Глобальный экономический кризис не мог не сказаться на деятельности корпоративных центров обработки данных. Но, как показывают результаты исследования, проведенного корпорацией Symantec, ИТ‑специалисты, несмотря на все трудности, продолжают развивать новые технические инициативы. Часть из них известна по предыдущим годам, часть отмечается впервые.

«По прошествии 12 месяцев глобального экономического спада мы видим центры обработки данных (ЦОД) на распутье», — так начинается очередной, третий по счету отчет корпорации Symantec о состоянии ЦОД в 2009г., опубликованный в январе этого года. Опрос для данного исследования проводился в ноябре прошлого года, а предыдущий — в течение последней недели сентября и первой недели октября 2008г., тоесть именно тогда, когда СМИ были полны сообщениями о начале мирового кризиса. В то время кризис не сказался на ответах — респонденты просто не успели отреагировать на новые обстоятельства. Но в этом году его влияние, безусловно, прослеживается. Тем не менее главное остается без изменений — бизнес по‑прежнему предъявляет к ИТ два требования, явным образом противоречащих друг другу. Количество задач, решаемых ИТ, должно расти, а расходы — сокращаться. Нужно делать больше, но тратить меньше. Чтобы повысить эффективность работы ЦОД, менеджеры обращаются к инновационным технологиям, и этот процесс продолжается, несмотря на кризис. Более того, в ряде случаев можно сказать, что именно кризис выступает как движущая сила технического прогресса.

Для проведения исследования Symantec опросила 1780 компаний различного профиля во всем мире (из них 45 — российские). В зависимости от числа работников (1000—1999, 2000—9999, 10000 и более) компании подразделялись на малые, средние и крупные. Непосредственно опрос осуществлялся в ноябре 2009г. сотрудниками компании Applied Research и происходил по телефону. Ответы на вопросы давали директора, вице-президенты или старшие вице-президенты по ИТ либо менеджеры, отвечающие за ЦОД.

Результат 1: средние впереди

Как и ожидали аналитики, ответы на вопросы, касающиеся уровня активности в освоении новых технологий, сильно различались. Но в авангарде прогресса удивительным образом оказались не крупные компании, располагающие необходимыми ресурсами, и не небольшие предприятия, способные к быстрой адаптации, а организации среднего размера. В опросе фигурировали 11 типов новых технологий, и названная тенденция прослеживается для всех. Например, системы непрерывного сохранения данных (Continuous Data Protection, CDP) на основе точек мгновенного восстановления внедряются или планируются к внедрению в 71% крупных компаний, 69% малых — и 83% средних. Аналогичная картина наблюдается с облачными вычислениями, виртуализацией серверов и другими техническими инновациями (см. рис. 1).

Далее, участникам опроса предлагалось оценить предполагаемый уровень изменений в ЦОД в 2010г. Доля респондентов, предполагающих «значительные изменения», составила 42%, и процент представителей крупных компаний, давших такой ответ, достаточно близок к среднему (41%). Зато из малых предприятий серьезно менять ЦОД собираются всего 34%, а из средних — 53%. Сходным образом, лишь 28% крупных предприятий в 2009г. выделили больше средств на повышение квалификации ИТ‑специалистов, чем в 2008, в то время как среди средних предприятий это сделали 50%. Об ожидаемом в 2010г. росте количества программного обеспечения в ЦОД (в том числе быстром) сообщили 46% крупных компаний и 66% средних. Все это в действительности вполне объяснимо. Как сказал ИТ-менеджер среднего предприятия из Сиэтла (его слова процитированы в отчете), «большим компаниям нужно несколько лет, чтобы просто оценить какую‑нибудь инновацию, у маленьких недостаточно ресурсов, а у средних есть правильное сочетание ресурсов и гибкости для освоения новых технологий».

Эксперты Symantec предлагают рассмотреть ситуацию с точки зрения двух факторов — ресурсов и готовности к риску. Чем предприятие крупнее, тем больше у него ресурсов и тем меньше желания рискнуть. И где‑то на уровне среднего размера достигается оптимальное соотношение того и другого.

Результат 2: сложность ЦОД растет, управлять ими становится труднее

Сложность ЦОД остается проблемой ИТ-менеджеров. На вопрос о самом серьезном препятствии, мешающем продуктивно работать, 36% респондентов ответили, что «слишком много приложений». 36% сделали более общее утверждение — «ЦОД стали очень сложными». Половина считает, что сейчас труднее, чем раньше, выполнить соглашения об уровне сервиса (SLA) в том случае, когда качество ИТ-услуги зависит от функционирования ЦОД.

