Прежде всего обратим внимание читателя (вернее, напомним ему), что понятия «процесс» и «качество» очень близки друг к другу. Наверное, наиболее известный стандарт, напрямую связывающий эти понятия, — стандарт менеджмента качества серии ISO 9000, который в России давно распространен и довольно широко известен. Основная его идея проста — качество продукции прежде всего определяется качеством и стабильностью бизнес-процессов производства и способностью гибко и адекватно их описать. В результате осознания идей ISO 9000 на отечественном рынке понятия «процесс» и «качество» некоторое время назад стали четко ассоциироваться между собой в умах российских менеджеров, что само по себе явилось весьма важным шагом вперед.
Попутно отечественный корпоративный рынок становился более зрелым с точки зрения технологий управления вообще и корпоративной автоматизации в частности. Если говорить о триаде понятий, вынесенной в заголовок, это означало следующее.
Во-первых, речь шла о более разнообразном инструментарии автоматизации, в частности об освоении корпоративным рынком средств моделирования и управления бизнес-процессами, а также промышленных инструментов автоматизации процессов. Один из самых последних классов ИТ-инструментария интеграции, проникающих в настоящее время как на мировой, так и на российский рынки, — небезызвестный BPM (Business Process Management), и он‑то уж точно связан исключительно с процессным подходом как в управлении, так и в автоматизации.
Вывод из сказанного можно сделать следующий. К группе тесно ассоциируемых между собой понятий, состоящей из двух элементов — процесс и качество, — добавляется третий элемент, автоматизация.
Во-вторых, можно сказать об известной модели процессов ITIL, которая уже тоже около 10 лет обсуждается в среде российских ИТ‑специалистов и даже отчасти других функциональных менеджеров. Ей, как известно, было посвящено несметное количество публикаций, и они до сих пор продолжают появляться с завидной регулярностью. Но речь сейчас не об этом. Речь о том, что ITIL — это опять‑таки процессный подход, и это, конечно, автоматизация. Но ее понятие еще и тесно ассоциируется с качеством, а точнее говоря, с качеством процессов. Библиотеку ITIL явно составляли те, кто был знаком с ISO 0000, что хорошо видно. Главное, о чем хочется сказать в контексте нашего разговора: распространение идей ITIL/ITSM привело рассматриваемую нами триаду связанных понятий непосредственно в ИТ-подразделение. В данном случае понятие качества продукта можно смело конкретизировать, имея в виду качество функционирования ИТ-поддержки и ИТ‑систем.
Правда, решить эту задачу могла не только модель ITIL/ITSM. Не менее важно, что фундаментальный подход к разработке корпоративного программного обеспечения, выполняемый внутри компании или даже силами внешних разработчиков, точно так же связывает понятия «процесс», «качество» и «автоматизация». Просто по этому пути идут не все компании. Все‑таки задача управления ИТ-подразделением (читай — освоение идей ITIL/ITSM) имеет более универсальный характер, чем заказная разработка бизнес-критичных систем.
И наконец, осознание единства указанной триады может, скажем, прийти и со стороны информационной безопасности. Все более популярный сейчас на отечественных предприятиях стандарт ISO 27000 тоже отталкивается от важности выстраивания адекватных процессов в данной области и в конечном итоге выходит (в данном случае со стороны ИБ) на определение качественного функционирования информационных систем.
Все это, еще раз подчеркнем, позволяет нам с полным правом ставить понятия «качество», «процесс» и «автоматизация» рядом друг с другом.