ИТ-аутсорсинг, как известно, представляет собой скорее организационную, нежели технологическую задачу. Конечно, развитие большинства видов аутсорсинга связано с использованием ЦОДов, а они, в свою очередь, относятся к самым технологически насыщенным объектам современных информационных систем. Но все равно современное состояние и перспективы аустсорсинга как в нашей стране, так и за рубежом в основном обсуждаются в контексте методологических, а не технических проблем.
В западной печати, безусловно, обсуждается много специфических проблем — изменение курса индийской рупии к доллару или евро либо, скажем, приход крупных индийских аутсорсеров непосредственно на американский и европейский рынки и привлечение с их стороны местного персонала.
Среди универсальных чаще называется тенденция приведения услуг ИТ-аутсорсинга к некому стандартизованному виду, обеспечивающему массовое их тиражирование (в англоязычной терминологии commoditization), стремление получать вертикальный сервис — от инфраструктуры до прикладных сервисов, а также более ярко выраженная тенденция использования мультисорсинга. Так, в недавней статье «Outsourcing evolution», размещенной на портале CIO.com, говорится, что сейчас в Великобритании на каждую компанию-заказчика, активно использующую услуги ИТ-аутсорсинга, поставщиков ИТ‑сервиса в среднем приходится 4,1. Ранее этот показатель был заметно меньше. Иными словами, в сфере аутсорсинга мы тоже наблюдаем небезызвестную в мире прикладных ИТ-решений тенденцию best-of-breed.
Интересные факты, касающиеся использования аутсорсинга, содержатся в исследовании канадской компании Info-Tech Research Group, давшей нам разрешение на публикацию некоторых результатов своих работ. Исследование выполнено более трех лет назад применительно к американскому рынку, однако некоторые факты явно сохраняют актуальность и сейчас в контексте развития российского рынка. В данном исследовании понятие ИТ-аутсорсинга было классифицировано по четырем компонентам: аутсорсинг инфраструктуры, разработки, поддержки прикладных систем, а также аутсорсинг службы Help Desk, связанный, в свою очередь, с обслуживанием персональных устройств сотрудников. Один из основных вопросов, обсуждавшихся в этой работе, как раз касается проблемы, вокруг которой на российском рынке давно ведутся дискуссии и не затихают споры по сей день. Состоит она в том, является ли аутсорсинг инструментом снижения затрат или повышения эффективности. Опросы американских компаний свидетельствуют о том, что около 2/3 из них используют схемы ИТ-аутсорсинга, а из тех, кто ее применяет, опять‑таки 2/3 делают это с целью сокращения затрат. Остальные же ставят основной целью повышение эффективности собственной деятельности.
При этом можно отметить тот факт, что финансовая экономия — это своего рода атомарный тезис, который уже трудно разложить по независимым составляющим, в то время как под повышением эффективности мы можем понимать самые разные факторы.
В приведенной таблице по различным типам аутсорсинга представлены качественные параметры важности для бизнеса того или иного фактора, на который соответственно влияет использование аутсорсинга определенного типа. Содержательный смысл этих факторов в общем‑то очевиден. Из представленного списка выделим, пожалуй, передачу знаний. Речь здесь, в частности, идет о возможности с помощью использования аутсорсинга того или иного типа подготовить собственный персонал. Известно, что возможностью его обучения на площадке аутсорсера и осуществления стажировок часто пользуются западные компании и после этого уже по каким‑либо фокусным направлениям поддержки идут в обратном направлении, отказываясь от аутсорсинга. У нас же такая практика по меньшей мере не распространена.
Что касается степени проникновения ИТ-аутсорсинга в деятельность того или иного бизнеса, рассматривается показатель приведенного бюджета ИТ-аутсорсинга. Показатель этот безразмерный (а следовательно, универсальный) и представляет собой приведенное к процентной величине отношение величины бюджета, выделяемого на поддержание и развитие ИТ-аутсорсинга, к совокупному ИТ‑бюджету предприятия. Несмотря на очевидную простоту, данный показатель практически не используется в отечественной практике, а от него, как выясняется, зависит немало.