Вот как объяснил сложившееся положение дел менеджер ИТ-проектов компании среднего размера из Далласа: «Во-первых, объемы данных больше, чем когда бы то ни было, а скорость, с которой мы их собираем, все время увеличивается. Во-вторых, большинство приложений сейчас работают в реальном времени, а в прошлом многие были ориентированы на пакетный режим. Наконец, ужесточились требования SLA. Это и приводит к увеличению сложности в нашей компании». ИТ-директор крупной компании в штате Пенсильвания добавил: «Уровень технических решений сейчас намного выше, чем три — пять лет назад». Год назад возрастание сложности уже фигурировало в отчете Symantec как одна из важнейших тенденций. Любая система, развиваясь, усложняется, и ЦОД, очевидно, не исключение. Проекты по внедрению новых технологий создают дополнительные трудности, а две трети участников опроса перечислили по десять (или более) инициатив, запланированных в их компаниях на 2010г.

Примерно половина респондентов сообщила, что в их ЦОД планируется, происходит или завершено построение так называемого вычислительного облака. В качестве главных привлекательных особенностей этой технологии назывались эффективность, надежность, а также сокращение затрат — как капитальных, так и операционных. Похожая картина наблюдается с технологиями «инфраструктура как сервис» и «платформа как сервис».

Около 60% респондентов планируют, проводят или полностью осуществили консолидацию серверов — правда, лишь 20% решились консолидировать серверы, критически важные для бизнеса. В проекты, связанные с виртуализацией, вовлечены 63% опрошенных компаний, причем за последний год в освоении соответствующих технологий произошел явный прорыв. Число ЦОД, эксплуатирующих приложения в виртуальной среде, для разных типов приложений выросло по сравнению с 2008г. в три — десять раз (рис. 2).

Результат 3: данные — главная забота

Как уже говорилось, у двух третей опрошенных предприятий список существенных технологических инициатив на 2010г. включал десять или более пунктов. Чаще всего при этом упоминались меры информационной безопасности, резервное копирование и восстановление данных, а также непрерывное сохранение (CDP).

83% респондентов охарактеризовали вопросы информационной безопасности как важные или очень важные. 79% сказали это же о системах резервного копирования и восстановления информации, а 76% назвали в качестве одной из главных инициатив своих ЦОД на ближайший год непрерывное сохранение данных.

Средний (медианный) объем дискового пространства для всех ЦОД компании составил 218 Тбайт, увеличившись примерно в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом (128 Тбайт). Среднее число разных поставщиков систем хранения для одной компании — пять. В качестве самых «прожорливых» задач респонденты выделили корпоративные управляющие системы (ERP, CRM и т.п.), системы бизнес-аналитики и Web-приложения; состав этой тройки не изменился с прошлого года.

По 59% опрошенных компаний планируют развернуть, развертывают или уже применяют решения по виртуализации хранения и по дедупликации «вторичных» данных (т.е. данных в резервных копиях, архивах, системах аварийного восстановления). Для решений по управлению ресурсами хранения (Storage Resource Management, SRM), а также для систем непрерывного сохранения/мгновенного восстановления соответствующий показатель — 51%.

Результат 4: кадры остаются серьезной проблемой

Кадровые вопросы были серьезной проблемой для компаний в 2008г. и остались таковой в 2009г. На самом деле ситуация обострилась. Более половины респондентов сообщили о некоторой или даже очень серьезной нехватке персонала (в 2008г. такой ответ дали 37%). И у 76% открыто столько же или даже больше вакансий, сколько и год назад.

Если говорить о специфической квалификации, то острее всего ощущается потребность в специалистах по сетевым технологиям, виртуализации и информационной безопасности — они нужны соответственно в 45, 44 и 43% компаний. Но квалифицированных работников трудно найти, да и финансовые ограничения мешают их нанять.

«На самом деле мы недавно потеряли 25% штатного состава из‑за сокращений, — рассказывает менеджер сети нью-йоркского предприятия среднего размера. — Сейчас я выполняю несколько разных работ, работаю из дома и по выходным, занимаюсь вещами, которыми мне раньше никогда не приходилось заниматься. Пытаюсь делать больше с меньшими затратами. Лучше бы нам набрать еще людей, но на данный момент это, видимо, невозможно».

