На рынке мобильных устройств в последнее время происходят довольно существенные перемены. Начались они на рубеже 2007—2008 гг., когда на рынок были выпущены нетбуки. Появление iPad, а потом и других планшетов дало этим процессам новый импульс. Но куда все это придет, до сих пор не вполне ясно. И все же попытаемся сделать некоторые прогнозы.
Естественно, увеличится мощность процессоров, как центральных, так и графических, будут расти емкость и быстродействие накопителей. Однако по мере приближения к квантовому пределу прогресс этот замедлится. В результате уже очень скоро закон Мура перестанет работать. Так что рост производительности будет достигаться прежде всего за счет повышения количества вычислительных ядер и оптимизации ПО. При этом возможно повышение функциональности базовой логики, «разгружающее» центральный процессор от выполнения несвойственных функций. Оно также может дать некий резерв для роста производительности.
В итоге отрасль все дальше будет отходить от концепции универсального рабочего места. Разные категории сотрудников получат в свое распоряжение системы, серьезно отличающиеся друг от друга.
Кроме того, со временем еще больше углубится разрыв между портативными и полноразмерными системами. При этом последние будут развиваться менее динамично, даже по экстенсивному пути. Возможно, данный класс станет частью сегмента настольных ПК. Также вполне вероятно появление своего рода «гибридов» между моноблочными ПК и ноутбуками. Тут возможны различные варианты, как оборудованные батареей, так и нет, с традиционными и сенсорными дисплеями.
В сегменте портативных систем развитие пойдет более динамично. Более приоритетной станет длительная автономная работа, а не производительность, по крайней мере в первое время. Сыграет свою роль как появление новых источников питания, например топливных элементов, так и совершенствование аккумуляторных батарей. Значительные усилия будут предприняты и для того, чтобы уменьшить массу устройств без ущерба для их живучести. Этому будут способствовать и более широкое использование SSD-накопителей, и средства отображения, основанные на новых технологиях (прежде всего OLED). Возможно также применение совсем новых типов дисплеев, например вмонтированных в специальные очки. Причем связь между дисплеем и системным блоком будет, скорее всего, беспроводной. Хотя вряд ли их использование станет массовым. По крайней мере, не факт, что такой дисплей будет единственным. Впрочем, для просмотра презентаций, видео или игр он выглядит вполне привлекательно. К слову, без проводов будут подключаться любые периферийные устройства, а не только дисплеи или устройства ввода. И это может стать источником множества проблем, например, связанных с защитой от помех или обеспечением конфиденциальности.
Габариты устройств, кроме, пожалуй, толщины, вряд ли существенно изменятся. Тут главным фактором будет удобство использования, и уменьшение компьютера до некоего предела делает комфортную работу просто невозможной. Так что, с большой долей вероятности, основную массу среди полнофункциональных устройств, претендующих на универсальность, составят аппараты с размером экрана от 9 до 14 дюймов.
Устройства ввода при этом останутся в целом теми же, что и сейчас: клавиатура, средства управления курсором… Возможно, несколько шире, чем сейчас, будет использоваться сенсорный экран. Впрочем, с моей точки зрения, последнее станет массовым явлением только при достижении ряда условий. Необходимо наличие полноценных средств распознавания рукописного текста. Кроме того, поддержка сенсорного ввода не должна ухудшать качество изображения. И, пожалуй, самое главное: ПО, как системное, так и прикладное, должно быть адаптировано для управления с помощью сенсорного экрана. Также при использовании такого экрана необходимо наличие специального режима, в который можно было бы переключаться при необходимости. Без выполнения этих условий сфера использования сенсорных дисплеев будет ограничена лишь несколькими довольно узкими нишами. Что касается клавиатур и устройств управления курсором, то тут какие‑либо существенные изменения хоть и возможны, но в целом маловероятны. Вряд ли стоит ожидать значительного прорыва в области голосового ввода, хотя появление средств распознавания команд голосом намного более реально.
Что касается карманных устройств — смартфонов и коммуникаторов — то тут развитие тоже пойдет весьма быстрыми темпами. Резервы для развития платформы ARM еще далеко не исчерпаны. Источником нового импульса может стать и появление дешевых и емких SSD-дисков, новых типов источников питания, дисплеев. Уже сейчас самые функциональные из подобных устройств могут служить полноценным рабочим местом для отдельных категорий сотрудников. В ближайшем же будущем с этим будут справляться модели среднего и даже начального уровня. А переход к облачным вычислениям позволит практически полностью устранить проблемы, связанные с несовместимостью между «настольными» и «карманными» программно-аппаратными платформами.
При этом возможно некоторое увеличение габаритов устройств, связанное с переходом к дисплеям более высокого разрешения. Однако размер экрана самого крупного вряд ли будет больше 5 дюймов. Также возможно возрождение клавиатурных устройств, близких по габаритам к КПК компании Psion конца 1990‑х.
Что касается планшетных компьютеров, которые занимают промежуточное положение между карманными системами и портативными ПК, то, думаю, перспективы этого класса для корпоративных потребителей спорны. Есть некоторые ниши, где их применение возможно, но не более того. Это уже показал пример того, что «не пошли» устройства класса MID, которые никто не хотел покупать, и тому виной отнюдь не только кризис и его последствия. Впрочем, это вопрос дискуссионный.
Все усилия — на повышение автономности
Сергей Грибанов,
менеджер по маркетингу мобильных систем Fujitsu Technology SolutionsБезусловно, ноутбуки будут продолжать вытеснять стационарные ПК, но полного вытеснения приходится ожидать не скоро. При этом привычные ПК также будут вытесняться другими видами стационарных устройств: моноблоки, терминальные устройства, устройства, ориентированные на работу в «облачной» среде, причем последние — в большей степени. Появления каких‑то революционных гаджетов в сегменте стационарных устройств не предвидится. Если же ноутбуки догонят ПК по производительности, то ноутбук с экраном в 24 дюйма автоматически превращается в стационарное устройство, лишаясь главного своего преимущества — мобильности.
В сегменте ноутбуков куда больше вариаций для улучшения потребительских качеств, чем в сегменте стационарных устройств. И если с производительностью у ноутбуков дела обстоят неплохо, то основные усилия будут направлены в первую очередь на улучшение автономной работы. Сейчас существует довольно много технологий (SSD, LED, OLED и т. п.), которые позволяют существенно снизить энергопотребление в автономном режиме, но пока они слишком дороги.