Ты помнишь, как все начиналось?
Все было впервые и вновь…
А. Макаревич
Давным-давно, в феодальную эпоху недоразвитого Интернета, между ИТ-директором (для краткости ИТД) и ИТ-поставщиком (соответственно ИТП) не было тендерного комитета, подразделения закупок и пресловутого закона № 94‑ФЗ.
ИТД любовно строил свой ИТ-замок силами вверенного подразделения. Прокладывал модерновые рвы локальных сетей категории 3. Из безвозмездно позаимствованных у соседей строительных материалов возводил стены системно-базовых платформ. И взметал победные флаги на самолично спроектированных и любовно сложенных прикладных башнях Расчета_Заработной_Платы и Учета_Основных_Средств, а то и на колоколенке Операционного_Дня, подпиравшей небо и весь молодой бизнес. И лишь одно серьезное обстоятельство омрачало временами высокое чело ИТД — для строительства фундаментов требовалось «железо», которое было дорого, точнее, очень дорого, и водилось за границей. Не бог знает какая Вест-Индия, но все же просто так не достанешь.
ИТП — молодые и дерзкие негоцианты — как раз занялись тогда поставками требующегося «железа» и прочего оборудования. Кроме молодости и дерзости, за душой у них еще ничего не было, и ИТП закономерно требовали от ИТД полного авансового финансирования экспедиции. То есть стопроцентной предоплаты миллионных поставок без какой‑либо гарантии и кредитной истории. Это обстоятельство на первых порах ужасало даже Самых-Генеральных-Директоров, в подчинении которых находился ИТД, и они порой пытались самостоятельно решить проблему выбора ИТП. После того как не один корабль негоциантов безвозвратно растворился в океане вместе с выданными средствами, а часть поставок способствовала построению башен пизанского типа, широкие полномочия по выбору ИТП все‑таки перешли в руки ИТД. Вместе с ответственностью.
Нельзя сказать, что ИТД был очень рад этому. Временами у него аж дух захватывало от радужности перспектив вылета с достигнутых непосильным трудом высот при пессимистичном варианте развития взаимодействия. Хотелось при выборе партнера опереться на что‑то более существенное, чем фиговый листочек соглашения. Поэтому залогом выполнения договоренностей в этот период часто становились неформальные человеческие — родственные, дружеские, приятельские — взаимосвязи ИТД и ИТП.
И опыт, сын ошибок трудных
Обломал немало веток,
наломал немало дров….
М. Танич
А в мире совершенствование информационных технологий неслось с бешеной скоростью: год от года удвоение, удесятерение характеристик, а то и рост на несколько порядков, и — ура! — «железо» стало дешеветь. Но, как и полагается, это имело свою оборотную сторону с далеко идущими последствиями. Во-первых, часть оборудования стала сложна настолько, что для ее инсталляции и обслуживания потребовались специально обученные и сертифицированные сотрудники. А во‑вторых, практически в то же самое время некоторые ИТД вместе с «башенкой» или «колоколенкой» отпочковались от своей альма-матер и перешли в стан ИТП. Появились первые шоковые сообщения: «Программы стоят денег!» Чуть позже пришло осознание, что и услуги по внедрению и сопровождению софта — особенно это касалось специализированных отраслевых прикладных систем — тоже не безвозмездны.
Между ИТД и ИТП началась борьба за «головы», то есть за квалифицированные людские ресурсы. Одновременно ИТД делал мучительный выбор, отказываясь от части самостоятельно выполняемых его подразделением работ и услуг в пользу покупки «промышленного» варианта. ИТП не оставались в стороне от процесса, они подавали свои продукты как волшебные палочки аккумулированного опыта и лучших практик.
Вслед за усложняющейся картиной мира взаимоотношения ИТД и ИТП претерпевали существенные изменения, формализуясь. Будущие партнеры встречались на выставках и показах, обещали золотые горы, и… на свет появлялся сухой документ, один из пунктов которого гласил: «Подписание настоящего заменяет собой все имевшие место ранее договоренности, переговоры и соглашения». Его величество Контракт вообще стал играть большую роль во взаимодействиях. Обе стороны изо всех сил пытались сделать его максимально подробным, отразить все возможные варианты ожидаемых результатов и действий. Например, регулярно перезаключаемый договор на поддержку автоматизированной системы каждый раз увеличивался в объеме как минимум на страницу. Если же одна из сторон что‑то упускала или существенно менялись условия внешней среды — а они менялись постоянно, — то с большой вероятностью открывался «сезон охоты». Особенно это проявлялось, когда заказчик и поставщик были, что называется, в разных весовых категориях.
Посмотреть на себя со стороны «заклятым друзьям» помог великий и могучий Интернет, предоставивший форумные площадки для открытых профессиональных дискуссий. Значительную роль сыграл также общий дрейф в сторону международных стандартов, обязавший, в частности, банки вести досье на контрагентов и создавать резервы на возможные потери по рисковым финансово‑хозяйственным операциям. Работа над ошибками привнесла гибкость и разумность в палитру отношений ИТД и ИТП.
Поколение POST
И мы переходим в какое‑то новое качество,
как вдаль отплываем к неведомой новой земле.
Е. Евтушенко
О, нет! XXI век на дворе, а у вас в магазине нет товара, который был оплачен по вашему же счету, и вы не знаете, когда он поступит?! Проще купить суперсервер с лицензиями Oracle впридачу, чем мышь Sony в luxury‑салоне!
Да, XXI век на дворе. Многие ИТП прошли сертификацию о соответствии требованиям ISO 9001. Информация о предлагаемых продуктах и услугах размещена на сайтах. Все необходимые консультации, включая демонстрационные версии, можно получить в интерактиве или по электронной почте; воспользоваться интернет-поисковиком, чтобы уточнить рыночные условия и найти дополнительные сведения. В компаниях у ИТД внедряются системы менеджмента качества, предполагающие конкурсную форму размещения заказов на поставку товаров и услуг. По отработанным шаблонам и схемам формируется тендерная документация. В бюджетных организациях становится обязательным проведение электронных торгов. Казалось бы, взаимоотношения стандартизованы, формализованы и обезличены.
Означает ли это, что все проблемы решены? Отнюдь. По-прежнему качество информации о поставщиках и проектах оставляет желать лучшего. Выбор цены как основного критерия размещения заказа при отсутствии соглашения об уровне услуг (Service level agreement, SLA) влечет за собой как завышенные ожидания, так и низкое качество поставок. Меняющееся российское законодательство и влияние мировых процессов создает неустойчивый внешний фон. До сих пор встречаются отдельные представители с ментальностью предыдущих эпох и недоделанными бизнес-процессами. И, как и прежде, решение многих вопросов взаимодействия зависит от доброй воли ИТД и ИТП.
Но мы становимся мудрее, учимся идти навстречу друг другу и находить баланс интересов. Потому что, как говорит гуру интернет-бизнеса Сет Годин, продуктивность обеспечивается обменом идеями, люди счастливее, когда их поощряют, а доверие — окупается.