Компания Info-Tech Research Group дает следующие цифры. У 61% компаний цифра приведенного аутсорсинг-бюджета составляет 20% и ниже. У 17% компаний она колеблется в пределах 20—40% от корпоративной бюджетной статьи, связанной с автоматизацией различных направлений. И наконец, 22% компаний расходуют на аутсорсинг 40 и более процентов финансовых ресурсов, выделенных на развитие информационных технологий. Примечательны и цифры нормированных по величине ИТ-бюджетов средних расходов на ИТ-аутсорсинг, выделяемых компаниями разного размера (рис. 1). Из рисунка видно, насколько разнятся величины приведенных расходов на аутсорсинг в зависимости от размера компаний. Самый большой процент затрат несут предприятия малого бизнеса с числом работающих менее 250 человек. Для них, надо полагать, подобная форма потребления ИТ‑сервисов в целом ряде случаев является единственной формой получения ИТ-поддержки. Также, думается, необходимо учитывать и тот факт, что в структуре малых предприятий зарубежного рынка известную долю занимают инновационные стартапы, которые даже на этапе раннего становления своего бизнеса могут потреблять значительные ресурсы автоматизации. Да и не инновационный малый бизнес за рубежом, по всей видимости, более технологичен. В любом случае отечественная структура малого бизнеса пока, наверное, несколько иная. Крупные компании рассматривают аутсорсинг уже как стратегическое направление, и им прежде всего интересен сервис относительно высокого уровня, который требует значительных финансовых вложений и длительных проектов его развертывания.
Наиболее консервативными оказываются типичные компании среднего рынка, которые в отличие от малых уже имеют, надо полагать, достаточно ресурсов, чтобы покрывать ими наиболее распространенные и легко оказываемые виды ИТ-услуг, но еще не ставят перед собой таких продвинутых задач, которые стоят пред крупным бизнесом.
Достаточно любопытные данные также приводит Info-Tech Research Group в отношении средней экономии, достигаемой за счет использования различного рода аутсорсинговых схем (рис. 2). Видно, что в максимальной степени затраты удается снизить за счет аутсорсинга инфраструктуры. Данный вид аутсорсинга, что характерно, остается и наиболее ресурсоемким в отношении выбора поставщика: этот этап в среднем оказывается тут более длительным, чем время, затрачиваемое на выбор подрядчика в случае сторонней разработки, а также поддержки приложений и рабочих мест. А аутсорсинг инфраструктуры больше влияет на снижение рисков (см. таблицу). По российскому рынку подобных цифр, похоже, нет, хотя задача снижения ИТ-затрат по‑прежнему актуальна, а аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и поддержки ее эксплуатации в России в различных вариантах уже встречается довольно часто. Кроме того, следует отметить, что передачей инфраструктуры в аутсорсинг почти всегда сопровождается и аутсорсинг поддержки бизнес-приложений, пока не столь часто используемый. Так что эффект в данном случае может аккумулироваться.
И наконец, весьма интересно посмотреть на построенную специалистами компании Infotech Research Group кривую (рис. 3), характеризующую очень важную зависимость получаемой в результате применения ИТ-аутсорсинга экономии от величины приведенных затрат. Утверждается, что кривая построена методом наименьших квадратов и, таким образом, характеризует общий тренд. Из рисунка видно, что если доля, связанная с поддержкой и развитием аутсорсинга, в общем ИТ-бюджете растет, то сокращать затраты становится все сложнее. И если доля затрат на аутсорсинг достигает 60 и более процентов (а таких компаний даже на западном рынке меньшинство), то с финансовой точки зрения данная форма потребления ИТ-услуг становится однозначно невыгодной предприятию. В этом случае в качестве мотивирующего фактора выступает уже не стремление к экономии, а различные направления, связанные с улучшением качества оказываемых услуг. Впрочем, пишут и о том, что развитие пресловутых облачных вычислений способно изменить традиционные показатели снижения затрат.
Если говорить о российских компаниях, то, наверное, мало кто из них приблизился даже к «критическому» значению начала падения финансовой эффективности (порядка 30%), но подобные цифры могут быть интересны и отечественному бизнесу.