Работая над созданием хранилища данных, многие забывают о главной цели проекта — упростить аналитикам работу с информацией. На извлечение, очистку и трансформацию данных тратится столько сил и ресурсов, что проектировать красивые отчеты и создавать аналитический портал становится просто некогда.
«Мы сдали проект, объединили десять систем, три терабайта данных, в двухчасовое окно загружаем сто гигабайт… Аналитики? У них есть данные, пусть сами и рисуют свои отчеты».
Но эти отчеты и аналитический портал — единственная часть айсберга, которая видна пользователям. Помните аналогию Ральфа Кимбалла, представляющего аналитическую систему как ресторан? Выбирая, где вы будете ужинать, вы думаете не только о качестве продуктов и мастерстве шеф-повара. Вам важно, как выглядит зал и как сервируются блюда. Приглашая аналитиков создавать отчеты самостоятельно, вы говорите им: «Проходите на кухню, берите, что понравится, овощи мы нарезали».
Технически спроектировать хороший отчет несложно. Почти все современные BI-инструменты позволяют создавать детализированные отчеты, не углубляясь в программирование. Основная проблема — визуальное представление.
Пять способов испортить хороший отчет:
- сделать логотип компании как можно больше и контрастнее;
- использовать только яркие цвета и трехмерные графики, лучше — с градиентной заливкой;
- включить анимацию, в том числе в таблицы и графики;
- создать креативный график, с которым пользователь никогда не сталкивался раньше;
- использовать насыщенную фоновую картинку — космос, джунгли или рабочий стол с иконками.
Мы привыкли к тому, что графика, которая нас окружает, захватывает внимание и доносит готовую идею максимально наглядно. Информационный дизайн деловых журналов и рекламы выглядит завораживающе просто, мы моментально считываем сообщение автора… и именно поэтому их приемы нельзя использовать в аналитическом отчете. То, что украшает таблицу в журнале, будет только раздражать бизнес-аналитика.
Яркие цвета, сложный фон и эффекты отвлекают внимание от собственно данных. Необходимость работать с таким графиком несколько раз в день ужасно утомляет.
Готовое «авторское» сообщение и любые акценты в графике мешают искать новые идеи и связи между данными. Упрощенная и тем более «игровая подача» не дают аналитику делать его работу: наблюдать и делать выводы.
Главные правила визуальной подачи информации нарушаются почти в каждом отчете, созданном непрофессионалом в области инфографики, а тем не менее эти правила существуют (рис. 1). Например, в левый верхний угол, самое «ценное» место на экране, традиционно ставят рубрикатор или логотип компании. А на их месте могли бы быть данные поважнее (по крайней мере для аналитика). Или вешают в «шапку» отчета картинку из фотобанка — группу людей, напряженно смотрящих на пользователя. Человек подсознательно всегда выделяет направленный на него взгляд. И, читая этот отчет, все время фокусируется на «шапке с глазами», отвлекаясь от данных.
70% информации, получаемой и анализируемой всеми органами чувств, — визуальные данные. В человеческом мозге запущены мощнейшие механизмы обработки визуального потока, выделения точек внимания и сравнения объектов. Научное направление визуализации информации, изучающей эти механизмы, существует уже более 30 лет.
Основы теории визуализации, к сожалению, не преподают в университетах — за исключением, пожалуй, некоторых курсов статистики. Производители программного обеспечения не только не помогают пользователям создавать читаемые отчеты — часто они даже сами провоцируют их на ошибки. На презентациях продукта им показывают трехмерные графики с тенями и градиентной заливкой, сочными глянцевыми цветами и кнопками меню, «которые хочется лизнуть». Как красиво визуализировать данные — не показывают. Пользователи некоторое время экспериментируют с разными формами представления и возвращаются к привычным стандартам.
Жесткий формат этих стандартов часто вызывает рабочие споры между аналитиками и разработчиками отчетов. Многомерная модель данных часто «уплощается» по просьбе клиента: например, ему нужны длинные «боковики» и бесконечные «шапки».
При обработке визуальной информации наша «быстрая» память может удерживать только три — семь объектов одновременно. Цифра — один из таких объектов, именно поэтому нам так тяжело читать «непривычные» отчеты. Аналитик, работающий с одними и теми же таблицами много лет, мельком взглянув на гигантскую, запутанную для стороннего наблюдателя форму, легко может найти несоответствие в данных или «ненормальные» цифры. Его взгляд просто «натренирован» — именно поэтому некоторые клиенты требуют подгонять данные под формат.
Но вместо ежемесячных цифр вы можете нарисовать линию (рис. 2), показывающую годовые продажи продукта, и заменить тем самым 12 объектов внимания одним. Такая визуализация может сильно упростить работу аналитика, чье восприятие не «заточено» на определенную форму отчета. Простой пример: три таблицы, в каждой из которых нужно найти пятерки. Чтобы ваш взгляд смог выделить предмет, он должен обладать набором признаков — определенным положением в пространстве, размером, цветом, наклоном, формой и проч. Если сочетать эти признаки, игнорируя правила восприятия, вы превратите любую таблицу в хаос (рис. 3).
И, оформляя продукт, не забывайте о тех, для кого вы его делаете. Разработчикам отчетов важно понимать, как именно люди используют результаты их труда. На одном из проектов нашей команде повезло сидеть ровно за спинами аналитиков. Полдня мы подглядывали за тем, как люди используют наши отчеты, — и этого оказалось достаточно, чтобы понять: как именно расположить фильтры, какие значения выбрать «по умолчанию», по каким признакам позволить сортировать данные. Мы увидели мелочи, на которые никто не обращает внимания при разработке и тестировании: «В отчете же есть нужный фильтр — ну и что, что к нему немного неудобно тянуться». И сократили время работы с отчетом в несколько раз. Было: «Запустил отчет, нашел нужные фильтры, перевыбрал значения, получил результат». Стало: «Запустил отчет (если нужно, перевыбрал фильтр), получил результат».
Такие «командировки в бизнес» — мощный стимул для разработчика. Приятно работать, если отчеты перестают быть «очередной простыней» и становятся ответами на вопросы.