если раньше потребность в такой информации могла быть удовлетворена получением данных о планах крупнейших промышленных потребителей электроэнергии того или иного региона, то теперь становится весьма востребованной сводная информация о поведении мелких потребителей электроэнергии, равно как и о развитии рынка широкого класса энергозависимых потребительских устройств. Здесь имеется в виду отслеживание тенденций в использовании локальных источников энергии, так же как и в сфере развития альтернативных способов ее получения. Полезной для энергетиков в новой ситуации может оказаться и статистика продаж любых бытовых, а также персональных вычислительных устройств. Учитывая возрастающее разнообразие классов подобной техники, их быстрое совершенствование (и соответственно изменяющийся профиль энергопотребления), получение достоверных данных в этой области вырастает в довольно сложную задачу.
Наряду с самими данными, важным аспектом эволюции информационной поддержки можно назвать методы и алгоритмы их обработки, которые к определенному моменту времени в среднем осваивают предприятия той или иной отрасли. С одной стороны, это определяется самим профилем данных компании, о котором мы только что говорили выше, с другой — методы обработки имеющихся данных, очевидно, диктуются состоянием отечественной экономики вообще и долгосрочными задачами энергетики в частности. Руководитель департамента по ИТ ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Евгений Ровных в своем интервью (см. статью на стр. 44) утверждает, что в ближайшем будущем в отрасли наступает этап развития существующих систем в направлении анализа, моделирования и прогнозирования в различных функциональных областях. Директор по экономике и финансам холдинга «Комплексные энергетические системы» Алексей Закревский (см. статью на стр. 46) также отмечает моделирование как очень перспективное направление автоматизации предприятий энергетики, подразделяя его на техническое и управленческое.
Конечно, и та и другая ветви информационного моделирования в значительной степени стимулируются стремлением строить более эффективные схемы развития бизнеса. Но представляется, что более активный интерес к техническим моделям связан в том числе и с более активным, чем ранее, вводом в строй новых энергетических объектов. Что же касается управленческого моделирования, то тут мы снова возвращаемся к концепции smart grid. Как уже было отмечено, внедрение этой концепции стимулирует формирование единого пространства технической информации, касающейся как генерации, так и потребления электрической энергии. К нему рано или поздно подтягиваются коммерческая информация о внешнем рынке энергопотребления, о которой мы тоже упоминали выше. Все это пространство в совокупности — идеальная отправная точка создания прогнозных моделей развития предприятий, относящихся к так называемой «большой энергетике».
Обоснованные результаты прогнозов возвращают менеджмент к тому, чтобы на новом уровне начать использовать ИТ‑системы управления внутренними бизнес-процессами. Это, по словам Евгения Ровных, более рельефно, чем ранее, обозначает проблему среднего образовательного уровня менеджмента энергетических компаний и сложившейся культуры управления. А это уже вопрос развития другого типа ресурсов — человеческого.