Чтобы смягчить остроту проблемы, компании прибегают к различным видам внешней помощи: консультациям (57%), сервисам, управляемым сторонними исполнителями (41%), полному аутсорсингу (39%) или «косорсингу» (37%) определенных функций ЦОД, а также к услугам, предоставляемым на основе новых технологий, — инфраструктура как сервис (29%), облачные вычисления (28%), платформа как сервис (17%). Как изменилась в результате применения аутсорсинга удовлетворенность внутренних пользователей? По мнению большинства (40%) респондентов, она осталась на прежнем уровне. Оставшиеся 60% разделились примерно пополам: около 30% ответили, что удовлетворенность снизилась, и около 30% — что выросла.

Обучению персонала также придается большое значение: в 71% опрошенных компаний эту задачу считают стратегической (а не тактической). Правда, кризис не дал компаниям выделить на обучение столько денег, сколько планировалось первоначально: соответствующий бюджет вырос в 2009г. лишь в 33% компаний (в 2008г. — в 42%), хотя год назад о намерении его увеличить сообщили 47% респондентов. Сейчас увеличение планируют 38%, большинство (47%) рассчитывают израсходовать на обучение столько же, а 15% (против 20% в 2008г.) — меньше, чем год назад.

Результат 5: проблемы с планом аварийного восстановления

Среднее за год число аварий, вызвавших простои на опрошенных предприятиях, — две. В качестве главных причин простоев респонденты чаще всего называли системные сбои (43%), сбои приложений (41%) и стихийные бедствия (36%). Среднее время восстановления работоспособности ЦОД после этих событий равнялось 4 часам, средняя стоимость восстановления — $10000, затраты труда ИТ‑специалистов — 6 человеко-часам. По собственной оценке респондентов, на восстановление нормального функционирования корпоративных бизнес-приложений (ERP, CRM и т.п.), систем бизнес-аналитики, приложений баз данных у них уйдет 3 часа. В случае Web-приложений, систем обмена сообщениями, совместной работы, обеспечения транзакций понадобится 2 часа, а чтобы возобновить доступ к SaaS-приложению, хватит 1 часа (все средние оценки — медианы).

Организаторы исследования попросили представителей компаний оценить степень собственной уверенности в том, что их план аварийного восстановления сработает должным образом. Средний (медианный) показатель был 80%, что, конечно, неплохо, но вместе с тем указывает на необходимость работать дальше. В действительности со времени предыдущего опроса картина с уровнем готовности планов аварийного восстановления практически не изменилась: как и год назад, около трети респондентов сказали, что их план нуждается в дальнейшей проработке либо является неформальным/недокументированным. Ревизию плана проводили в 2009г. лишь 72% компаний, в то время как в 2008г. это сделали 94%. Нередки случаи, когда план не учитывает важные составляющие работы ЦОД, такие как виртуальные серверы или инициативы в сфере облачных вычислений.

Рекомендации

  • На основе анализа результатов исследования компания Symantec посчитала целесообразным дать следующие рекомендации. Для предприятий среднего размера, которые активно осваивают новые технологии, но не располагают таким же мощным штатом квалифицированных сотрудников, как крупные компании, особое значение имеет программное обеспечение, способное работать в неоднородных вычислительных средах.
  • Механизмы дедупликации данных должны быть развернуты вблизи источника информации — это позволит устранить избыточность во всей системе, обеспечив снижение затрат на хранение данных и поддержку работы сети.
  • Администраторам ЦОД нужна возможность единого управления хранением информации для сред, в которых присутствуют разнородные серверы и системы хранения. Тогда они смогут отказаться от приобретения дополнительных систем хранения, повысив эффективность использования существующих систем за счет применения новых технологий, таких как управление ресурсами хранения (SRM), тонкое распределение ресурсов (thin provisioning), дедупликация, виртуализация хранения и непрерывное сохранение/мгновенное восстановление информации. Подход к управлению системами хранения на основе целостной концепции поможет сдержать рост затрат на дисковые массивы и во многих случаях отсрочить приобретение нового оборудования.
  • Тестирование плана аварийного восстановления способно само по себе существенно влиять на бизнес. Предприятиям следует оценивать и внедрять «неразрушающие» методы тестирования и добиваться успешного прохождения тестов.
  • Чтобы упростить управление информацией, организациям следует развернуть единую унифицированную платформу для защиты физических и виртуальных машин.